ЗРИ в корень!

Чем закончатся все северские пертурбации?

Вот уже которую неделю «закрытый» Северск не на шутку продолжат волновать нашего обывателя. И если «утки» о его скором открытии стали уже привычным делом, то гуляющее по Сети обращение о предстоящем в возможном будущем закрытии одного из производств комбината под названием завод разделения изотопов (ЗРИ), а следом и всего предприятия, заставляет не на шутку задуматься.

Чем закончатся все северские пертурбации?
Хронически не везёт нашим атомщикам в реализации намеченных планов

«Я к Вам пишу...»

И не только потому, что, судя по тексту письма, составляли его авторы не понаслышке знакомые и с технологиями, и с характером работы непосредственно и завода, и СХК. Ведь мы привыкли получать от нашего «атомного соседа» исключительно позитивные новости. Планы перевыполняются, безопасность под контролем, новые производства уже на пути к цехам и вот-вот страна получит и бериллий, и соединение титана, и даже начинку для аккумуляторов. Не говоря уже о новых видах ядерного топлива. Ну, а о реализации проекта под мало понятным названием «БРЕСТ-300» сегодня не знает разве что ленивый...

А тут на всех перспективах повесили амбарный замок! И ведь не отмахнуться, привычно обвинив авторов в дилетантстве и популизме. Факты диктуют несколько иной подход к оценке работы нашего гиганта. И дело не только в сокращении почти в пять раз численности работающих за последние годы. Здесь то, за что руководство ТВЭЛа, в состав которого вошло предприятие ещё в 2009 году, готово объясняться.

Главные тезис – конкуренция на рынке ядерного топлива растёт, и нам без снижения издержек никак не обойтись. Ну, а кто останется – тому все блага. И зарплату достойную, и соцпакет усиленный. Чем не известный с незапамятных времён принцип «разделяй и властвуй»? То бишь оптимизируй. Возможно, и по этой причине все предыдущие шаги руководства предприятия по сокращению издержек протестов в коллективах не вызывали. Разве что «кухонно-карманных». И на ХМЗ, и РМЗ, и при переводе вспомогательных структур в разряд «дочерних». Помалкивал и отраслевой профсоюз вместе со своими отделениями на местах. А вот среди их коллег на ЗРИ такие люди нашлись, и появилась упомянутая петиция. Её значение выросло и в связи с особой ролью завода в структуре всего Сибхимкомбината. Ролью и «дойной коровы», и особым местом в заводском технологическом цикле.

Атом нашей надежды

Если оглянуться чуток назад, то нельзя не вспомнить, что именно с ЗРИ и связывало прежнее руководство комбината и отрасли его будущее. Достаточно только вспомнить программу развития СХК, принятую ещё в 2004 году. Она предусматривала уже к 2013 году удвоить выпуск продукции предприятия. На основе реконструкции производства и развития технологий, используемых на нём и, что немаловажно, практически при той же численности работающих. И главным коньком упомянутой программы была как раз, по словам тогдашнего заместителя генерального директора комбината Валерия Мещерякова, реконструкция ЗРИ. Овчинка стоила выделки. Ведь по сообщениям СМИ на нём производилось до 40% продукции, идущей на экспорт. При более чем трети доли всего комбината в валовом региональном продукте. Почти что нефть и газ вместе взятые.

Вот только хронически не везёт нашим атомщикам в реализации намеченных планов. Причин на то немало. Это и чехарда в приоритетах развития, и банальные ошибки в обоснованиях важности выбранного направления.

Боливар не вынес?

К сожалению, авторы письма не уделили внимания своему пониманию причин, подвигнувших руководство ТВЭЛа на отгрузку центрифуг в Зеленогорск. А зря. Некоторые цифры того же финансового отчёта, размещённого на сайте предприятия, могли бы дать ответы на многие вопросы. Или, наоборот, их поставить. Возьмём только цифры, характеризующие некоторые итоги производственной цепочки, в которой одним из звеньев и является ЗРИ.

Например, выручка АО СХК по направлению «Услуги по конверсии и обогащению» увеличилась в прошлом году по сравнению с 2011 годом почти на 8%. Казалось, успех налицо. Но давайте вспомним о том же уровне инфляции за прошедшие четыре года. А ещё одна позиция под названием «Продукция по конверсии и обогащению» и вовсе подкачала – здесь зафиксировано снижение более чем на миллиард рублей. Похожая картина и с себестоимостью по указанным направлениям. Причём по «услугам» она фактически застыла на рубеже четырёхлетней давности. Как будто оптимизации и модернизации даже не коснулись ласковой рукой за всё это время нашего предприятия!

В целом же график указанных финансовых показателей порой напоминает «американские горки. Насколько порой год в них отличается от года. Так, к примеру, выручка, достигнутая по «услугам по конверсии и обогащению» 2012 года, меньше, нежели в году предыдущем аккурат на 1,5 млрд рублей. Что составляет почти треть от общей суммы. А в 2014 вдруг резко идёт в рост прямо на 1,1 миллиард. Остаётся только догадываться, отчего такие вот «метаморфозы» не удостоились внимания ни властей, ни многочисленных СМИ, ни общественности. И в чём их причина.

Многое могло бы прояснить сравнение показателей ЕРР (единица работ разделения) АО СХК и ЭХЗ. Но, к сожалению, информация в свободном доступе отсутствует. Некоторый свет проливают слова генерального директора ЭХЗ Сергея Филимонова, «ЭХЗ – единственное предприятие в ТК, где себестоимость продукции в сравнении с предшествующим годом снизилась в реальных, а не в сопоставимых ценах. Сегодня официально признано, что себестоимость ЕРР на ЭХЗ – самая низкая среди предприятий Топливной компании». Но речь шла о достижениях трёхлетней давности. Как обстоят дела сегодня, к сожалению, узнать не получилось.

Думаю, взбудоражившее не на шутку общественность решение зрело давно, и при его принятии политические последствия, конечно же, учитывались. Например, дальнейшее трудоустройство высвобождающихся работников в результате возможных дальнейших сокращений. Или реакция региональных элит на это. Не исключаю, вопросы занятости столичные начальники предложат решать в областном центре. Тем более что соответствующий опыт уже имеется. Если кто помнит, несколько лет назад похожая ситуация сложилась с оборонным заказом. Его объёмы, по мнению руководства Росатома, прокормить два предприятия («Маяк», что в уральском Озёрске и ХМЗ АО СХК) без ущерба экономики корпорации никак не могли. Выбор тогда сделали в пользу конкурента. Несмотря на более лучшие условия производства в Северске. Глава ведомства Сергей Кириенко так объяснил сделанный выбор: «С точки зрения социальных проблем важнее оставить завод на "Маяке", потому что СХК рядом с большим городом и возможностей для трудоустройства больше, работу найти попроще. С "Маяка" податься некуда». Много тогда сделал, по мнению ряда источников, и Пётр Сумин, тогдашний губернатор Челябинской области.

Сегодня, получается, некуда податься и с ЭХЗ, что в Зеленогорске. Ещё в начале позапрошлого года был подготовлен прогноз развития ЗАТО Росатома. В отношении красноярских коллег он вышел удручающим. Город и тамошнее предприятие бесперспективны – предприятие закрыть, а город расселить. Хотя в дальнейшем заговорили о некой «информационной диверсии», но настороженность осталась. Поэтому, не исключено, что таким образом атомное ведомство в силу понятных причин хочет дать Зеленогорску шанс на выживание. Объём же заказов, опять же по мнению столичных начальников, для двух заводов одного направления явно недостаточен. Следовательно, чем не положение, полностью заключённоё в словах «умри ты сегодня, а я завтра»?

«Никто не даст нам избавленья...»

Что же касается позиции и руководства АО СХК, и Северска, и всей региональной элиты, то, скорее всего, она будет сдержанной. И не более. Времена нынче не те, чтобы столице возражать. К тому же взгляните на руководящий состав АО СХК. Генеральный директор Сергей Точилин уже «разменял» седьмой десяток. И в стремлении идти на серьёзный конфликт с непосредственным начальством и, тем более, работать «через его голову» даже в интересах дела, замечен не был.

Похожая ситуация и в ЗАТО. Мэр Григорий Шамин, как и генеральный директор комбината, в непростых ситуациях предпочитает осторожность и оглядку. Да и возраст кровь явно не греет. Ещё в прошлом году Григорий Андреевич достойно отметил шестидесятилетний юбилей. Перспективы вновь избраться градоначальником весьма туманны, система правления в городе отлажена, оппозиции не видать, строке бюджетного личного содержания позавидует не только любое ЗАТО – словом, трудись и не рыпайся! Других же влиятельных сил и в местной и в областной думах просто нет.

Хотя для начала надо всего то ничего – на цифрах доказать «стратегам» из Росатома, что близость Северска к Томску отнюдь не панацея. Не так уж и велик там рынок рабочей силы, как кажется из Первопрестольной. Особенно, с учётом зарплат и квалификации высвобождающихся трудовых ресурсов ЗАТО.

Думаю, «просотрясают воздух» депутаты, скажут своё весомое слово ветераны, примут осторожное обращение к соответствующим начальникам, даже обратятся к российскому президенту. Возможно, даже недавно облечённый доверием томичей депутат Государственной Думы Диденко-младший вспомнит о своём намерении «спасать заводы» и напишет запрос, о котором также расскажет всем нам.

Потому как и завтра, и послезавтра и даже в обозримом будущем ни ЗРИ, ни АО СХК никто закрывать не собирается. В том числе и мы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру