Томск – земля казачья

Памяти сибирских казаков-первопроходцев посвящается

В этом номере мы заканчиваем публикацию большой статьи томского казака Алексея Сафронова об истории сибирского казачьего войска и освоении Сибири. Выражаем огромную признательность и благодарность казакам-краеведам города Томска, Новосибирска, Бийска, Хабаровска, предоставивших необходимые исторические сведения.

Памяти сибирских казаков-первопроходцев посвящается

Учёные мужи давно уже обращали внимание на исторически выдающийся факт в колонизационном движении томских казаков, понимая и воздавая должное заслугам и доблестным подвигам. «Атаман Д. Копылов за то похвалы достиг, — говорил Фишер, — что он первый положил основание к распространению Российского государства до Камчатского моря». Известный писатель Матв. Геденштром, изъездивший в 1820-х годах всю Восточную Сибирь, говорит: «История сибирская столь малоизвестна, что едва ли кто вспомнит о сибирских казаках. Хотя корысть к соболям более, нежели другое высокое чувство воина, направляла их непреодолимое мужество, но дела их останутся чудесными, беспримерными... Казаки являются воинами неутомимыми, покорявшими земли и народы своим самодержцам. В своих походах они должны были преодолевать препятствия, которые встречались им на каждом шагу, в земле неизвестной, дикой, необъятного пространства, и от народов неприязненных и в сравнении с ними весьма многолюдных... В отчаянной храбрости можно сравнить их с одними флибустьерами, но флибустьеры были не что иное, как морские разбойники, и однако ж... все удивляются их делами, а казаки Сибири и в России едва ли не забыты». «Покорение северной Азии русскому скипетру, — говорит учёный путешественник Адольф Эрман о предках томских казаков, — принадлежит к замечательным явлениям всемирной истории: в течение 8 лет завоёвана была восьмая часть поверхности земного шара, и это благодаря их изворотливости и настойчивости; со времени основания Томска они проявили особенную деятельность в расширении русского господства... И, однако ж, заслуги этих отважных завоевателей не были «наследственными привилегиями» с их острогами и зимовьями. По вниманию к его боевым заслугам и приведению им в подданство русскому скипетру разнообразных инородческих племён Сибири, он отличен был от других городов Сибири тем, что знамя его украшено было одною из главных царских регалий: в пожалованном ему гербе изображена была «царская корона», а не зверки сибирские и животные, как у других городов. Так томские казаки прославили и возвеличили в ХVII веке родной свой город, и — что замечательно — совершили это в относительно короткое время. Почему память их, доблести и заслуги должны быть для г. Томска незабвенны».

Прошло более ста лет после выхода в свет книги Евтропова, выдержку из которой я сейчас привел в качестве исторического материала, и что изменилось в деле увековечивания памяти казаков покорителей и первопроходцев?! До недавнего времени практически ничего! Лишь в последнее время по инициативе казачьих общественных организаций и посильной помощи поселковых администраций области этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Но памятники до сих пор ни Москвитину, Писемскому, Тыркову или кому-то еще из наших предков казаков так и не установлены, и память их не увековечена! И все же надо отдать должное томским краеведам и градоустроителям, в период 50–60 годов прошлого века в черте Томска в поселке Степановка, на пересечении с ул. Тояновской, возникли три новые улицы, очень небольших, спрятанных на отшибе среди деревянных бараков. Но зато с какими названиями: Петлина, Копылова и Москвитина. В другом конце поселка среди заросших кустарников и деревьев на краю оврага расположена улица, названная в честь другого нашего земляка – казака, ученого с мировым именем Григория Николаевича Потанина, крупнейшего общественного деятеля, выдающегося исследователя центральной Азии и Сибири. В 1863–1899 гг. он совершил ряд экспедиций в Монголию, Туву, Северный Китай, Тибет, открыл (совместно с М.В. Певцовым) котловину Больших Озер. Совместно с женой, А.В. Потаниной, собрал ценные этнографические материалы. В начале 60-х годов ХIХ века возглавил движение, которое вошло в историю России как «Сибирское областничество». Вместе с Н.М. Ядринцевым вел активную борьбу за развитие в Сибири образования, за бережное отношение к культуре коренных народов Сибири, за развитие экономики края. В 1902 году избрал Томск постоянным местом жительства; с 1915 года – почетный гражданин Томска, с 1919 – почетный гражданин Сибири. В его честь названа малая планета. В свое время и это оказалось большим событием в жизни нашего города, но опять же разовым и почти забытым в памяти наших сограждан. Очень жаль, что за подобное отношение к своей истории мы так и останемся среди Иванов родства не помнящих. Жаль еще потому, что не в пример нам жители Хабаровска чтят наших казаков-первопроходцев и разрабатывают проекты об увековечивании их исторической памяти.

Кстати, в XVII веке томские казаки уже после основания Красноярского острога в 1628 году, неоднократно спасали его от полного разорения во время нашествия объединенного войска джунгар и кыргызов, присылая им на помощь свои отряды, второй раз возвращая с полдороги оставившие свой город население и гарнизон. Красноярские жители свято чтут память о своих земляках-казаках, основавших их город, опять же выходцев из Томска, Тобольска и Енисейска. В центре мегаполиса воздвигнут памятник первому воеводе, основателю города Андрею Дубенскому и Триумфальная арка в честь 375-летия высадки первого отряда казаков.

Чего же нам, современным томским казакам, краеведам и общественности не хватает, чтобы наши инициативы нашли долгожданный отклик в сердцах областной и городской администрации?! Прежде всего единства в наших казачьих рядах, желания доминировать и добиваться поставленной цели! Ведь Томск это не просто Сибирские Афины с полуторовековой историей существования первого в Сибири Императорского университета. Томск это исторический форпост казачества, его точка опоры на пути к завоеванию, пускай даже в прошлом: Восточной Сибири, Азии и части Северо-Американского континента с богатым прошлым и славными традициями. А кому как, не нам, сибирским казакам, необходимо приложить свое усердие для возрождения и сохранения нашей истории, культуры и традиций!

Занимаясь написанием истории возрождения и становления Российского казачества, постоянно задаешь себе вопросы: «А что мы все-таки возродили? А если возродили, насколько оное соответствует тому образу казака – потерянному и отнятого у нас в годы кровавой Гражданской войны и в последующие годы советского соцреализма?! Что изменилось в наших душах? Можем ли мы называться казаками и какую пользу от нашей деятельности мы сможем принести Отечеству?». Очень непростые вопросы, на которые ответить должны сами казаки и власть, которая дала нам для этого определенные возможности.

Так чего все-таки желаем мы и чего от нас хочет получить государство, пытаясь поместить нас иногда в не совсем понятные нам формы? Казачество Томского региона развиваясь по тем же законам, что и другие казачьи организации России с начала 90-х годов.Не так все просто и понятно происходило у казаков на Томской земле: приходили и уходили люди, сменялись атаманы и их окружение, менялась и сама власть и ее политика в отношении казаков. Много было сделано хорошего и не совсем хорошего. Бурлили страсти и конфликты, подчас переходящие в столкновения. Как и в любой семье-общине, делили иногда не совсем понятное всем имущество, доказывали свою правоту и неуемные амбиции. Делили радости и горе, справляли рождения и похороны, отмечали праздники и дни всеобщей скорби. Как бы и что бы не происходило в сознании томских казаков, все это соответствовало их традициям и законам. Каждый приходящий казак оставлял о себе память, иногда добрую иногда такую скверную, что и вспомнить неловко.

Но несмотря на все эти реалии томское казачество с 90-х двигалось вперед. Пускай не так, как хотелось – быстро и слажено, поскольку в полной мере отражало в себе все негативные процессы, происходящие в нашем обществе. Но оно постепенно набирало силу и уверенность в том, что ее существование и деятельность необходимы России, а значит, казачество имеет право быть и развиваться наравне с другими коренными народами.

Присоединив к России огромные территории Сибири вместе со множеством народов и культур, мы, как и весь русский народ, получили право владеть всеми несметными природными богатствами находящимися на ее территории и недрах: нефтью, газом, лесом и другими полезными ископаемыми и природными ресурсами. Историческая миссия казачества далеко не закончена. Она будет идти дальше, поскольку государству всегда будут необходимы служилые люди, умеющие уберечь, сохранять и приумножить все то, что даровал нам Господь.

Многое было сделано казаками с момента возрождения казачества в Томске как в патриотическом воспитании, так и возрождении традиций, фольклора, истории и уклада жизни. Но много идей и проектов по разным причинам так и остались невостребованными или нереализованными, а некоторые вовсе бездарно загубленными. Нет у казаков на данный момент единой производственно-торговой и хозяйственной базы, ни Национального казачьего культурного центра, просуществовавшего всего несколько лет и ликвидированного по не совсем понятным причинам в 90-х годах. А жаль, все это могло принести огромную пользу не только казакам но и всему населению Томской области. Мне верится, что с Божией помощью мы в скором времени выберем себе достойного атамана, способного вывести казаков из этого затянувшегося кризиса, достойного человека, обладающего для этого всеми качествами опытного руководителя и верного товарища.

Мы не должны жить одним днем с надеждой, что все само образуется и разрешиться. Руководителями государства на всех уровнях власти должны быть поставлены перед Сибирским казачьим войском соответствующие его основному статусу задачи, быть служилой ратью, ставя во главу угла прежде всего создание и развитие в сельских районах казачьих общин (хуторов и станиц). Всем давно понятно, что без создания определенных условий для успешного развития казачества мы так и будем бежать с протянутой рукой за всеми возможными "благодетелями".

Мы, как представители различных казачьих организаций Томского региона, согласно принятого Государственной Думой закона «О казачестве Томской области» и распоряжения губернатора Томской области от 26.08.2016 г. № 223-р, постоянно вносим свои предложения по развитию этого направления в комитет по внутренней политике администрации Томской области, так как это, несомненно, имеет важное государственное значение.

В заключение хочется напомнить очень важные, на мой взгляд, слова напутствия казаков-стариков. Они адресованы казачьей молодежи, но этим должны руководствоваться все кто, причисляет себя к казакам. "Казаком мало родиться, им нужно быть. Именно быть, а не казаться! И быть не только на праздниках и других торжествах, но и на протяжении всей нашей нелегкой казачьей жизни, когда от каждого требуются стойкость духа, твердость в Вере и любовь к Отечеству!"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру