Сергей Жабин: «Второстепенных проблем не бывает!»

Над чем работают общественники в год экологии?

Эксперты Общероссийского народного фронта в Томской области с мая осуществляют мониторинг проводимых в регионе мероприятий по борьбе с сибирским шелкопрядом. Активисты неоднократно выезжали в рейды в леса региона, чтобы своими глазами увидеть, насколько эффективно были потрачены деньги, выделенные на борьбу с вредителем. Какими еще проектами ознаменовался год экологии для томских общественников?

Над чем работают общественники в год экологии?

Шелкопряд попятился...

Ранее сообщалось, что эксперты ОНФ проконтролируют, как тратятся денежные средства в размере свыше 1,5 млрд руб., полученные из федерального и региональных бюджетов на борьбу с сибирским шелкопрядом.

Напомним, в Томской области в 2016 году было зафиксировано 11 очагов распространения шелкопряда на площади около 500 тыс. гектаров. В 2017 году на борьбу с этим лесным бедствием федерация выделила региону 357,5 млн рублей, еще 50 млн руб. направлено из областного бюджета.

– Во всех районах, где побывали эксперты ОНФ, обработка лесов от шелкопряда прошла достаточно эффективно. Погодные условия благоприятствовали эффективности обработки, поскольку большую часть дней в мае и июне в регионе было сухо. В противном случае, применение биопрепаратов дало бы не очень высокий результат. К примеру, в Лучаново-Ипатовском кедровнике Томского района препаратом было поражено от 95 до 98 % шелкопряда. Большинство гусениц мертвы. И даже те, что еще ползали по деревьям, не представляют опасности, – отметил координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Томской области Сергей Жабин.

Согласно предварительной оценке лесопатологов томского филиала ФБУ «Рослесозащита», эффективность обработки лесов против сибирского шелкопряда на большинстве территорий Томской области составила 94–98%.

По словам Сергея Жабина, обработка действительно спасла лес. Более того, выжить могут и часть пораженных деревьев: старая хвоя у них объедена гусеницами, но почки продолжают расти.

– Однако успокаиваться рано. Шелкопряд все еще представляет большую опасность для лесов Томской области и других регионов Сибири. Во-первых, есть участки лесов, где были поражены не все гусеницы. Например, в припоселковом кедровнике села Базой Кожевниковского района биологический препарат не смог локализовать и уничтожить шелкопряда, так как гусеница была слишком большого возраста. Другой причиной стало подтопления большей части территории талыми водами. На этих территориях в августе необходимо будет провести повторную обработку. Работы уже запланированы.

Во-вторых, в некоторых местах в августе-сентябре необходимо еще сделать одну обработку, чтобы подавить новое поколение гусениц, – подчеркнул эксперт ОНФ.

Кроме того, уже в этом году в лесном фонде Томской области обнаружено 8 новых очагов распространения шелкопряда на территории 72 тыс. га лесов. Обработку части из них нужно проводить уже в августе текущего года.

– В начале июля специалисты завершили обследования томских лесов, пораженных сибирским шелкопрядом. И уже сейчас необходимо составить план по организации повторной обработки территорий, где не удалось полностью уничтожить вредителя, и новых обнаруженных очагов шелкопряда. Активисты ОНФ совместно со специалистами и экологами будут продолжать мониторить эффективность принимаемых мер по борьбе с шелкопрядом. Одновременно мы готовы всячески помогать профильным структурам бороться с лесным вредителем, – подытожил Жабин.

Загрязнение томских водоемов продолжится...

Загрязнение водных объектов происходит из-за отсутствия качественных современных очистных сооружений, а также в результате безнаказанности в отношении тех, кто загрязняет водоемы. Такое мнение высказал координатор региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Сергей Жабин на форуме-диалоге «Экологическая безопасность и формирование активной гражданской позиции в области охраны окружающей среды», который прошел в Северске. По его мнению, один из вариантов решения проблемы – располагать на ливневых канализациях локальные очистные сооружения.

– На сегодняшний день даже такой город, как Северск – самый большой город в России из закрытых административно-территориальных образований системы Минатома – не имеет очистных сооружений. Необходимо воспользоваться Годом экологии и выделить деньги хотя бы на разработку проекта очистных сооружений. Также необходимо вернуться к опыту советских времен, когда при строительстве нефтехимического комбината были построены городские очистные сооружения действующие до сих пор, – отметил Сергей Жабин.

По словам эксперта ОНФ, из-за отсутствия очистных сооружений загрязняются практически все малые реки в районе Томска и Северска: Киргизка, Басандайка, Ушайка. «Загрязнение Киргизки оказывает негативное влияние на состояние воды в реке Томь в районе городского пляжа Северска, поскольку именно в этом месте эта река впадает в Томь», – сообщил Жабин.

Как обратил внимание общественник, загрязнение водных объектов также происходит при размещении снегоотвалов. «К примеру, снегоотвал на улице Мостовой в Томске превратился в огромную несанкционированную свалку. А ведь он располагается на водосборной территория федерального водного объекта – реки Томи! В этом районе расположена цепь пойменных озер, и вся таблица Менделеева со снегоотовала попадает в Томь, серьезно влияя на экологическую обстановку в том числе и в Северске», – подчеркнул представитель ОНФ.

По мнению Сергея Жабина, о загрязнении водных объектов в регионе можно судить и по следующему показателю: на границе Томской и Кемеровской областей, в районе деревни Ярское, вода в реке Томь достаточно чистая, там водятся хариус, таймень и другая рыба. А при взятии пробыв Томи в районе Северска, после ее прохождения через город Томск, при впадении всех малых рек, то показатели воды в реке ухудшаются в несколько раз.

– Серьезная проблема в Томском районе, Томске и Северске возникла при строительстве коттеджных поселков. В таких поселках водоотведение осуществляется в канализационные ямы. Владельцы коттеджей вызывают ассенизаторские машины, которых развелось великое множество, они откачивают канализационные ямы, и вывозят жидкие канализационные отходы, выливая их в леса, в поймы рек, на земли сельхозназначения. Данный вопрос необходимо решать на законодательном уровне, чтобы каждый владелец жилого дома нес ответственность за водоотведение и канализование, – пояснил эксперт Народного фронта.

Кроме того, обратил внимание общественник, в последние годы вокруг Северска, в частности, в районе Кузлевского тракта, Чекисткого тракта, Сосновского контрольно-пропускного пункта вырубается отличный защитный лес. «Необходимо пока не поздно инициировать создание лесопарковой зеленой зоны вокруг Северска в рамках федерального закона о «зеленом щите», – подчеркнул Жабин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру