Якорь надежды Северска

Когда Росатом вернёт «должок» северчанам?

Переживаемое российским обществом время даёт мало поводов для оптимизма.

Когда Росатом вернёт «должок» северчанам?

Особенно, если речь идёт о развитии промышленности. Новые производства, и тем более, идущие в ногу с техническим прогрессом, потихоньку сходят на нет. И, если, где-то ещё теплится уголёк надежды, то в первую очередь хочется, чтобы он ненароком не погас. Мечты, что ещё немного, и здесь вспыхнет «инвестиционный пожар», стали давно предметом прошлого...

--

Надежда не умирает

Но тем и ценнее планы, реализуемые Росатомом в Северске. В том числе для строительного комплекса города и области. Известно о пристальном внимании атомного ведомства к возведению здесь БРЕСТ–300. Это целый комплекс, включающий себя и производство ядерного топлива, и реактор, в котором оно будет сожжено. И всё на одной, сравнительно небольшой площадке. На территории небольшого города. Добавьте к этому немалую стоимость проекта, ориентировочно в более чем 80 миллиардов рублей, и станет ясно, что условия для возрождения строительной отрасли Северска созданы самые что ни на есть тепличные.

Не сняты с повестки дня и возведение ещё одного уникального производства – конверсионного завода. А это ещё несколько миллиардов рублей бюджетных средств. Теперь важно не проморгать, не заболтать выпавший шанс. Все будущие мощности имеют гарантированное государственное финансирование в рамках целевой федеральной программы. Пытаются учесть и нынешнее непростое положение в экономике страны. Действительно, инвестиционная программа Росатома будет сокращаться, но не за счёт объектов БРЕСТ–300. О чём уже не раз заявлялось на самом высоком уровне. Образно говоря, стройки в Северске и Димитровграде, стали для Росатома «фолом последней надежды». Да и долги атомного ведомства перед северчанами, думается, окончательно уронят репутацию Росатома и его начальника в глазах горожан.

Что и говорить, очень заждались эффекта от вложенных в «проекты Кириенко» бюджетных миллиардов. Чего только не обещал Сергей Кириенко и его предшественники построить в закрытом городе. Тут тебе и АСТ–500, и МОКС, и даже целую АЭС. Неужели вновь проведут – это, наверное, один из частенько повторяемых вопросов, когда речь заходит о новом строительстве, планируемого Росатомом. Уж очень хочется верить, что на сей раз обойдётся и новый проект воплотиться в уникальное производство - с новыми рабочими местами и налоговыми отчислениями в местную казну, с толчком для развития сопутствующих отраслей, с реальными стимулами для молодёжи обзаводиться строительными специальностями...

--

Начало положено

Поводов для столь непривычного для нашего времени оптимизма сегодня предостаточно. Посмотрите, к примеру, как на сегодняшний день решается организационная сторона дела. Без так привычных неурядиц прошли первые тендеры, в соответствии с графиками идёт финансирование, на стройку зачастили высокие гости. Введены изменения в структуру руководства основного заказчика проекта – ОАО «СХК». Меняется на глазах и строительная площадка. Здесь уже не первый месяц активно ведутся работы на подготовительном цикле первой составляющей проекта – заводе нитридного топлива. Конкурс на их проведение выиграла довольно известная в профессиональных кругах ООО «ЯВА Строй» из Москвы. Первая буква в её названии без обиняков говорит об одном из её владельцев – депутате Государственной Думы России нескольких созывов господине Валерии Язеве. Общественность, наверняка, запомнила этого первого зам. председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии как жёсткого лоббиста Росатома. Он частый гость всевозможных форумов и совещаний, его статьи в защиту отрасли опубликованы в ряде журналов и на информационных сайтах. Да и планы возглавляемого им холдинга простираются далеко за пределы Садового кольца. В основном, в области Уральского региона...

Хорошо знаком Валерий Афанасьевич и в ЗАТО Росатома, расположенных в Свердловской области. Но, судя по всему, в нынешних границах депутату-трудоголику стало тесновато. А тут ещё о реализации не было денежного «Прорыва» объявили. Теперь его строителей узнает Северск. Правда, сумма первого лота оказалась не самая большая – 325 млн рублей. Но в нынешних непростых условиях строителям, особенно промышленного направления, не до жиру. Да и работать непосредственно коллективами ООО «Ява-строй» победители конкурса были не намерены. И отдали объёмы местным коллегам из ОАО «СТХМ». Подготовительные работы в обычных условиях – и самый грязный, и самый низкооплачиваемый «кусок». Здесь не требуется много рабочих с высокой квалификацией. Очистить будущую площадку от поросли, выровнять её, подвести необходимые технологические подъезды – вот, в основном, и весь необходимый перечень. Получат за их выполнение северчане уже не заявленную для конкурса сумму в три сотни миллионов рублей, а несколько ниже. Насколько ниже, нам не ведомо. Ведь и победителю конкурса должно что-то перепасть! Словом, трудитесь, господа, и не задавайте много вопросов, 325 миллионов хватит всем.

--

Не будем о печальном, но...

Победили столичные гости и во втором конкурсе – строительстве непосредственно самого завода. Возвести его предстоит до конца декабря 2017 года за 6, 3 млрд рублей. ОАО «СТХМ» на этот раз участие в конкурсе приняло, но уступило. Москвичи обязались возвести диковинный завод за сумму даже ниже, нежели предлагал заказчик. Почти на 40 миллионов рублей. Как они это будут делать, мало кому ведомо. Ведомо только, что в помощь они призвали вновь своих недавних соперников из северского ОАО «СТХМ». По разным сведениям, тем предстоит в заключённые с «яванцами» сроки освоить ровно половину от намеченного объёма работ. Полученная северчанами в итоге сумма вновь не афишируется. Но то, что она вновь будет меньше, нежели декларировали на конкурсе для победителей, ясно без обсуждений.

Особенности нынешних взаимоотношений на строительной площадке предполагает и иной исход. Когда нанятый победителем конкурса генподрядчик оставляет своего партнёра и вовсе с носом. Подобных примеров в изобилии может представить Томская ОЭЗ. Она же накопила немалый, с позволения сказать, опыт работы с иногородними структурами, ставшие в разные годы победителями всевозможных конкурсов. Здесь достаточно вспомнить бурную деятельность господина Пахомова и его компании «Литер». Компания Пахомова была генеральным подрядчиком при строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры ТВЗ, получила больше 1 млрд рублей, наняла местных подрядчиков, но вскоре исчезла. Сначала обанкротилась местная «дочка» «Литера» – компания «Иск», потом обанкротился и сам «Литер». Рассчитаться с местными подрядчиками Михаил Пахомов так и не удосужился, а теперь и спросить не с кого – его труп, напомним, был найден в одном из районов Подмосковья в бочке из-под цемента. Говорят, что убили за невыплаченный долг.

История работы на томской земле другого иногороднего подрядчика на строительстве ТВЗ – ЗАО «Монтена Инвест» – столь печальных подробностей конечно же не имеет. Здесь всё больше претензии по срокам производства работ и своевременности расчётов с субподрядчиками. Но и без криминала так же не обошлось. Летом 2008 года местная пресса опубликовала материал, в котором шла речь о нарушениях сербскими строителями, которые там работали, миграционного законодательства...

--

Даешь якорь, «Ява»?

«Ява-строй» – конечно же не самозванцы из «Литера», и даже не жители дружественной страны. У них другая репутация. Но нынешнее правовое поле, на котором ведутся подобные игры, настолько несовершенно, а экономическая ситуация так непредсказуема, что приходится верить в любой результат. Особенно, когда на кону несколько миллиардов рублей и не самая стабильная экономическая обстановка.

Сооружение БРЕСТ-300, скорее всего, изменит и политическую палитру Северска и области. Нынешний российский бизнес связан сегодня с политикой, как когда-то вождь и партия. Они действительно сегодня и близнецы, и братья. И, вероятно, вряд ли Валерий Язев достиг таких высот в бизнесе, не будь он таким удачливым депутатом. Следовательно, от него, возможно, увидим проявления уже политических амбиций. Да и время подошло. Будущий год ознаменуется в Северске выборами мэра и местной думы. Ещё через год – выборы в российский парламент и областное законодательное собрание. На фоне небывалого ослабления политического влияния некогда градообразующего ОАО «СХК» появление во власти представителей генподрядного предприятия, ведущего работы на одной из крупнейших строек страны, было бы весьма логичным. Другой вопрос, насколько их действия будут способствовать местным интересам, а не перейдут в плоскость банальной поддержки своих «родителей»?

Итак, северская земля стала небольшим островком оптимизма на фоне явно не самых лучших экономических ожиданий. Воспользуются ли власти города и области упавшем вдруг им под ноги шансом? Или он утонет в необъятном море говорильни, малой компетентности и нерешительности, граничащей частенько с обычной трусостью? Будут ли и в дальнейшем работать на территории города и области небывалые средства «атомного подряда», превышающие региональный бюджет, или они уйдут более подготовленным к острой конкуренции и изворотливым строителям из других регионов? Станут ли подрядные миллиарды дрожжами, на которых поднимется новый строительный бизнес, способный в дальнейшем на равных состязаться с нынешними фаворитами? Или нам по – прежнему придётся ходить в подмастерьях у более удачливого «варяга»? Станет ли стройка одним из «якорных бизнесов», которые способны дать старт другим, уже сопутствующим мощностям? Думается, перечислен только минимум вопросов, которые должны поставить перед собой нынешние власти. И не только поставить.

Владимир ДОЛГИХ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру