Елена Соколовская: «Размер оклада школьного учителя должен составлять 70% от всей заработной платы»

«Если говорить о заработной плате и нагрузке на школьных учителей, то, во-первых, надо обратиться к федеральному закону о труде, в котором говорится, что должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Елена Соколовская: «Размер оклада школьного учителя должен составлять 70% от всей заработной платы»

А должностные обязанности, то есть основная работа учителя – это учить обучающихся, давать им знания. Это регулируется тарификацией». Такое мнение высказала член региональной рабочей группы ОНФ в Томской области «Образование и культура как основа национальной идентичности», председатель профсоюза работников образования и науки Томского района Елена Соколовская.

Она напомнила, что опрос педагогов, проведенный Народным фронтом в феврале, показал, что в среднем в неделю учитель работает 70 часов, из которых тратит на ведение уроков и воспитательную работу лишь половину этого времени. Остальное время занимают совещания, внеурочная работа, заполнение документов. По мнению экспертов ОНФ, необходимо выработать единые подходы к определению нагрузки учителей, ее нормирование следует отразить в системе оплаты труда. Кроме того, необходимо оптимизировать и упорядочить отчетные документы в школе, нормативно закрепить их обязательный перечень.

Как выяснили эксперты Народного фронта, если подсчитать всю нагрузку учителя – ведение занятий, а также участие в педсоветах и совещаниях, методическую и внеурочную работу, заполнение документов и отчетов, общение с родителями, проверку тетрадей и подготовку к занятиям, то в среднем в неделю учитель работает 70 часов.

По оценкам экспертов, подготовка к урокам, проверка тетрадей, заведование мастерскими и учебными кабинетами, индивидуальная, внеклассная работа с детьми, общение с родителями, дежурства по школе и другие ненормированные виды педагогической деятельности прибавляют к общей нагрузке учителя до 10 часов в неделю.

По словам экспертов ОНФ, ежедневно учителям приходится заполнять не только классные журналы, дневники и поурочные планы, но и табели посещаемости, питания и другие документы. Причем не всегда выполняемая бумажная работа способствует улучшению учебной или воспитательной работы.

«Во-первых, размер оклада должен составлять 70% от всей заработной платы. Когда этот процент будет выдержан, тогда всё встанет на свои места. Во-вторых, размер оклада должен зависеть от квалификации учителя, а не одинаковый для всех. Для молодого специалиста – один, для учителя, имеющего первую или высшую квалификационную категорию, – другой. У учителя будет мотивация повышать свой профессиональный уровень, и статус учителя будет повышаться. Эта истина проста, все об этом говорят, но ничего не делается», – отметила Елена Соколовская.

В-третьих, есть проблема загруженности учителей другой работой, обратила внимание эксперт ОНФ. По ее словам, идет нескончаемый марафон по участию во всевозможных конкурсах, проведению семинаров, разработке проектов и т.д., чтобы наполнить своё портфолио сертификатами, дипломами, грамотами, отзывами и др. А также для увеличения заработной платы. А эта работа делается во внеурочное время, и отнимает много сил и времени.

«Ставка учителя составляет 18 часов, то есть 3–4 урока в день. И это правильно и достаточно! А другая работа – ненормируемая, это проверка тетрадей, классное руководство, работа с родителями, педсоветы, самообразование и многое другое – занимает вторую половину дня», – подчеркнула председатель профсоюза работников образования и науки Томского района.

По ее мнению, когда за 18 часов учитель будет получать 20–25 тысяч рублей, а за остальную работу дополнительное вознаграждение, тогда педагог найдет время и отдохнуть, и поправить своё здоровье, и заняться семьёй и своими детьми. «И самое главное, финансирование школ должно быть не подушевое, а за класс-комплект», – заключила Елена Соколовская.

«Учителя возмущаются как чрезмерным количеством требуемых отчетов, так и их дублированием в бумажном и электронном варианте. Очевидно, что отчетные документы в школе необходимо оптимизировать и упорядочить, нормативно закрепить их обязательный перечень», – считает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина.

Она напомнила, что о необходимости снизить отчетную нагрузку на учителей активисты Народного фронта говорил в 2014 году на форуме ОНФ в Пензе «Качественное образование во имя страны» президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Пyтин. По мнению Духаниной, другой значимый фактор загруженности учителей – стремление самих педагогов к дополнительной нагрузке с целью увеличения зарплаты.

«Избыточный объем учебной, внеурочной и бюрократической работы обессиливает учителя, лишает его возможности нормально отдыхать и заниматься самообразованием. Измотанный, задерганный педагог не интересен ученикам. Поэтому в конечном счете требуется прийти к системе оплаты труда учителей, которая позволит нормировать учительский труд и определит верхний предел трудовой занятости учителя, установив за него при этом достойный уровень оплаты. Это будет способствовать освобождению педагогов от непрофильных обязанностей, а в конечном счете – качественному выполнению школой образовательных и воспитательных задач», – заключила Духанина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру