Музыка из Томска

24 октября на Международном музыкальном форуме им. Эдисона Денисова состолись две томские премьеры

На концерте «Между оперой и псалмом», который прошел в органном зале, были представлены сочинения томских авторов

24 октября на Международном музыкальном форуме им. Эдисона Денисова состолись две томские премьеры

Это моноопера «Последний лист» Екатерины Приходовской и пять псалмов для голоса и органа Дмитрия Ушакова.

Появление музыки из Томска в программе форума наглядно подтверждает его логику – невозможно представить Вселенную Эдисона Денисова без музыки, которая рождается здесь и сейчас, на родине композитора.

Монооперу «Последний лист» по одноименной новелле О'Генри Екатерина Приходовская написала специально для этого музыкального форума. Для Екатерины Приходовской, доцента Института искусств и культуры ТГУ, участие в фестивалях и конкурсах имени Денисова стало уже традицией. Она участвовала в международных конкурсах молодых композиторов и в конкурсе исполнителей, выступала на круглых столах, которые проходили в рамках фестивалях его композитора.

Выбор жанра – моноопера – был, с одной стороны, продиктован традицией. Именно в ХХ веке, когда творил Денисов, она стала популярной (вспомним «Человеческий голос» Пуленка, «Ожидание» Таривердиева). С другой – научным интересом композитора. Доцент Приходовская не просто специализируется на монооперах, она пишет диссертацию на эту тему. Есть и третья причина обращения к жанру – это солистка.

Моноопера «Последний лист» написана специально для Юлии Шинкевич, очаровательного сопрано Томской филармонии. Первый показ этой оперы состоялся в программе летних органных вечеров, и получил горячий отклик у публики. Автор надеется, что форум будет способствовать популяризации монооперы.

Псалмы для голоса и органа на концерте исполнит солистка Томской филармонии Вероника Цай (сопрано). Специально для форума Дмитрий Ушаков сделал новую версию сочинения (в основном, изменения коснулись партии органа). По мнению автора, псалмы – европейская традиция духовной музыки. И конечно, обращение к этому жанру продолжает линию русской музыки. «Существует же «Симфония псалмов» Стравинского. Она написана в ХХ веке, которое тогда считалось современным и сегодня считается современным, – поясняет Дмитрий Ушаков. – Почему в XXIвеке обратились к этой музыке? Потому что Библия – вечная тема, и с каждым столетием она становится все более и более актуальной».

С 10 октября по 6 ноября в Томске проходит Международный музыкальный форум им. Эдисона Денисова. Инициатором и организатором крупнейшего музыкального события в регионе выступает Томская областная филармония. В 2016 году она отмечает свое 70-летие. Именно грядущему юбилею и посвящен форум.  Инициативу филармонии поддержало Министерство культуры РФ и администрация Томской области.

«Приход весны» на мировом уровне

Хор Смольного собора впервые исполнил «Приход весны» Эдисона Денисова на родине композитора. Хоровой цикл на стихи А.Фета прославленный коллектив под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова специально подготовил для участия в международном музыкальном форуме им. Э.Денисова. Слово «впервые» можно отнести не только к исполнению. 15 октября Камерный хор из Санкт-Петербурга впервые прибыл в Томск. Это стало возможным не только благодаря приглашению организаторов фестиваля, но и благодаря проекту «культурная столица», которая сместилась далеко на восток, и Сибирь стала центром притяжения многих прославленных и именитых коллективов.

– Благодаря фамилии Денисова мы оказались в Томске, о чем мечтали давно, – признался художественный руководитель и главный дирижер Камерного хора Смольного Собора. - Хорошо, что у вас такой композитор родился! Он известен как автор атональной музыки, но я не могу сказать, что «Приход весны» - это похоже на Эдисона Денисова. По письму и по выбору сюжетов (стихи Афанасия Фета предполагают особенную лирику) скорее – на сочинения конца XIX – начала XX века. Если не знать, что это Денисов, можно было предположить, что это Аренский или Чесноков, может быть Хиндемит. Хотя авангардное в этом цикле есть. И, может быть, теоретики что-то услышат в нашем исполнении. Я увидел в цикле какие-то попытки сделать хотя бы несколько тактов додекафонии, но и это хорошо вписывается в тональный план, и «Приход весны» скорее звучит консонансно, чем диссонансно. Действительно это цикл, так как предыдущая тональность совпадает с началом аккорда следующего номера.

Сочинение, написанное Эдисоном Денисовым в 1984 году, на родине композитора исполнялось лишь однажды. Но исполнение его  Камерным хором Смольного собора можно считать образцовым. Коллектив, который не раз участвовал в мировых премьерах, и к этому концерту подошел с той же ответственностью. Легкий и полетный язык, которым написан вокальный цикл, удивительно гармонично лег на голоса певцов. Чистые, хрустальные звуки в прозрачной тишине, поднимаясь к сводам Органного зала, создавали модель Божественного мироздания. Тема вечного умирания и обновления природы, как и тема гармонии человека и природы, оказались неожиданно актуализированы непогодой - метелью и холодным ветром. Но контрастное соединение названия цикла «Приход весны» и фактический приход зимы в Томск рождало мысли о вечности бытия.

Петербургский коллектив в своем исполнении соединил и представил как традиции русского исполнительского вокального искусства, так и современную манеру академического пения. По словам Владимира Беглецова, работа над вокальным циклом оказалась «странна и неожиданна» для хора. Но коллектив, который поет разную музыку: от Шютца до Пендерецкого, от Пёрсела до Десятникова, с музыкальным материалом Эдисона Денисова справился превосходно. Главный дирижер хора не исключает возможности включения этого цикла в постоянный репертуар коллектива.

Напомним, Камерный хор Смольного собора был создан в 1991 году и назван по месту своего рождения: в 1990 году архитектурный шедевр Ф.-Б. Растрелли – Смольный собор – обрел статус концертно-выставочного зала. Руководителями хора были С. Легков, А. Петренко, Э. Кротман, с 2004 года его возглавляет В.Беглецов. В репертуаре коллектива – музыка четырех столетий. Особое место в программах хора занимает русская классика – духовные и светские сочинения Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Гаврилина, Шнитке. Входя в состав музея-памятника «Исаакиевский собор», хор имеет эксклюзивное право выступлений в Спасе на Крови, Исаакиевском, Смольном и Сампсониевском соборах. Коллектив гастролировал в странах Европы, выступал на Всероссийских ассамблеях, на фестивалях «Звезды белых ночей», «Площадь искусств» и Пасхальном фестивале, сотрудничал с ведущими оркестрами Петербурга, с коллективами Польши, Германии, Голландии, Франции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру