Новые маршруты

По итогам этого лета корреспонденты «МК» выяснили, где в нашем городе в ближайшие годы появятся новые дороги и развязки

 Так много этим летом было сказано о том, что скоро будет построена в городе новая, следующая за Пушкинской, развязка на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Сибирской, что планируется расширение Мокрушинского переезда до четырех полос. Много говорилось и о проведении капитального ремонта целого ряда дорожных участков. Да и вообще, идей и планов у города сегодня – море.

О том, каким будет облик дорог нашего города через несколько лет, о будущих проектах и планах на перспективу рассказал «МК» председатель комитета подготовки производства и перспективного развития департамента капитального строительства Томска Александр Боченков.

По итогам этого лета корреспонденты «МК» выяснили, где в нашем городе в ближайшие годы появятся новые дороги и развязки

 Глобально о перспективах

Главным «путеводителем» в этом вопросе, конечно же, является программа «Развитие улично-дорожной сети в Томске на 2013–2016 гг.», включающая в себя 85 самых приоритетных, первоочередных объектов, которые в ближайшей перспективе должны быть построены или отремонтированы.

– Разработали программу специалисты ТГАСУ. Она включает в себя три основных раздела: строительство, реконструкция и капитальный ремонт томских дорог, а также постройку 20 надземных пешеходных переходов. Материал этой программы мы собираем уже фактически второй год, и заложенные в нее проекты способны при их реализации решить большинство «больных» для нашего города вопросов, – рассказал Александр Боченков, добавив, что стоимость разработки проектной документации для этой программы составляет порядка 8 млрд рублей.

Подчеркнем, что в проект, прежде всего, вошли те дороги, которые на данный момент острее всего нуждаются в «разгрузке», ремонте или в принципе не имеют транспортного (асфальтового) покрытия.

Есть в этом списке улица Советская, на участке которой от переулка Батенькова до проспекта Кирова запланировано проведение реконструкции. Здесь же, на участке от Советской до Нахимова, предполагается и замена трамвайных путей на бесшпальную систему, благодаря чему можно будет расширить дорогу до четырех полос движения. Заложены сроки этого проекта в настоящее время до 2014–2015 года.

В перспективе также и строительство автомобильной дороги от южной площадки ОЭЗ до аэропорта Богашево, стоимость которого составит порядка 160 млн рублей. Здесь же, в программе, и реконструкция улицы Яковлева, и «разгрузка» участка улицы Красноармейской, идущего до моста через Ушайку, где в настоящее время в «час пик» возникают довольно-таки немалые «пробки». По словам Александра Боченкова, предполагается разбить работу на три этапа: от улицы Пушкина до моста, от моста до улицы Усова, а от нее – до площади Транспортной. Таким образом, уверены эксперты, транспортная нагрузка на этот участок дороги должна будет снизиться.

Стоит в программе на 2014 год и находящаяся сегодня в плачевном состоянии улица Мичурина.

Также включает в себя генеральный план развития дорожной сети города и застройку левобережья, и строительство центральной мостовой через Томь.

– Вообще мы планируем построить четыре моста. Два из них уже возведены и функционируют, третий запроектирован, а четвертый предполагается разместить ниже по течению реки. Он будет предназначен для большого транспортного кольца, – пояснил Александр Боченков, добавив, что строительство двух таких кольцевых дорог – большой и малой – также является необходимой мерой по «разгрузке» томских дорог. Большое кольцо предназначено для тяжелого грузового транспорта, который будет объезжать по этой дороге центральную часть города, не создавая на территории Томска пробок. Малое транспортное кольцо, соответственно, примет на себя легковые автомобили. Стоимость проекта составляет на сегодняшний день 160 млн рублей.

 

Первоочередные вопросы

В числе первоочередных объектов на 2014 год также и проспект Фрунзе. Его реконструкция будет проведена с возможностью расширения некоторых перекрестков до шести полос, чтобы создать здесь какие-то дополнительные дорожные «стрелки», новые повороты.

На улице Мичурина, от участка промзоны с выездом на дорогу к ТНХК, запланирован капитальный ремонт. В списке объектов капитального ремонта также улицы Эуштинская, Бердская, Писемская, проспект Ленина, улица Розы Люксембург, улицы 5 армии и Ижевская. И таких объектов в списке программы, который, кстати, до сих пор пополняется новыми наименованиями томских улиц, признается Александр Боченков, сегодня «тьма тьмущая».

Расширение же до четырех полос движения дороги на улице Мокрушина – к сожалению, пока еще только «голубая мечта» как томичей, так и администрации города. Проекта для проведения таких работ на руках у сотрудников департамента нет, ввиду чего планы остаются пока что всего лишь планами. С другой стороны, не все же сразу! Для начала улицу необходимо реконструировать, и проект стоимостью 7 млн рублей на 2014 год с этой целью уже разработан.

А вот строительство двухуровневой транспортной развязки на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Сибирской – дело уже решенное. Проект этого объекта заложен на 2015 год и составляет 12 млн рублей. Новая развязка, уверены специалисты департамента капитального строительства, освободит в будущем этот перекресток от постоянно образующихся здесь пробок. Вот только изначальная идея о строительстве на этом участке тоннеля со временем потеряла свою привлекательность для разработчиков проектной сметы ввиду большой дороговизны такого строительства. Дело в том, что под землею здесь проходит масса коммуникаций, а потому вместо тоннеля куда проще будет построить на пересечении Комсомольского и Сибирской путепровод.

Что до дел насущных, в настоящее время, по словам Александра Боченкова, в плане дорожно-строительных работ этим летом администрация города, так сказать, «подчищала хвосты», заканчивая ремонт начатых объектов – улиц Угрюмова, Загорной, Сибирской, Обручева, Дальне-Ключевской, Степановской, а также устраняя выявленные изъяны на Пушкинской развязке.

И дело не в том, что на строительство новых объектов не хватало рук. Проблема кроется в отсутствии финансирования программы.

 

Неравнодушные горожане

– На всю разработанную нами сегодня программу пока денег в областном бюджете нет, – честно признается Александр Боченков.

Так, по его словам, на 2013 год в распоряжение департаменту было выделено всего 12 млн рублей. Из них на 11 млн 999 тысяч рублей ведется сегодня проектная разработка тоннеля для решения проблемы Мокрушинского переезда.

– И это с учетом нашей договоренности с «Томгипротрансом» (Томским проектно-изыскательным институтом), чтобы они как местные «жители», которые здесь работают и, в том числе, имеют часть предприятия за Мокрушинским переездом, пошли навстречу и уменьшили стоимость проектирования. Ведь по факту стоимость проекта составляет 42 млн рублей. Мы его делаем за одиннадцать и девятьсот девяносто девять, как в «Эльдорадо», – шутит Александр Боченков и тут же снова становится серьезным, отмечая, что экономить в этой ситуации приходится нешуточно.

Тем более что многие проекты впоследствии, как водится, дорожают по причине неучтенных проектировщиками негативных внешних факторов на месте проведения тех или иных работ. Да всего теоретически и не учтешь, как не старайся. Жизнь любые планы скорректирует. И вот тут-то, при пересчете финансирования строительства той или иной дороги, возникает вопрос – откуда брать дополнительные средства? Пока таковые ищут, ремонт или строительство дороги к всеобщему неудовольствию затягивается.

– Такая ситуация произошла у нас во время ремонта на Дальне-Ключевской. Стоимость проекта по техническим условиям возросла более чем на 100 тысяч рублей, и сейчас наш застройщик ОАО «Сибмост» строит ее фактически на свои средства, пока мы ищем, где получить дополнительное финансирование. Стараемся участвовать во всех возможных областных и федеральных программах, чтобы поддерживать и развивать каждый из наших проектов, – уточняет Александр Боченков. – Да и вообще, эта организация является на сегодняшний день одним из самых активных наших инвесторов, помогающих развитию города.

Конечно, поспешно добавил Александр Боченков, нельзя сказать, что предложения от инвесторов сыплются в департамент капитального строительства градом. Однако помощь, большая и малая, оказываемая предпринимателями городу, очень важна.

Так, например, проект строительство центрального мостового перехода, заложенный в программу «Развитие улично-дорожной сети в Томске на 2013–2016 гг.» стоимостью в 100 млн рублей полностью оплачен компанией «Сибмост».

На средства инвесторов разработан и проект капитального ремонта проспекта Ленина. Строятся на инвесторские средства и два надземных пешеходных перехода на Мира и в районе Октябрьского рынка.

– Бывают ситуации, когда инвесторы просто помогают финансово с тем или иным нашим проектом, а были и случаи, когда люди приходили и просили департамент построить в какой-то части города подъезд или парковку, выделяя на это частные инвесторские средства.

И мы строили, – признается Александр Боченков. – Есть у нас и такие неравнодушные к судьбе улиц Томска горожане.

Кстати, работа над программой по развитию томских дорог до 2016 года ведется не только по генеральному плану горадминистрации. Учитываются в ее формировании и многочисленные обращения, просьбы самих томичей по реконструкции, строительству тех или иных участков дорог.

Так что вопрос о будущем томских дорог решают сегодня администрация города и томичи сообща. Ну, а что касается проволочек и трудностей, Москва, как известно, тоже не сразу строилась.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру