Евгения Никифорова: «Виолончель – инструмент тяжёлый, весит более 7 кг!»

Известный музыкант Давид Григорян, ученик Мстислава Ростроповича, после визита в Томск восхищенно отметил: «как нежно в вашем оркестре звучала виолончель!»

Евгения Никифорова: «Виолончель – инструмент тяжёлый, весит более 7 кг!»

За этот редкий инструмент в нашей филармонии «отвечает» рыжеволосая красавица Евгения Никифорова. Мы решили выяснить, чем ее привлекла виолончель, как музыканту нравится Томск, куда она с мужем приехала из Ташкента 10 лет назад, и какие ограничения накладывает такая необычная профессия.

-------

– Евгения, виолончель – очень неожиданный выбор! Когда у вас появился интерес к этому инструменту?

– В детстве я любила смотреть по телевизору балет, хотела танцевать сама, мечтала, что буду балериной. Однажды в нашу школу пришли тренеры набирать группу по художественной гимнастике, они проверяли у девочек гибкость, ставили на «мостик». У меня с этим направлением совершенно не сложилось, данных не оказалось, поэтому меня не взяли. Я, конечно, очень расстроилась. В то же время моя подруга часто рассказывала, как она ходит на занятия в музыкальную школу, играет на аккордеоне. Мне тоже захотелось освоить какой-нибудь музыкальный инструмент, возможно, это был «стадный инстинкт». Но отдать на учебу меня тогда не могли: мама родила еще двоих детей, занималась ими, времени водить меня на уроки не было. В 9 лет я переехала жить к бабуле, перешла в другую школу...

– В 9 лет уже достаточно поздно начинать музыкальное образование...

– Да, обычно дети занимаются с 5–6 лет. Но к нам в школу заглянули педагоги, набиравшие учеников. Я была серьезно настроена – заявила дома: «Все, бабуля, мне сказали прийти в музыкальную школу, мы идем записываться на занятия!». Она не стала возражать. Играть я собиралась на аккордеоне. У нас дома был дядин, я решила, раз есть инструмент, надо его и выбрать. Во время прослушивания меня спросили: «Девочка, на чем ты хочешь играть?» Услышав мой ответ, педагоги, мягко говоря, удивились неожиданному выбору. Стали объяснять: это не очень эстетично и физически тяжело для девушки. Предложили: может, лучше на виолончели попробуешь? Я тогда понятия не имела, что это за инструмент и согласилась. Представляла себе скорее флейту... Но мне не было особой разницы, на чем играть. Когда первый раз увидела виолончель, даже не знала, как ее воспринимать. Но у инструмента была красивая форма, звучал он хорошо... Так началась моя музыкальная карьера.

– Вам понравилось играть на виолончели?

– Не думаю, что можно так сказать. Первое время было очень сложно. На этом инструменте совершенно неясно, где располагаются ноты, это был самый болезненный вопрос. Если на гитаре, домре, балалайке есть лады, то у виолончели «чистый» грив, а чтобы издать нужный звук, надо найти определенный лад... Потом определяешь его интуитивно, а сначала приходится просить о помощи педагога. Помню, я говорила в начале учебы бабуле: «Можно, я буду хотя бы через день заниматься музыкой, а не ежедневно?» Но она сказала: «Нет, делай, как сказал педагог, либо вообще бросай уроки!». Бросать мне было жаль. Каждый день играла, хотя во дворе бегали подружки и звали меня погулять. Мне же сначала надо было сделать задания...

– Репетировать было утомительно?

– Очень сложно было себя заставить начать играть, зато потом уже с трудом останавливалась, возникали мысли: «Надо еще этот момент доработать!».

– Вы окончили в родном Ташкенте музыкальную школу и затем поступили в училище?

– В музыкальной школе я училась не семь лет, как это обычно бывает, а восемь. Просто мне не хотелось идти в училище после 9-го класса средней школы, решила окончить все одиннадцать, а музыкой тоже нужно было продолжать заниматься. Моя учительница приглашала для меня педагога из музыкального училища. Потом меня сразу приняли на 2-й курс. Правда, из-за этого мне пришлось дополнительно изучать сольфеджио. Я даже жалела, что пропустила первый год учебы.

– В какой момент вы поняли, что уроки музыки – это не просто для «общего развития», ощутили, что это ваша будущая профессия?

– Не могу сказать, что целенаправленно к этому шла. Но я не видела других перспектив. В детстве хорошо рисовала, девчонки в школе мне говорили: «Тебе нужно поступать в художественное училище!». Но я же столько лет занималась музыкой! Не хотелось начинать с рисованием все заново...

– А когда появилась любовь к своему делу?

– Я достаточно поздно осознала, что мне нравится этим заниматься. Вероятно, только на втором курсе консерватории. До этого просто играла, у меня получалось. Участвовала в конкурсах, занимала призовые места.

– Были ли среди них особенно важные?

– Все конкурсы значимы, но среди них можно выделить республиканский. К нему всегда готовиться серьезная программа. Я стала второй, обидно было, что первое место в тот год не присудили никому, а оно позволяло не сдавать вступительные экзамены. В итоге пришлось поступать в консерваторию на общих основаниях.

– Сегодня можете объяснить, в чем главное удовольствие игры на виолончели?

– В консерватории, училище у нас были уроки по методике преподавания. Маленьких учеников приводили, а если было некого пригласить, то в их роли выступали сами студенты. Я несколько раз была скрипачкой. Мне многое не нравилось: и то, что приходилось класть голову на деку скрипки (попробуйте прислониться головой к звучащему инструменту!), и что руки были в неудобном положении... Моя виолончель совершенно другое дело! У нее более низкие звуки, приятный тембр.

--------------------

Оркестру нужна дисциплина

– Евгения, когда вы солируете, то это сильно нервирует, давит ли ответственность?

– Ответственность огромная. Умение с нею справляться, приходит со временем, с опытом... Сначала трясет, руки холодеют, немеют, потом взрослеешь и понимаешь, как сублимировать волнение в музыку. Я научилась не думать, что ошибусь, вместо этого размышляю, как лучше обыграть фразу. Есть творческое волнение, но оно контролируется, паники не возникает. Понимаешь: люди пришли на концерт, они расслаблены, ждут, что ты сыграешь им красиво, они насладятся звуком, а ты начинаешь трястись и исполнять что-то несуразное... Это никому не нужно!

– Вы участвовали в репетициях с оркестром Мариинского театра Валерия Гергиева. Какие впечатления остались от работы с маэстро?

– Мы должны были играть вместе с его музыкантами симфонию Малера на томском концерте, но сцена у нас в филармонии достаточно маленькая, в итоге места нам не хватило. Но мы пообщались с музыкантами, посмотрели, как организован процесс. Конечно, в оркестре Гергиева жесткая дисциплина, но она и должна быть у музыкантов. У нас тоже нет с нею проблем: в оркестре работает до 100 человек, если каждого ждать, то репетиция никогда не начнется.

--------

Никаких алых ногтей!

– Оркестр – это команда. Можно ли музыкантам как-то выделиться, проявить себя? Например, у вас красивый яркий рыжий цвет волос...

– Возможно, но в рамках. Не запрещается выкрасить волосы хоть в алый цвет, но дресс-код никто не отменял. На сцену мы обычно выходим в черном, хорошо, что теперь разрешен еще темно-синий цвет. Хочется выглядеть на концерте красиво! Смотрим по телевизору концерты оркестров из других стран, обращаем внимания: у них девушки играют в черных красивых вечерних платьях. У нас пока нет такой традиции. Для оркестра шьются примерно одинаковые костюмы. Сейчас у нас юбки с жакетами с высокими воротничками, о которых некоторые зрители сказали: «Вы в них как пасторы!».

– Профессия накладывает на вас ограничения? Можете ли вы сделать эффектный маникюр?

– На концерте смотрится не очень красиво, если ты играешь классику с черными ногтями. Во время репетиций можно экспериментировать. Светлый лак хорош для сцены, а алые ногти выглядят несколько странно. Конечно, в любом случае, их надо стричь. Хорошо, что сейчас в моде короткие ногти!

– А домашняя работа для музыкантов не опасна?

– Если правильно держать руки, когда режешь, то не повредишь пальцы. Мне повезло: моя свекровь повар с большим стажем, она научила меня грамотно держать продукты и ножик.

----------------

Голубей в Томске много, как в фильмах

– Каким было ваше первое впечатление от Томска, когда вы с мужем Захаром Никифоровым, тоже музыкантом, перебрались сюда работать из Ташкента?

– Мы приехали летом. Понравилось, что не слишком жарко, у нас-то всегда запредельная температура. Компактные томские улочки, домики – это такая нежная прелесть после огромных проспектов! Мне очень нравится город. Уже было много предложений из других оркестров, музыканты всегда общаются с коллегами, но переехать мы не решились. Нас здесь все устраивает, считаем Томск своим домом, он нас «держит», не отпускает в другие края.

– А любимое место в город есть?

– Площадь Кирова. Мы с мужем летом любим туда поехать, есть пончики (там есть киоск, где они очень вкусные), кормить голубей.

– В Ташкенте голуби обитают?

– Да, но не в таком количестве! В Томске их так много, словно в фильмах, и можно кормить птиц с рук.

------------------

Музыка иногда даже снится

– В чем главная сложность вашей необычной профессии?

– Мне лично сложнее всего носить инструмент. Он в чехле 7 кг весит, а если взять жесткий кофр, то и все 10! Слава богу, сейчас у нас с мужем машина. Опасно возить виолончель в транспорте, она с виду большая, но сделана из тонкой фанеры, ее легко повредить. Другие сложности? Постоянно раздумываешь, как лучше сыграть, но, думаю, такие трудности у всех, не только у музыкантов.

– Думаете о работе и после репетиций?

– Да, музыка не отпускает, иногда даже снится. Это не математическая наука, здесь нет канонов, можно по-разному сыграть. Надо выбрать для себя, как лучше исполнить. Не стоит думать, как сыграть, чтобы всем угодить. Не бывает так, чтобы всем твоя работа нравилась!

– В конце декабря у вас бенефис?

– Да, в нем участвуют пять музыкантов томского симфонического оркестра. Кроме меня – мой муж Захар Никифоров (валторна), а также Сергей Фурцев (труба), Наталья Баталова (контрабас), Наталья Девяшина (скрипка). Каждый сыграет соло, будут дуэты. Мы с Натальей Баталовой собираемся исполнить дуэт Россини для виолончели и контрабаса. Это произведение редко звучит на концертах. Думаю, на бенефисе будет программа, которая всем участникам позволит проявить себя, и при этом прозвучат вещи легкие, ненавязчивые, приятные для зрителей. Бенефис – это же праздник!

Виктория ЦВЕТКОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру