Пока Путин не прикрикнул...

...Томская прокуратура не поторопилась разбираться в тёмных пятнах деятельности «Томскводоканала»

На последней пресс-конференции Владимир Путин, говоря о проблеме увода активов российских кампаний в оффшор, упомянул и томский «Томскводоканал». Томичи надеятся, что может быть хотя бы сейчас томские силовики проанализируют деятельность этой структуры.

Например, томский общественник Владимир Губа с 2011 года не раз отправлял запросы в правоохранительные органы Томской области по многим явно проблемным фактам деятельности кампании. Из них более 20 запросов – в прокуратуру Томской области, каждый из которых мог вполне стать основанием для полноценным уголовного дела. Однако уголовное дело по данному факту было возбуждено только осенью этого года. Мы взяли интервью у Владимира Губы, который предоставил нам большое количество документов по теме.

--

Так был ли адрес?

Самые первые претензии к иностранному инвестору возникли еще три года назад, многие, правда, уже успели подзабыть, как проводился конкурс в декабре 2010 года, где выбирался инвестор для томского «Водоканала».

– С самого начала прихода компании «Веолия Вода» в Томск, допущено колоссальное количество нарушений, – говорит Владимир Губа. – В первую очередь конкурс, который был проведен на выбор водоснабжающей организации в 2010 году. Даже по формальным признакам его можно отменить, а все документы, которые были подписаны признать юридически ничтожными. Во-первых, многие томичи, как я думаю, помнят постоянные сообщения о том, что губернатор Томской области подписал соглашение, встретился, провел консультации с представителями компании «Веолия Вода». Уже это говорит о том, что конкурс не был равным для всех, – преференции от администрации Томской области были предоставлены только одной компании.

Однако и это еще не все. В протоколах конкурса, где победителем признается компания АО «Веолиа Вода Сибериа», точнее ее томский филиал ООО «Веолиа Вода Томск», четко указан адрес этой компании в Томске – пр. Фрунзе, 25, это огромное десятиэтажное здание. Этот же адрес был указан в уставных документах компании «Веолиа Вода Томск». Так вот, по данному адресу этой компании никогда не было. Это был фиктивный адрес компании-пустышки. Неспроста нигде в документах не были указаны этаж и номер офиса, в данном здании о существовании «Веолиа Вода Томск» никто не знал и никогда ее не видел. Как же в администрации Томска вообще могли признать победителем конкурса несуществующую на тот момент по факту компанию?

Впоследствии компания «Веолиа Вода Томск» быстро «переместилась» по адресу: Томск, Шевченко, 41а, именно туда, где располагался МУП «ТЭК», который и передавал свои коммуникации пришедшему иностранному инвестору. Компания также в мае 2011 года сменила свое название с ООО «Веолиа Вода Томск», на ООО «Томскводоканал». Как считает томский общественник, в Томск, по сути, пришло только название – никакой «зарубежный инвестор» по факту в город так и не пришел.

--

Без лицензий, но за деньги

Однако странные фокусы с несуществующими адресами и изменением названия были только началом. Практически сразу же выяснилось, что компания «Веолиа Вода Томск» не может законно работать на территории Томска – у нее просто-напросто не было лицензий, причем ни на один вид деятельности, что, в принципе, не удивительно для де-факто не существующей компании. «Веолиа Вода Томск», договор с которой администрацией Томска был заключен 18 декабря 2010 года и которая начала свою коммерческую деятельность в январе 2011 года, не имела лицензий ни на добычу воды из артезианских скважин на территории томского водозабора, ни на допуск к документам, составляющим государственную тайну, ни на работу с отходами I–IV класса опасности.

– Все эти якобы существующие сейчас лицензии были получены уже после начала коммерческой деятельности компании, – продолжает Владимир Губа. – Причем только после того, как я написал запросы и ткнул их лицом в то, что представители ООО «Веолиа Вода Томск» грубо нарушают федеральные законы России. Сравните: лицензию на работу с недрами ООО «Томскводоканал» получило только 11 сентября 2011 года (спустя 9 месяцев работы), лицензию на работу с отходами I–IV класса опасности – 12 декабря 2011 года (спустя 11 месяцев работы), лицензию на работу с секретными документами – 24 апреля 2012 года (только через год и 4 месяца после начала работы). Кроме того, за отсутствие данных лицензий компанию оштрафовала на 300 000 рублей природоохранная прокуратура. Все это время компания «Томскводоканал» занималась, по моему мнению, незаконной предпринимательской деятельностью, получала прибыль, не имея на это права. Кроме того, как без данных лицензий данное ООО «Веолиа Вода Томск» вообще могло выиграть конкурс? И почему тогда Прокуратура Томской области не отреагировала, молча взирая на то, что происходит?!

Как считает Владимир Губа, именно эти документы и заинтересовали ОБЭП УМВД Томской области. Сейчас они изъяты, и по данному факту проводится проверка. Чем она закончится, пока сказать трудно, объем нарушений по всем указанным фактам очень велик.

– Хотелось бы, чтобы проверка не была формальной, – продолжает Губа, – уже того, что есть, хватит на возбуждение не одного уголовного дела. Хотя к этому инвестору, «Веолиа Вода Сибериа», есть очень много и других, весьма серьезных вопросов. Даже сейчас компания ООО «Томскводоканал» не оформило в аренду земельные участки под коммуникациями города, а потому ничего не платит в бюджет Томска за использование земли. Интересно, откуда у ООО «Томскводоканала» большое количество счетов в других регионах России. Кроме того, нужно обязательно разобраться и в зарубежных активах данной компании. Кому принадлежит «Веолиа Вода Сибериа», зарегистрированная в Чехии, где она находится по факту и кто ее владелец и конечный бенефициар? Или кто реальные владельцы «Веолиа Вода СНГ» и «Веолиа Вода» во Франции? По моей информации, компания «Веолиа Вода Сибериа», как и ее «томский филиал» «Веолиа Вода Томск» не существует по указанному в уставе адресу в Праге, по улице Парижской, 15. Поэтому это нужно обязательно проверить. Рискну предположить, что изначально вся эта история с приходом разрекламированного «иностранного инвестора» была, как я думаю, обычной откачкой капиталов из Томской области за рубеж. Тут обязательно нужны запросы по линии Интерпола и вмешательство Генеральной прокуратуры России. Жаль только, что никто ничего не стал делать сразу, но может быть сейчас, после вмешательства Путина, силовики активизируются?..

Слово «обвиняемому»

Вот как прокомментировал пресс-служба «Томскводоканала» ситуацию с возбуждением уголовного дела

«Представители УМВД России по Томской области ознакомили ООО «Томскводоканал» с постановлением о возбуждении уголовного дела по факту незаконной предпринимательской деятельности. Основание – работа предприятия без лицензии на пользование недрами (добычу воды) в 2011 году.

Речь идет о «переходном» периоде, когда эксплуатируемый имущественный комплекс передавался из управления МУП «Томский энергокомплекс» в ООО «Томскводоканал» на правах аренды на основании результатов проведенного муниципалитетом конкурса.

Первое обращение по факту отзыва лицензии у МУП «Томский энергокомплекс» и заявку на ее получение ООО «Томскводоканал» были направлены в Федеральное агентство по недропользованию марте 2011 года. Уточним, что заявка не может быть принята к рассмотрению без соблюдения существенных условий: организация-заявитель должна иметь право на эксплуатацию имущества, в частности, скважин, квалифицированный персонал для их обслуживания и т.д. Таким образом, лицензирующий орган отклонял заявку до момента фактического прекращения деятельности МУП «Томский энергокомплекс». Документы были приняты к рассмотрению в июне 2011 года, а 19 сентября 2011 года Роснедра выдали лицензию.

При этом прекращение деятельности по добыче и транспортировке воды из-за отсутствия лицензии означало было наступление социально-эпидемиологической катастрофы в областном центре: «Томскводоканал» был бы вынужден прекратить холодное водоснабжение, поставку воды для нужд горячего водоснабжения, отвод бытовых стоков, транспортировку воды для нужд предприятий. То есть работа больниц, школ, детских садов, заводов была бы парализована, как и жизнь томичей, на неопределенный срок. Вместе с тем, осуществляя безлицензионный забор воды, предприятие фактически выполняло все условия лицензии: на протяжении переходного периода компания осуществляла водозабор по установленным лимитам, уплачивало водный налог, осуществляло контроль качества воды.

В открытых источниках можно найти массу примеров, когда смена эксплуатирующей организации системы водоснабжения и водоотведения городов России приводила к вынужденной безлицензионной добыче воды. Ведь подобные лицензии выдаются не на вид деятельности, а на право пользования недрами. При этом две организации не могут быть держателями лицензии на один и тот же участок недр одновременно, как и распоряжаться одним и тем же имущественным комплексом, содержать один и тот же коллектив.Таким образом, ООО «Томскводоканал» считает, что его действия не могут быть квалифицированы как преступные. В условиях существующего пробела лицензионного законодательства компания не имела возможности действовать иначе и прекратить подачу воды в город».

Станислав СТАНОВ

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 11 декабря 2013

Заголовок в газете: Пока Путин не прикрикнул...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру