Права особой категории

Правовая защита, социализация, трудоустройство – у Геннадия Постникова своя формула правозащитной деятельности

Правоохранительные ведомства становятся все более открытыми и подконтрольными институтам гражданского общества. Особенно часто посещают исправительные учреждения правозащитники – общаются с подследственными и осужденными. «Закрытых тем» для них нет. В условиях прозрачности правозащитникам очень важно сохранить объективность, а не делать себе имя, гоняясь за сенсацией, ведь громкие разоблачения можно создать из любого выявленного нарушения, но принесет ли это пользу делу? Томская Общественная наблюдательная комиссия, которую с момента создания возглавляет Геннадий Постников, считается одной из самых авторитетных и стабильно работающих. В 2010 году ее признали лучшей в России по содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Правовая защита, социализация, трудоустройство – у Геннадия Постникова своя формула правозащитной деятельности

Физика без лирики

Геннадий Постников – председатель Общественной наблюдательной комиссии Томской области, председатель президиума Томского регионального отделения общероссийской общественной организации «Совет ОНК», член комиссии по помилованию при губернаторе, помощник Уполномоченного по правам человека в Томской области, член совета общественных инициатив законодательной Думы Томской области, секретарь Общественного совета при УФСИН.

Правозащитник по призванию. Мечтал ли он с детства защищать права, восстанавливать справедливость? Едва ли. Ведь в свое время за отличные успехи ученика 9-го класса Геннадия Постникова пригласили в физико-математическую школу-интернат при Новосибирском государственном университете. Закончив ее с серебряной медалью, он поступил на физический факультет этого же вуза. Через год, когда любимую специальность «физика взрыва» решили закрыть, Постников перевелся на физико-технический факультет Томского госуниверситета.

Научные интересы он совмещал со спортом и посещением театров. Особенно любил веселые водевили. Девушки обращали внимание на неординарного студента, но он вечно пропадал либо в библиотеке, либо в научно-исследовательском институте. Единственное, что он не пропускал – дискотеки, где и встретился с Екатериной Выпринцевой. Они учились в одной группе и оба учились хорошо, увлекались наукой. Но соперничества – кто умнее – не было, скорее сотрудничество, приятное обоим. И однажды Геннадий предложил одногруппнице «пойти в ЗАГС». Очень обыденно, не вставая на колено, не произнося высокопарных слов и не осыпая розами. В их отношениях не было романтики, вздохов под луной и конфетно-букетной прелюдии. Геннадий не сентиментален.

Все просто и с точным «математическим расчетом» – умная, симпатичная и обаятельная Катя будет отличной женой и матерью. Избранница согласилась, и через три месяца они сыграли свадьбу. Через год у них родилась дочь Александра. Расчет оказался верным – супруги сумели создать крепкую семью, решая сообща бытовые проблемы. После получения диплома Геннадий Постников закончил аспирантуру и… распрощался с физикой.

Из аспирантуры – за школьную парту

Наука в общем, и физика в частности, были в те годы не в почете. Содержать семью на нищенскую зарплату научного сотрудника, даже подающего большие надежды, было невозможно. Екатерина после окончания вуза стала работать в политехническом университете, а Геннадий Постников устроился помощником заместителя губернатора Томской области Николая Белоусова, который курировал внешнеэкономическую деятельность, торговлю, природные ресурсы и малое предпринимательство.

В 1996 году он возглавил некоммерческий городской фонд социально-экономического развития «Томский», который занимался привлечением инвестиций в городской бюджет. «Мы организовали производство школьной и специальной мебели в исправительной колонии Новосибирской области и ее поставку в счет долгов предприятий томской казне. Реализация проекта помогла обновить школьную мебель в городских и районных учебных заведениях, оборудовать новые школы, учреждения социальной защиты и здравоохранения. На имя губернатора Кресса пришло благодарственное письмо от заместителя министра образования и рекомендация сотрудничать с фондом при комплектации учреждений образования», – вспоминает бывший генеральный директор фонда Постников.

Его следующим успешным проектом стал региональный некоммерческий фонд социально-экономического развития «Сибирский», действующий в рамках межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». «Мы ставили задачу развития промышленных предприятий и привлечения инвестиций в экономику Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края. Фонд занимался экономикой и производством, разрабатывал маркетинговые стратегии, концепции сбыта и снабжения. Были и собственные проекты, связанные с развитием промышленности и строительства, они работают и сегодня, – продолжает Геннадий Постников. – В 2008 году фонд «Сибирский» встал на защиту прав человека. Со временем непрофильная деятельность фонда пошла вразрез с основной экономической».

На линии контроль

В 2008 году, когда вступил в силу федеральный закон № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», была организована Общественная наблюдательная комиссия (ОНК). В торжественной обстановке в зале областной администрации первому созыву общественных правозащитников – Геннадию Постникову, Николаю Ольховику, Татьяне Захарковой, Елене Борзуновой, Борису Тренину, Светлане Михайловой и Альбине Помогаевой выдали мандаты, подписанные секретарем Общественной палаты РФ. В обязанности членов ОНК входит проверка соблюдения прав человека в местах принудительного содержания – камерах административно задержанных и изоляторах временного содержания, входящих в компетенцию УМВД, следственных изоляторах и колониях, подведомственных УФСИН.

«В 2009 году нам поступило 46 жалоб, а в 2011 году их поток увеличился кратно. Мы проверили 255 жалоб из мест лишения свободы, причем 30 из них поступили из УИС, а остальные – из ИВС. Из 30 претензий к УФСИН фактически подтвердились только 10. В основном, жаловались на условия содержания и медицинское обслуживание. Отбывать срок хочется всем в более комфортных условиях, а лечиться по собственному разумению, а не по рекомендациям врачей. Не всегда жалобы обоснованы, но мы проверяем каждый факт», – говорит главный правозащитник ОНК.

В 2010 году часть жалоб стала поступать в аппарат областного омбудсмена. Это разгрузило почту Общественной наблюдательной комиссии, куда приходили жалобы по всем фактам нарушений прав человека. Кстати, Геннадий Постников – помощник Уполномоченного по правам человека в Томской области, и места «не столь отдаленные» – его «специализация».

Правозащитник поясняет: самые незащищенные в социальном плане – освобождающиеся из колоний. Они отвыкли от свободы за долгие годы заключения, где жизнь регламентирована распорядком и не надо думать о хлебе насущном. После освобождения необходимо зарабатывать деньги. И чтобы не пойти по привычной криминальной дороге, многим необходима помощь медиков, психологов, социальных работников в реабилитационных центрах.

Правда, в Томске подобных учреждений нет. А потому правозащитники знают: помогать осужденным необходимо не только на поздних стадиях срока. В колониях Геннадий Постников обязательно обходит отряды, столовую, производственные корпуса, проверяет документацию, общается с осужденными, интересуется их жизнью, образованием, работой, семьей.

Работа правозащитников постепенно улучшает условия содержания в местах заключения. Летом прошлого года Асиновский ИВС вызвал много нареканий Уполномоченного по правам человека в Томской области Нелли Кречетовой, поразив ее «нечеловеческими» условиями. Эти вопиющие факты стали достоянием общественности, на раз прозвучав в СМИ. Сейчас ситуация изменилась. По словам Геннадия Николаевича, там сделали капитальный ремонт и даже поставили пластиковые окна в камерах цокольного этажа. Содержание в ИВС стало более человеческим.

«Три кита» ОНК

Кроме работы по жалобам ОНК организует свою деятельность по трем основным направлениям – ресоциализация несовершеннолетних осужденных, организация медицинского обслуживания и развитие производства в колониях.

Ресоциализация подростков – одно из самых сложных направлений. За полгода до выхода на свободу осужденные из воспитательных колоний посещают «Школу для освобождающихся», где им прививают основные психологические и социальные навыки жизни на свободе, мотивируют к поступлению в учебные заведения или к поиску работы. За время работы в ОНК 10 подростков, освободившихся из воспитательных колоний, успешно поступили в томские учебные заведения. Семь из них хорошо учатся, а трое были отчислены за пропуски занятий. Не выдержали испытания волей, а рядом не оказалось разумного взрослого человека – психолога, социального работника, который бы вовремя помог.

Второе направление работы – медицина. Общественная наблюдательная комиссия совместно с медицинским отделом УФСИН и территориальным фондом ОМС первые в России работают над вопросом выдачи осужденным, обвиняемым и подозреваемым полисов обязательного медицинского страхования, которые позволят обращаться не только к пенитенциарным, но и к гражданским специалистам.

Трудозанятость спецконтингента – одна из основных задач УФСИН. В советское время все томские заводы имели цеха на режимной территории, и выполнение государственного плана было основным показателем успешной работы колонии. В рыночную экономику стало сложнее встроиться, нужно проводить мониторинг рынка, развивать менеджмент. Здесь и пригодился опыт Геннадия Постникова. При его содействии пять производственных участков было открыто в исправительных учреждениях. В ИК-2 налажено изготовление обуви, погонажных изделий и топливных брикетов из отходов лесопиления. В ИК-3 открыт цех по производству акриловых ванн, в ИК-4 – участок по сушке древесины.

Защита гражданских прав – работа ненормированная. Геннадия Постникова просят о помощи в любое время суток. Например, недавно из дагестанского аула плакала в телефонную трубку мать осужденного, отбывающего наказание в Томске. Она просила помочь сыну, которого, по слухам, жестоко бьют. Правозащитник встретился с осужденным. «Бьют? – искренне удивился тот, – передайте, что жив, здоров, жалоб нет и … извинения, что долго не писал». Мать обрадовалась ответу Постникова, позвонившего ей на следующий день. Рассказ о томском правозащитнике вместе с номером сотового телефона и дальше будет передаваться из уст в уста.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру