Редкоземельная афера

Как в Северске осваивали «инновационные миллионы»

Честно говоря, уже несколько поднадоели бесконечные заявления всех ветвей власти о планах всестороннего улучшения нашей повседневной жизни.

Как в Северске осваивали «инновационные миллионы»
До сего дня редкоземельная руда в ЗАТО представлена только образцами…

Не лучше ли всем им вначале дело сделать, а только затем вести разговор, насколько оно для народа полезно? Вспомнят пусть для начала хотя бы пословицу про соловья и басни. На досуге как-то попался материал о планах области обзавестись уникальным редкоземельным производством. С той поры прошёл не один год. Думаю, впору спросить у наших ораторов, какова же доля в экономике области сегодня за этим сектором производства?

Эх, раз, ещё раз!

Лихорадочными попытками российских властей вскочить на уходящий «поезд инноваций» сегодня вряд ли кого удивить. Как и результатами подобных упражнений. Многословие заявлений всевозможных должностных лиц о намерениях довольно часто не соответствует достигнутым результатам. И борьба за освоение некогда утраченных технологий получения редкоземельных элементов не является исключением. Вспоминается сообщение о прошедшей несколько лет назад в Томске аж всероссийской конференции, обсудившей вопросы добычи, производства и применения редкоземельных элементов.

График её работы, если верить опубликованному плану проведения, был самый что ни на есть напряжённый. Достаточно вспомнить один из докладов «Разработка технологии производства редких металлов и редкоземельных металлов в ОАО «СХК». Или «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы взаимодействия поставщиков и потребителей РЗЭ-содержащих материалов». А уж о составе организаторов мероприятия и говорить не приходится – для них слова «инновационный процесс» явно не пустой звук. Это и госкорпорация «Росатом», и Северский технологический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Ничуть не сомневаясь в целесообразности проводимых конференций, симпозиумов, семинаров и иных полезных мероприятий вместе с их практической значимостью, смею отметить, что это далеко не первый подход к актуальной теме столь высокого сообщества. Пусть и с меньшим составом. Ведь старт работе по постановке небывалых возможностей редкоземельных металлов на службу местной экономике был дан ещё в далёком 1999 году. В рамках пресловутой программы инвестпроектов федеральным центром было отпущено только для Северска 350 миллионов рублей. В нынешних изрядно похудевших «деревянных» получалось около двух миллиардов. Конечно же, по самым приблизительным подсчётам.

С их помощью Центр в очередной раз попытался сделать закрытые города не только экономически достаточными, но и флагманами развития ряда научно-технических направлений. Ну, почти как Сколково. Или многочисленные ТВЗ. Время показало наивность «кремлёвских мечтателей», столкнувшихся на практике с кондовым головотяпством, отсутствием контроля и ещё много с чем, что называют сегодня секретами русской души и несовершенством действующего законодательства.

О ходе реализации «редкоземельного» проекта нам достаточно подробно рассказал соответствующий ревизорский акт, датированный 2001 годом. Других источников, кроме пары десятков процессуальных документов, вышедших из-под пера северских правоохранителей, в широком доступе так обнаружить и не удалось. Очень жаль, что историю «областного редкоземельного счастья» приходится писать всё больше именно с опорой на такие несколько односторонние источники.

Утром – деньги, вечером – стулья!

Тогда разрабатывать редкоземельный элемент в Северске решили, в отличие от планов нынешних, с помощью малого и среднего бизнеса. Для чего и создали ЗАО НПО «Редкоземельные металлы». Именно его руководитель и обратился к тогдашнему городскому руководству с просьбой помочь деньгами в продвижении перспективного проекта. И обратился, скажу вам, очень вовремя. В северскую казну уже начали поступать вожделённые кредитные миллионы, и местные экономисты были всерьёз озабочены, как бы их пристроить именно на более эффективные направления, реализация которых помогла бы и с новыми заводами, налогами, рабочими местами.

Далее процесс пошёл как по маслу. Подготовка бизнес-плана, его рассмотрение на всевозможных комиссиях-комитетах – и вот уже в кармане удачливых предпринимателей одобряющее решение местной думы и документ, позволяющий им рассчитывать ровно на 5 миллионов рублей. В ценах 1999 года. Потратить же их планировалось на проект под названием «Создание полупромышленной установки по переработке рудных редкоземельных концентратов». Непосредственно об установке, однако, речи не шло. Все полученные миллионы устроители вмиг направили на приобретение рудного концентрата. Логика их была вполне понятна. Утром – деньги, то бишь сырьё редкоземельное, вечером – стулья. Или упомянутая установка, на которой его перерабатывать.

Вопросов не поступило и при выборе поставщика концентрата. Новосибирское ООО «Модус – ЛТД» в Северске на тот период было хорошо известно. И если бы существовал титул для северской администрации, сродни поставщика двора его величества, то господа из «Модуса» вполне могли на него рассчитывать. Они везли в город бензин, автозапчасти, медицинское оборудование и ещё много-много всякой всячины. Словом, найдут и концентрат. Правда, как показало время, не нашли. Но кто задумывался именно о таком итоге, когда на ЗАТО брызнул столь щедрый золотой дождь!? Как не взяли в голову ещё ряд фактов, раскопанных спустя несколько лет дотошными ревизорами. Оказывается, ЗАО НПО «Редкоземельные металлы» не имело даже оборотных активов! И далее следовал ряд неприятных выводов для северской власти в лице высокой инвестиционной комиссии и работоспособного депутатского корпуса. Речь шла «о зависимости финансового положения общества от средств заёмных источников, а также об отсутствии возможности общества отвечать собственными активами по обязательствам перед кредиторами и по предоставленному кредиту».

Но, видимо, стремление обзавестись собственным производством диковинного элемента оказалось сильнее учёта элементарной экономики. И ЗАО НПП «Редкоземельные металлы» буквально через год получает очередные 5 миллионов кредитного ресурса! Ведь создание установки, пусть даже полупромышленной, с повестки дня никто не снимал! Даже «при наличии фактов нецелевого использования средств выданного кредита по договору от 26.12 2000 г. № 35», на которые хотели обзавестись тем самым концентратом.

Стихи об украденном паспорте

Пути очередного «кредитного потока» вновь отслеживаем с помощью вездесущего ревизорского корпуса. Итак, по состоянию на 1 января 2002 года деньги благополучно находились на счетах ЗАО НПП «РЗМ». Затем они отбывают в славный город Новосибирск в адрес малоизвестной фирмы «Эйвент». Именно её чудо-мастера и намеревались изготовить не менее чудную установку. Причём в истинно стахановские сроки – до 10 октября того же года. Однако на 16.10.2002 так и не изготовили, а деньги вернула уже другая фирма. Правда, только в ноябре аж 2005 года. Что сродни экономическому чуду. Потому как, если верить ревизорам, «провести встречную проверку в ООО «Эйвент» не представилось возможным в связи с отсутствием по указанному в договоре и в счёте-фактуре ООО «Эйвент» адресу». Но и это не всё.

На очереди ещё один факт в подтверждение, что партнёры для реализации инвестиционных проектов на северской земле выбирались самые что ни на есть своеобразные. На сей раз цитируем обвинительное заключение по одному из фигурантов «кредитного дела». О регистрации вышеназванного «Эйвента» во всевозможных органах. Как, оказалось, осуществилась она на украденный ранее паспорт. Хозяина нашли и допросили. И вот что он поведал суду и следствию (в пересказе обвинительного заключения): «Данный паспорт был утерян или его украли в поезде при поездке из г. Куйбышева Новосибирской обл. в г. Новосибирск». И далее: «В 2002–2003 гг. к нему приходили уведомления об уплате налогов за фирмы, о которых он ничего не знает. Сотрудники милиции поясняли ему, что на его имя оформлено около 40 различных фирм. Сам он никаких юридических лиц на своё имя не открывал, что-либо об ООО «Эйвент» никогда не слышал. Кроме того, Кр-ёв О.А. показал, что подписи, поставленные за Кр-ёва, принадлежат не ему, так как он расписывается иначе...»

И удача, что в благом деле освоения кредитного ресурса обошлось только одной такой фирмой. Представьте: в дело вступают все сорок, регистрируемые на паспорт уроженца соседней области?! Тогда Северск точно остался бы и без программы, и без развития, и без 350 млн федеральных средств в ценах 1999 года. А не только без редкоземельного концентрата и полупромышленной установки.

Сегодня на очереди освоение очередного плана развития ЗАТО Северск. На сей раз при помощи так называемых «территорий опережающего социально-экономического развития». Насколько пойдёт в коня корм, конечно же, покажет время, которого сегодня, не в пример годам прошлым, явно маловато. В отличие, скажем, от попыток федеральной власти увидеть в городах за колючей проволокой если не Сколково с Кремниевой долиной, то хотя бы бездотационный городской бюджет.

К слову, та же «технология разработки редкоземельных металлов», которую с таким упоением обсуждал научно-технический люд несколько лет назад в Томске, будет, скорее всего, вновь не менее актуальной ещё не для одной конференции или симпозиума, которые, возможно, в обозримом или не очень будущем и приведут к реальному производству. С установками, производственными цехами и новыми рабочими местами, до которых пока пролегает «дистанция огромного размера».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру