Уроки с орбиты

Врио губернатора Сергей Жвачкин принял участие в третьем космическом уроке для школьников

Врио губернатора Томской области Сергей Жвачкин на минувшей неделе, 22 июля, открыл космический урок «МКС — суперлаборатория», который прошел в Томске в третий раз.

Врио губернатора Сергей Жвачкин принял участие в третьем космическом уроке для школьников

Ранее в областном центре уже проводились космические уроки – в феврале и мае текущего года. Первый такой урок был проведен в Томском городском дворце творчества детей и молодежи. Тогда дети пообщались с космонавтами МКС Андреем Борисенко, Олегом Новицким и Сергеем Рыжиковым. Впоследствии урок бы проведен в Библиотеке ТГПУ. Во время третьего сеанса связи командир российского экипажа Международной космической станции (МКС) Федор Юрчихин рассказал детям о научной работе в космосе, а ребята представили свои проекты оранжереи и квадрокоптера-исследователя для других планет.

Томский проект в этот раз значительно расширил свою аудиторию – на связи с Международной космической станцией были и томские школьники, и учащиеся федерального образовательного центра «Сириус» в Сочи. Открывая урок из космоса, глава Томской области Сергей Жвачкин похвалил ребят за то, что даже в летние каникулы они пришли на урок.

– Идея космических уроков родилась у нас в Томске и с космической скоростью шагает по стране, – напомнил врио губернатора Сергей Жвачкин. – Сегодня вместе с томичами в космическом уроке участвует большая группа школьников со всей страны из образовательного центра «Сириус» в Сочи.

Глава региона отметил, что тема урока «МКС — суперлаборатория» выбрана неслучайно.

– Космонавты – не путешественники, а ученые, – продолжил Сергей Жвачкин, общаясь к детям, – и томичи помогают им в исследованиях Вселенной. Наши политехники сконструировали первый в мире наноспутник «Томск – ТПУ – 120», который мы в прошлом году доставили на МКС. Уже в августе экипаж станции запустит спутник в открытый космос. Когда вы вырастете, то тоже сможете поучаствовать в той научной работе, которая проходит в космосе.

Эксперименты на станции

Космический урок для школьников на этот раз вел командир российского экипажа МКС Федор Юрчихин. Дети из Томска и Сочи задали ему вопросы о научных экспериментах, которые проводят космонавты в эти дни, об устройстве, системах и сегментах МКС, влиянии человека на окружающую среду, природных явлениях в космосе, периоде реабилитации пилотов по возвращении на Землю и другие. Специально для проведения космического урока в образовательный центр «Сириус» привезли разработанный томскими учеными 3D-принтер, который приспособлен для работы в невесомости, может выдерживать большие нагрузки (например, при прохождении атмосферы) и не выделяет вредных веществ, что важно в замкнутом пространстве космического корабля.

– Из тех проектов, с которыми я работаю, это биологические и биотехнологические эксперименты, – заявил Федор Юрчихин. – Например, по изучению того, как различные виды радиации, в том числе солнечная, влияют на различные материалы. В том числе на ДНК и генетические материалы... Что касается остальных экспериментов, то это география, экология, природные катастрофы. Но самое необычное для меня – это когда видишь нашу планету Земля в иллюминаторе, пролетая из космоса.

Космонавт также отметил, что всегда расстраивается, если ему сокращают время пребывания на МКС. Хотелось бы наоборот, чтобы командировку продлили, иначе возникает ощущение, что успеваешь доделать не все дела. По словам Юрчихина, во время долгого пребывания на орбите, даже забываешь, что находишься в космосе и невесомости, иногда на борту станции «хочется просто налить чай в кружку и поставить ее на стол», однако отсутствие притяжения позволяет человеку «делать то, что в обычном физическом состоянии затруднительно».

Подводя итог космического урока, врио губернатора Томской области Сергей Жвачкин отметил, что каждому его участнику можно поставить твердую пятерку, и пожелал детям хорошего продолжения летних каникул.

Справка МК

Напомним, инициатива «Космический урок» реализуется при сотрудничестве Администрации Томской области, Госкорпорации «РОСКОСМОС», Федерального агентства научных организаций, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской Академии Наук, Всероссийской Государственной Телерадиокомпании, Ракетно-космической корпорации «Энергия», Томского государственного педагогического университета, Института физики и прочности материаловедения СО РАН, Томского политехнического университета. Сама идея таких уроков восходит еще к концу 80-ых годов, когда летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Александр Серебров выступил инициатором создания общероссийской образовательной программы «Уроки из космоса». После был создан Фонд поддержки детского технического творчества имени А.А. Сереброва. Проект Фонда — «Уроки из космоса космонавта Сереброва» был реализован и имел большой успех у детей и молодежи и их родителей еще при жизни Александра Александровича. Проект имел просветительскую направленность и рассказывал также об отечественных достижениях в науке и технике. Находясь на орбите, космонавт рассказывал детям об истории освоения космоса, проводил различные опыты, использовал уникальные возможности невесомости, рассматривал процессы, происходящие на нашей планете, через призму общечеловеческих проблем. «Уроки из космоса» были выстроены с учетом школьных курсов, что позволяло взглянуть на них с совершенно неожиданного ракурса. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру