Враги государства-2

На каких фактах основаны обвинения против бизнесмена Игоря Иткина?

Еще не высохли чернила на решении суда первой инстанции, а «дело Контура – Стека» получило новый поворот.

На каких фактах основаны обвинения против бизнесмена Игоря Иткина?

В дни оглашения приговора Игорю Иткину, которого осудили за многомиллионные хищения из госбюджета и, по сути, за доведение до банкротства «Контура», неожиданно выяснилось, что эта история далека от завершения. На днях телеканал РБК и газета «Известия» распространили информацию о том, что ФСБ России начало уже новое расследование возобновившихся попыток захвата стратегического предприятия ОАО «ТПО «Контур», принадлежащего государству.

На этот раз речь идет об известных в нашем регионе рейдерах. В данный момент это стратегически важное для обороны страны производство банкротят по уже не раз апробированной в Томске схеме: через скупку долгов. Она практически аналогична той, через которую были уничтожены заводы «Томский подшипник» и «Ролтом». Да и персоналии все те же: по данным российского ФСБ, за ООО «Перфект» (скупщика долгов «Контура») стоит Ринат Аминов, который специализируется на распродаже имущества обанкроченных предприятий. Однако в Томске он считается «подставным лицом», как и Равиль Сабитов – директор компаний, замеченных в разорении бывшего ГПЗ-5. Несколько дней назад «МК в Томске» рассказал томичам, как с таким же цинизмом «захватчики» уничтожили этот легендарный промышленный гигант. Статья вышла под заголовком «Враги государства». Увы, в Томске вполне может появиться и 3-я, и 4-я, и 5-я версия «врагов». Сегодняшняя «серия» – вторая...

По указке США?

Как отмечают международные сетевые справочники, ТПО «Контур» – уникальное томское оборонное предприятие, производившее системы управления РСЗО «Смерч», которые давно стали костью в горле командованию армии США. Наверное, это просто совпадение, но томский «инноватор» и президент фирмы ООО «Фирма «Стек» Игорь Иткин был откровенным поклонником этой заокеанской страны в части ведения бизнеса. Возможно, именно это обстоятельство и привело к, по сути, уничтожению известного во всем мире оборонного предприятия. Хотя официально господин Иткин осужден по совсем другим статьям.

Напомним, его дело тянулось три года – с ноября 2011 года по сей день. За это время дело успело обрасти огромным количеством слухов и домыслов. Разобраться во всех деталях финансовых схем, которые проворачивал Игорь Иткин и приближенные к нему лица действительно очень сложно, ведь операции велись почти 17 лет подряд. Все годы своего руководства «Контуром» Игорь Иткин использовал государственное предприятие как «дойную корову» для своего «Стека» и аффилированных с ней фирм. А когда понял, что высосал почти все, просто распродал помещения предприятия, попутно попытавшись «освоить» большую часть из аванса в 600 млн рублей от оборонного госзаказа. Общий ущерб, который нанес «Контуру» Игорь Иткин, оценивается астрономическими суммами. Кроме того, Томск лишился еще одного промышленного предприятия, нескольких тысяч рабочих мест и доходов в бюджет. Давайте же еще раз «вспомним все», приведем факты, которые Игорь Иткин так хотел бы забыть за давностью лет, но не вышло...

Громкий арест

Почти два года назад, 31 октября 2012 года руководитель группы компаний «Стек», генеральный директор ТПО «Контур» Игорь Иткин был вызван на допрос сотрудниками УФСБ России по Томской области и был задержан на 48 часов. За год до этого 1 ноября 2011 года, Игорь Иткин был лишен полномочий руководителя ТПО «Контур» госкорпорацией «Ростехнологии», в которую входит данное предприятие. Через несколько дней по заявлению собственника предприятия следствием УФСБ было возбуждено уголовное дело по факту превышения Иткиным своих полномочий при совершении сделок с недвижимым имуществом в мае 2008 года, нанесших ущерб предприятию почти в 300 млн рублей. На заводе были проведены обыски и выемка документов. Арестован по решению суда на два месяца Игорь Иткин был только через год, 2 ноября 2012 года, за совершение сделок по фиктивному приобретению материальных ценностей для «Контура», нанесших ущерб предприятию в размере более 120 млн рублей. Первоначально никаких подробностей по возбужденным уголовным делам не сообщалось, и это дало повод для многочисленных кривотолков, – арест известного бизнесмена, предъявление ему громких обвинений вызвали большой переполох среди томской бизнес-элиты. Игорь Иткин руководил «Контуром» 15 лет (с 1996 года). Он был назначен внешним управляющим ФГУП ТПО «Контур» (позже став его генеральным директором) и за это время постоянно позиционировал себя «спасителем Контура» от процедуры банкротства.

Почему это было сделано? В 1992–1998 годах ООО «Фирма «Стек» под руководством Игоря Иткина было довольно успешной, динамично развивающейся компанией Томской области в компьютерной сфере, имело несколько направлений бизнеса: традиционная оптово-розничная продажа компьютеров, построение сетей связи, вычислительных сетей и сложных комплексов, разработка программного обеспечения, в том числе и в интересах иностранных заказчиков. Организация имела учебный центр и центр тестирования специалистов. География его деятельности в это время уверенно расширялась. ООО «Стек» признавалось лучшей региональной компанией России в области IT-производства два года подряд: в 1997 и 1998 годах. Для тех лет данный проект был более чем показательный: группа выпускников ТИАСУРа смогла выстроить успешную бизнес-модель ведения частного бизнеса. Поэтому выбор тогдашнего губернатора Томской области Виктора Кресса и пал на президента «Стека» Игоря Иткина. Ему было поручено спасти оборонное предприятие.

Однако на самом деле Иткин много лет использовал завод «Контур» как «доильный аппарат» и высосал из него все, что мог. Попробуем это доказать.

Продавал имущество самому себе

Уже после ареста Иткина в томских блогах некими осведомленными лицами была опубликована подробная схема сделок «Стека» с «Контуром» в 1996–2003, и в 2004–2011 годах. Если ей верить, то с самого начала «управления» Игоря Иткина началась тотальная распродажа имущественного комплекса «Контура». Особенно активно процесс пошел с 2004 года, когда производственный корпус ОАО ТПО «Контур» №2, общей площадью в 11,530 кв. м был продан ООО «Фирма Стек». Огромная площадь была отдана по смехотворной цене в 30 млн рублей. Экономической целесообразности в продаже здания не было никакой. Сразу после продажи помещений ООО «Фирма Стек»... сдает данные помещения ОАО ТПО «Контур» обратно в «аренду». За 2004–2008 годы «Контур» выплатил арендную плату за использование помещений теперь уже компании ООО «Фирма Стек» в размере 68,8 млн рублей, вдвое окупив затраты частной фирмы. Интересно и то, что в 2012 году, только первый этаж данного корпуса с небольшим земельным участком был перепродан ООО «Фирма Стек» компании «Эхо Арт» за 130 млн рублей. В нем впоследствии будет располагаться большой торговый центр.

Дальше – больше. В 2005–2006 годы между ОАО ТПО «Контур» и ООО «Фирма Стек» были заключены договоры лизинга на приобретение производственным предприятием у коммерческой компании автомобильного транспорта на общую сумму порядка 8 млн. рублей, со сроками погашения от 2 до 3 лет. Однако документы на лизинг были составлены таким образом, что после погашения заводом задолженности по договорам лизинга, автотранспорт, фактически выкупленный у ООО «Фирма Стек», не передавался на баланс заводу, а заключались новые договора аренды с ООО «Фирма Стек», с перечислением коммерческой компании денежных средств. По похожим схемам, производилась покупка ОАО ТПО «Контур» в лизинг у ООО «Фирма Стек» современного станочного оборудования.

В 2008 году, коммерческой компании ООО «Фирма Стек», со стороны ОАО ТПО «Контур», было реализовано недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения завода общей площадью в 9,939 кв. м и прилегающие земельные участки общей площадью в 16,123 кв. м. При этом занижение рыночной цены составило почти 165 млн рублей (по факту – намного больше, например одно из бывших помещений завода (строение №4) сейчас продается за сумму в 467 млн рублей). После этих сделок в собственности завода остался только небольшой производственный корпус №1. Общий размер ущерба от распродажи зданий и земельных участков оценивается в более чем 300 млн рублей.

Большая часть проданных в 2008 году ООО «Фирма Стек» помещений сразу бралась в «аренду» тем же самым ОАО ТПО «Контур», а полученные в результате продаж имущества деньги... переводились обратно в ООО «Фирма Стек». При этом, размер арендной ставки производственных площадей трехэтажного строения №4(вдоль магазина «Практик»), позволял ООО «Фирма Стек» за 2,5 года вернуть вложенные в покупку здания денежные средства (хотя, судя по всему, они и так туда возвращались). В год ОАО ТПО «Контур» тратило на аренду своих же бывших помещений у ООО «Фирма Стек» более 40 млн рублей ( если все обобщить, то за 6 лет руководства предприятием сумма «аренды» от всех сданных «Контуру» его же бывших корпусов набежит приличная — более 240 млн рублей – прим. ред).

При этом долги предприятия нарастали как снежный ком. На 1 января 2007 года долг «Контура» – 124 млн рублей, на 31 декабря 2007 года – уже 194 млн рублей, на 31 декабря 2008 года – 362 млн рублей, на 31 декабря 2009 года – 438 млн рублей. На 2011 год сумма долгов ОАО ТПО «Контур» приблизилась к 1 млрд рублей.

Насколько можно судить, руководство «Стека» начало набирать в банках огромные, невозвращаемые кредиты в сотни миллионов рублей – под гарантии «Контура». Причем эти деньги сразу уходили в ООО «Фирма «Стек» и аффилированную с Иткиным фирму – ООО «Стек-Контур». По сути Игорь Иткин активно набирал кредиты у банков, наперед зная, что процесс банкротства предприятия запущен на полную катушку и эти долги никогда не придется возвращать.

Зачем всё это делалось?

Зачем же Игорь Иткин все это делал? Распродавал все здания завода, которым он руководил, фактически лишая его производственных площадей? Об этом рассказал на суде технический директор ООО «Фирма «Стек» Максим Лоос. Оказывается, еще в 2008 году на ОАО «ТПО «Контур» стало известно о том, что оно станет собственностью Госкорпорации «Ростех». Действительно, Федеральный закон о создании данной корпорации был принят 23 ноября 2007 года, а приказ Президента РФ о передаче акций ОАО «ТПО «Контур» в качестве имущественного взноса Российской Федерации издан 10 июля 2008 года.

Таким образом, спешка в заключении договоров купли-продажи между ОАО «ТПО «Контур» и ООО «Фирма «Стек», массовая продажа зданий объясняются и тем, что Игорь Иткин опасался лишиться не только своих полномочий, но и своего бизнеса, и огромных денег, поступающих от «аренды» и госзаказов. Ведь к тому времени «Контур» был практически срощен со всевозможными фирмами Иткина и Шина – ООО «Фирма «Стек», ООО «Стек-Контур», ООО «Стек-Софт», ОАО «Томский радиотехнический завод». Как рассказал Лоос, несмотря на то, что ООО «Фирма «Стек» являлось многопрофильной компанией, оно не могло продолжать производство гражданской продукции без ОАО «ТПО «Контур», которое, по сути, являлось хорошо известным товарным знаком на рынке.

К тому же на завод с 2000 года регулярно поступали государственные контракты, пусть и не предполагавшие больших объемов производства, но именно благодаря ним имелась перспектива участия в миллиардном проекте в интересах иностранного заказчика.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Игорь Иткин за долгий период руководства ОАО «ТПО «Контур» в определенный момент просто перестал разделять частные и государственные интересы и соответствующие предприятия. Он всячески пытался окончательно подмять «Контур» под «Фирму «Стек», переводя в собственность «Стека» наиболее ликвидные активы, столь нужные для выживания на рынке. Он осознавал, что в случае его увольнения, смены собственника предприятия или иного неблагополучного исхода дальнейшая судьба и эксплуатация столь нужного ООО «Фирма «Стек» строения № 4 (как и других строений) попадала в зависимость от новых условий. Так оно и получилось – после увольнения и ареста Игоря Иткина, «Контур» стал банкротом. Все здания завода были проданы под торговые центры.

Срыв оборонного заказа

Ну а «погорел» Иткин на оборонном заказе, который, судя по всему, тоже хотел «прихватизировать». В период с ноября 2010 года по март 2011 года, занимая должность директора «Контура», Иткин организовал схему по выводу денежных средств ОАО ТПО «Контур» в размере более 126 млн рублей. Деньги должны были пойти на изготовление продукции для межгосударственного военного контракта. А на самом деле ушли на счета фирм, обладающих признаками однодневности по договорам на поставки комплектующих. Делалось это якобы для нужд производства гражданской продукции завода. В действительности же, никакие поставки даже не планировались. Таким образом, вследствие действий Игоря Иткина осенью 2010-го и весной 2011-го ОАО ТПО «Контур» безвозвратно утратил собственные денежные средства в размере 126 млн рублей, которые могли быть использованы на выплату заработных плат, гашение задолженности перед энергетиками, реальное приобретение материалов для нужд производства. Внимание следствия также привлек и весьма странный агентский договор, подписанный Игорем Иткиным и главой ООО «Стек-Контур» Сафроном Шином. Согласно этому документу, «Стек-Контур» являлся финансовым проводником по целевому расходованию средств государственного контракта, заключенного 27 октября 2010 года между «Рособоронэкспортом» и ТПО «Контур». Цена его составляла более 900 миллионов рублей.

После подписания агентского договора на счет «Стек-Контура» были переведены 415 миллионов рублей из поступившего ОАО «ТПО «Контур» аванса в 600 млн рублей по госконтракту. С ноября 2010-го по апрель 2012 года Иткин, действуя согласованно с Шином, израсходовал со счета «Стек-Контура» 111 миллионов рублей, полученных по агентскому договору, на цели, не связанные с реализацией государственного контракта. Эти деньги пошли на погашение кредиторской задолженности «Стеков» перед банками, а также на оплату материальных ценностей, работ и услуг, обеспечение деятельности супермаркета компьютерной техники «Стека». Фактически данные средства были растрачены Иткиным и Шином на нужды «Стека» и, по сути, похищены у оборонного предприятия.

В ноябре 2011 года «Контур» возглавил новый назначенный Москвой по линии госкорпорации «Ростехнологии» директор Александр Бердников, в которую входит завод. В июне 2012 года вследствие наличия долга в размере 5,7 млн рублей решением Арбитражного суда Томской области на основании заявлений энергосберегающий организации ОАО «ТГК-11» в ОАО ТПО «Контур» была введена процедура банкротства. От Иткина Бердникову досталось отсутствие денег на счетах завода, оформленные на частные компании заказы на выпуск гражданской продукции, отсутствие собственных производственных помещений и современных станков, которые остались у «Стеков». В итоге все усилия по спасению завода были уже напрасны. В настоящее время почти во всех корпусах «Контура» созданы крупные торговые центры...

«Инновационный бренд»

Не смотря на все эти «подвиги», среди томского бизнес-сообщества и чиновников Игорь Иткин получил большую поддержку, особенно усердствовала Нелли Кречетова, бывший заместитель экс-губернатора Виктора Кресса. Всего же за арестованного бизнесмена и экс-главу «Контура» Игоря Иткина выступили поручителями около 40 человек, попросив изменить ему меру пресечения, освободив из-под стражи.

– То, что произошло, это колоссальный удар по инновационной системе, по тому, что мы строили, – заявил проректор ТУСУРа Александр Уваров.

– Игорь Иткин – брендовая фигура для инновационного бизнеса Томска, – заявила выступая перед судом, общественный защитник арестованного бизнесмена, ныне уже бывший уполномоченный по правам человека Нелли Кречетова. – Наряду с ним можно назвать еще максимум десяток человек.

Тот факт, что эта «брендовая фигура» по факту уничтожила крупный томский завод, лишив работы сотни человек, Нелли Степановну, судя по всему, нисколько не смущало. За томского «Беню Крика» (прозвище Иткина), она и экс-губернатор Виктор Кресс на суде стояли буквально горой.

Вину признал лишь частично

Сам Игорь Иткин почти все следствие все обвинения против себя упорно отрицал, считая себя невиновным, более того, сначала всеми силами пытался умышленно затянуть судебный процесс. Однако 18 сентября неожиданно признал часть обвинений против себя.

– Я частично признаю вину в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 160 УК РФ в части растраты, принадлежащих ОАО «ТПО «Контур» денежных средств в размере 126 миллионов 679 тысяч 915 рублей 49 копеек, – заявил Игорь Иткин.

Бизнесмен также заявил, что хотел бы «в меру своих сил и возможностей загладить вред, причиненный ОАО «ТПО «Контур» и возмещать причиненный ему ущерб, но в условиях лишения свободы или запрета заниматься предпринимательской деятельностью, или занимать определенные должности, это будет делать сложнее.

– Считаю, что настоящий судебный процесс может оказать существенное влияние на деловой климат и предпринимательскую активность – заявил Игорь Иткин. – Любой руководитель предприятия независимо от масштаба и специфики бизнеса должен быть уверен в том, что если он будет действовать в пределах своих полномочий, то за осуществляемые им финансово-хозяйственные операции ему не может грозить уголовное преследование.

В заключение Иткин попросил суд учесть тот факт, что на его иждивении находятся несовершеннолетняя дочь и престарелый отец.

– Уважаемый суд, поверьте, что почти два года, в течение которых я лишен свободы, достаточный для меня срок наказания, – заявил он, – достаточный, и как кара за совершенное мною, и гарантия того, что я не совершу подобного в будущем.

Ну и конечно, бизнесмен Игорь Иткин не признает тот факт, что многолетнее высасывание им денег из «Контура», получение многомиллионных кредитов фирмой «Стек» по поручительство завода, продажа, а затем сдача производственных корпусов в «аренду» самому себе, последующая полная распродажа корпусов завода, что сделало банкротство неизбежным, – все это делалось умышленно и осознанно. Даже в своем последнем слове он называл себя «спасителем завода». Хотя при таких «спасателях» и врагов не надо...

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру