Независимые журналисты рассказали о результатах правления экс-томича Наговицына в Бурятии
Поделиться
На минувшей неделе сразу несколько федеральных изданий разместили большие материалы о бывшем томском чиновнике, преданном члене команды экс-губернатора Виктора Кресса – Вячеславе Наговицыне.
О том самом, который с в 2007 году по протекции экс-губернатора был назначен президентом Бурятии. По мнению политологов, такой информационный накат (в том числе и прокремлевских СМИ) означает только одно: готовится общественное мнение для отставки Наговицына. Для томичей же эти материалы интересны тем, что напоминают нам о людях, которые управляли нами 20 лет...
--
Печальный след
Однако для сначала стоит вспомнить, чем же запомнился этот человек в Томской области.
Напомним – с марта 1998 по декабрь 1999 он работал в должности заместителя главы администрации (губернатора) Томской области по промышленности и поддержке предпринимательства, затем возглавил Правительство Томской области. С 2002-го – председатель координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
За все время пребывания в Томской области «управленец» Вячеслав Наговицын оставил за собой длинный и весьма скандальный след. В разгар деятельности именно этого «реформатора» в Томской области «встали» большинство крупных НИИ и заводов, а их сотрудники были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Зато огромные бюджетные деньги были потрачены на возведение печально известного спиртового завода «Экстрасиб». По замыслу Наговицына и Кресса, завод должен был стать настоящим «кормильцем» региона. По документам в его строительство было вложено 270 млн рублей. Завод был построен, и даже назначили дату его торжественного открытия с участием Наговицына. Однако в этот знаменательный день на «Экстрасибе» произошла крупная авария. В результате туда не пускали не только участников мероприятия, но и сотрудников МЧС, которым поступило сообщение о мощном взрыве. На протяжении ещё нескольких лет запуск завода откладывался из-за различных аварий, пока он не был продан правительством Томской области за 5 млн рублей (напомним, при бюджетных вливаниях в 270 млн рублей). Сейчас на месте данного завода лишь руины, своего рода надгробный памятник «умелым экономистам».
__
РКС по-томски
Другим скандальным «детищем» экс-губернатора Виктора Кресса и его верного соратника Наговицына стал проект «Томские Коммунальные Системы» (ТКС). Именно они привели в регион «Российские коммунальные системы» (РКС), которые создали здесь свой филиал. На работу в ТКС в качестве заместителя директора сразу был принят Константин Наговицын, сын Вячеслава Наговицына. Почти одновременно отец обеспечил своему отпрыску и две хлебные должности – заместителя главного инженера по обеспечению производства МУП «Томский энергокомплекс» и заместителя начальника управления Административно-управленческого аппарата по производству ОГУП «Региональный деловой центр Томской области». Мало того, Вячеслав Наговицын лично входил в совет директоров данной компании. Всем были обещаны модернизация, вложения больших инвестиций. На первых порах РКС должны были вложить в модернизацию коммунальной системы Томска 360 млн рублей, а общий объем инвестиций должен был составить 1,4 млрд рублей. Однако деятельность РКС не запомнилась в Томской области ничем кроме масштабных скандалов, постоянных отключений от воды и тепла многих томичей под предлогом «выбивания долгов» и быстрой деградации коммунальной инфраструктуры. Например, в 2005 году в Томске в 30-градусный мороз без тепла остались более ста жилых домов, детские сады, школы, родильный дом, больница. В 2006 году соглашение с РКС было расторгнуто. Огромные деньги, сотни миллионов рублей, содранные с томичей, исчезли в неизвестном направлении, более того, РКС оставили после себя долги на 282 млн рублей, расплачиваться по которым пришлось бюджету Томской области.
--
Бурятский шейх
Как пишет издание moscow-post.com, сразу после назначения президентом Бурятии Вячеслав Наговицын проявил себя «во всей красе». Во-первых, он значительно увеличил зарплату себе как губернатору (вторую зарплату чиновник получает как председатель правительства, занимая и этот пост), и с 2007 года она продолжает исправно расти – надбавка в среднем составляет 200 тыс. рублей в год. В 2014 году, согласно утвержденному Хуралом бюджету, заработная плата главы региона снова увеличится уже на 300 тыс. рублей. В 2013 году она составляла 5,26 млн рублей, а в 2014 году будет уже 5,57 млн рублей, или 464 491 рублей в месяц (без районного коэффициента и других компенсационных выплат).
Однако одной зарплаты Наговицыну мало. В 2014 году он получит еще 3,4 млн рублей (или 283 тыс. в месяц) как председатель правительства Бурятии. Итоговая сумма, которую бюджет переведет губернатору, составит почти 9 млн рублей (750 тыс. рублей в месяц). Притом что средняя зарплата в регионе составляет чуть более 20 тыс. рублей.
Огромные деньги выделялись из бюджета и на содержание администрации Наговицына (закупку автомобилей, мебели, компьютеров, ковров и т.д.). В 2013 году эта сумма составила 1,093 млрд рублей, а в 2014-м увеличится на 5 млн рублей и составит 1,098 млрд рублей. При этом дефицит бюджета Бурятии на 2014 год, по признанию самого Наговицына, составит 3 млрд рублей, а недостающая сумма будет позаимствована у Минфина РФ. Необузданная страсть к роскоши видна и по количеству автомобилей у нового хозяина Бурятии. То Lexus RX 330, то Toyota Land Cruiser, то Audi. В 2012 году на бюджетные деньги для перемещений губернатора была приобретена новенькая Audi A8 Long. Стоимость машин такой марки составляет от 7 млн рублей и выше. Обслуживают лимузин главы региона сразу два персональных водителя. Еще один Audi А8 находится в Москве и предназначен для перемещения Наговицына по столице. Сразу после приезда в Бурятию Вячеслав Наговицын стал обзаводиться и сверхдорогой недвижимостью. В том же 2007 году на бюджетные деньги (8 млн рублей) в Улан-Удэ ему был куплен коттедж на улице Тобольской, 97. Однако там Наговицына ни разу не видели. Дом в городе сразу заняла сестра главы региона, а сам он обосновался в коттедже в поселке Сотниково Иволгинского района. Впрочем, это жилище перестало устраивать семейство Наговицыных. В Сотникове стала возводиться новая резиденция для vip-гостей региона. Общая площадь коттеджа составляет почти 500 кв. метров. Там есть сауна, 10-метровый бассейн, бильярдная, камин и даже лифт.
--
Всё для друзей и родственников
Не менее интересные вещи с приходом Вячеслава Наговицына в стали творится и в экономике Бурятии. Снова процитируем moscow-post.com. Особенно тут стоит вспомнить историю со свинокомплексом. Еще в 1970-е годы в Бурятии был создан Усть-Кяхтинский свинокомплекс. В 2006 году свинокомплекс, который тогда являлся лидером экономики республики, в рамках национального проекта «Сельское хозяйство» получил на модернизацию 516 млн рублей. Было куплено новое оборудование в Германии, начались строительные работы. Однако после того как президентом Бурятии стал Вячеслав Наговицын, предприятию пришел быстрый и скорый конец. Оборудование и животные были проданы, сотрудники уволены. В 2010 году свинокомплекс стал банкротом и перестал существовать. Зато бизнесмены из Томской области могли построить в Бурятии точно такой же.
В 2010 году Наговицын объявил, что в республике будет возведен новый свинокомплекс, а займется этим томское ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» (САГ), с владельцем которой – миллионером Андреем Тютюшевым он был прекрасно знаком еще по работе в Томской области. Стоит отметить, что до этого САГ предлагала свой проект другим, более богатым регионам, в том числе Тюменской области. Но там посчитали проект слишком уже дорогим и отказались. Вячеслав Наговицын сразу открыл ворота землякам. На словах он пообещал, что большая часть работ будет вестись на деньги инвестора (САГ). На деле же Бурятия предоставила САГ госгарантии на сумму в 500 млн рублей. Именно таким же образом «Сибирская Аграрная Группа» ведет свои дела и в Томской области.
--
Повторение пройденного
Вместе с Вячеславом Наговицыным в Бурятию пришли и его любимые «Российские коммунальные системы» (РКС). Было объявлено, что эта компания вложит в модернизацию коммунальной системы региона 406 млн рублей. Под этим предлогом ей решили передать значительную часть объектов ЖКХ республики. Ситуация с Томской областью повторилась до мелочей. В Бурятии была создана дочка РКС — ООО «Байкальские коммунальные системы» (БКС), в руководство которой вошли близкие знакомые Наговицына. БКС получили в управление множество объектов ЖКХ, в том числе местный «Водоканал». Однако никакой «модернизации систем» не произошло, одна за другой случаются аварии. Достаточно вспомнить, как в 2012 году произошла катастрофа на ТЭЦ №1 Улан-Удэ, после чего без отопления и горячей воды остались сразу два района столицы Бурятии. (Кстати, Наговицын после этого выразил официальную благодарность руководству БКС «за активное участие в ликвидации последствий аварийной ситуации».) Стратегический «Водоканал» по вине БКС оказался полностью разорен, и сейчас в Арбитражном суде рассматривается иск о его банкротстве. Все, как и в Томской области. Все свои томские приемы Наговицын повторил и в Улан-Удэ...