Денис МАЦУЕВ: « Томск достоин нового инструмента»

27 октября в рамках Международного музыкального форума имени Э. Денисова в Томске дал концерт народный артист России Денис Мацуев. Перед концертом пианист встретился с томскими журналистами.

Денис МАЦУЕВ: « Томск достоин нового инструмента»

– Каковы ваши первые впечатления от города? Чего ожидаете от встречи с томичами?

– Сейчас у меня проходит большой сибирский тур, почти каждый день новый город, концерт... Я успел проехать по Томску, когда было светло, и здесь я не первый раз. Знаю, что в Томске много студентов, и энергетика города мгновенно ощущается, как только въезжаешь в него – молодая энергетика одухотворяет. Мне кажется, что атмосфера, которая царит в зале, передаётся музыканту.

Я не раз говорил в интервью, что у нас сейчас много молодёжи на концертах классической музыки. Это кардинально отличается от того, что происходит в Европе: там основные слушатели – люди после 60 и немного молодёжи. У нас же молодых зрителей половина зала. Вот и на концертах в Красноярске, Кемерове много молодёжи было, и музыкантов, и просто любителей, которым нравится просвещаться. Они понимают, что классика – это настоящее, музыка, которая будет и через 100, и через 200 лет.

Я рад, что в очередной раз доехал до Томска, играю на фестивале Эдисона Денисова, потрясающего нашего композитора, внёсшего большой вклад в искусство. Честь и хвала тем людям, которые организовали и проводят фестиваль.

– В вашем репертуаре есть его произведения?

– Нет. Но выбор программы – это тонкое дело, и к счастью, у пианистов такой выбор огромный, что я непременно дойду и до произведений Денисова, не сомневаюсь. В моём репертуаре много современной музыки – это и Шимановский, и Щедрин, и Пиндерецкий, и Вячеслав Артёмов.

– У вас столько концертов, откуда силы берёте?

– От этих же концертов! Когда музыкант говорит, что устал от концерта, значит, у него что-то не получилось, потому что от концерта невозможно устать, если ты всё правильно сделал. А именно: ты посылаешь огромное количество энергии в зал, но и получаешь гораздо больше, если послал правильно. Действительно, я играю много концертов, но от самих концертов никогда не устаю! Я играю много «бисов», их очень любит публика, это такое третье отделение концерта. Я их тоже очень люблю, это полнейшая импровизация: я не знаю, что буду играть на «бис», это интрига полнейшая, и решаю, только когда сажусь за рояль.

Сейчас выходит пластинка, которая будет называть «Мацуев на «бис», там мои фирменные «бисы», которые любит публика – из разных программ, из разных концертов. На мой взгляд, главный критик – это публика, я играю для неё, и мнение публики для меня – самое важное. Я очень люблю общаться со слушателями, смотреть им в глаза, конечно же после концерта... Мне нравится, когда зрители после концерта улыбаются, значит, я всё правильно сделал. Улыбки бывают и после трагической музыки... Сегодня, например, прозвучит концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль-минор Сергея Прокофьева, это новая для меня программа. Глубоко трагическая музыка, она написана в 1913 году, за четыре года до революции, и композитор предвосхитил и уникально отобразил в музыке предстоящие Родине потрясения. Я только-только начал выводить программу на большую сцену, и надеюсь, что буду с ней всю жизнь...

– Скажите, а у более молодых пианистов сейчас есть возможность реализации? Говорят, что сейчас переизбыток музыкантов, так ли это?

– Если говорить о музыкантах во всём мире, то это, в основном, пианисты. Говорят, что в Китае 80 миллионов пианистов!

В России сейчас уникальное время, несмотря на все сложности в экономике, политике. И если мы говорим о классической музыке, и о пианистах, то русская фортепианная школа не только жива, она процветает. У нас есть команда фантастических пианистов, молодых музыкантов, которым помогают фонд «Новые имена», фестиваль «Крещендо».

В 90-е годы публика не знала молодых, и многие разъехались – не по своей воле. Благотворительный фонд «Новые имена» действует уже более 20 лет, он сделал многое для становления молодых музыкантов. Основная пианистическая афиша нашей страны – музыканты моего поколения, немного младше. Это в основном воспитанники фонда «Новые имена». У нас фантастическая исполнительская пианистическая школа, и наши музыканты прославляют её по всему миру. И сейчас есть возможность для творческой реализации молодых, известны уникальные музыканты- 12-14 лет, это феноменальная команда! Так, 13-летний Александр Малофеев играл на фестивале «Крещендо» концерт Чайковского, и я советовал молодым лауреатам конкурса Чайковского непременно послушать музыканта. У Александра Дмитриевича (так называет его маэстро Гергиев) много свежих идей.

– Ваши впечатления от конкурса Чайковского, в жюри которого вы были?

– Кажется, совсем недавно я был «по другую сторону баррикад»: в 1998 году выиграл конкурс Чайковского, а вот теперь – в жюри. В последние 5 лет мы с Валерием Абисаловичем Гергиевым много делали для конкурса Чайковского, потому что он находился не на том месте, где должен быть. Это наше достояние, наш бренд, лучший в мире конкурс! И в этом году конкурс был феноменальный – по уровню, по количеству участников, по разнообразию талантов. Кстати, конкурс Чайковского – один из немногих источников позитивной информации о нашей стране. Благодаря трансляциям выступлений конкурсантов лауреаты – абсолютные счастливчики : они мгновенно стали известны всему миру, и теперь им нужно доказать, что их победа не случайность... Я переживал за каждого участника, и уверен, что и те, кто не стал лауреатом- тоже талантливы, но конкурс есть конкурс.

– Пару лет назад вы сказали о том, что Томску необходим новый рояль. Он появился?

– Пока нет, но я жду этого момента. Несмотря на то, что это очень дорогая покупка, но Томск достоин нового инструмента, тем более, что все сибирские города обзавелись новыми «Стенвеями». Наличие нового «Стенвея»- знак качества, показатель культуры, инструмент необходим, чтобы сюда приезжали и знаменитые музыканты, и талантливые дети Томска и Томской области играли. Надеюсь, что сегодня будет последний концерт на старой «Ямахе», я играл на ней ещё в 1995 году.

Я встречался с 40 губернаторами, убеждал их в необходимости иметь новые рояли. Оренбург приобрёл 12 (!!!) роялей, теперь «Стенвеи» есть не только в областном центре, но и других городах.

– Ваше мнение о томском симфоническом оркестре?

– Оркестр замечательный, знаю коллектив с 1995 года, когда приехал в Томск и впервые с оркестром играл концерт Чайковского. Хочу отметить, что сибирские коллективы мне очень близки, потому что я и сам сибиряк, из замечательного города Иркутска. Доброта, чувство локтя, открытая душа – это сибиряк. И, по-моему, сибиряк – это как национальность. Если где-нибудь в Париже или Лондоне ко мне подходит человек и говорит, что он сибиряк, то он становится для меня поистине родным...

Переживаю за наши сибирские коллективы, им нужно помогать. В томском симфоническом оркестре много молодых музыкантов, есть потенциал, блистательно подготовились к исполнению концерта № 2 Прокофьева. Очень рад, что оркестр в замечательной форме, маэстро Ярослав Ткаленко работает с коллективом хорошо. Однако нужно и зарплату музыкантам поднимать, и приобретать новые инструменты.

Недавно я был в Казани, на 50-летии главного дирижёра Александра Сладковского. За пять лет маэстро удалось превратить оркестр в фантастический блистательный коллектив европейского уровня. Скоро едем в большой тур по Европе, иностранные компании планируют записывать концерты.

И ещё одна приятная новость: в Тюмени «с нуля» создан симфонический оркестр, скоро играем концерт Чайковского.

Да, времена сейчас не самые лёгкие, но поддержка культуры необходима, тем более что классическая музыка – лучший терапевт...

 

Концерт прошёл блестяще, публика долго не отпускала пианиста-виртуоза, и Денис Мацуев исполнил «на бис» три произведения! Затем на сцену поднялся губернатор Сергей Жвачкин и вручил артисту огромную корзину алых роз от благодарных томичей. Глава региона спускался в зал, когда маэстро Мацуев сказал о том, что Томску нужен новый рояль. Губернатор вернулся на сцену и под аплодисменты зрителей и «браво» Дениса Мацуева пообещал, что в следующий приезд знаменитого пианиста в Томск новый рояль появится. «Надеюсь, мы увидимся скоро», — сказал томский губернатор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру