Посчитали – прослезились...

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о проеденном бюджете!

Северская администрация недавно без особой помпы отчиталась перед местной думой об исполнении прошлогоднего бюджета.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о проеденном бюджете!

Без особых вопросов и, тем более, возражений, местные парламентарии признали работу удовлетворительной. Не проявили интереса даже местные пытливые журналисты, не взирая на «медийную аномалию». Среди политиков лезть в «финансовые дебри» желающих также не нашлось, и за «основу успеха» признали рост основных показателей в сравнении с 2015 годом. Ну, чего ещё надо в суровые кризисные годы?! Беда только, что ряд цифр, без которых полный и всесторонний анализ документа изрядно пострадает, места в нём не нашли. По-видимому, из-за обилия картинок...

Налоговые курьёзы

Между тем, смею напомнить, что для демонстрации «формулы успеха» у господина Шамина есть практически всё. И непрекращающиеся финансовые вливания, и нормальная Дума, и всемерная поддержка губернатора и даже возможность формировать собственную управленческую команду по своему усмотрению. Не докучала нелицеприятными вопросами и понемногу исчезнувшая оппозиция. Помалкивали и представители градообразующего предприятия вместе с когда-то мощной «командой СХК», от которой после последних выборов остались разве что рожки да ножки. Столь внушительных итогов «зачистки политического поля» вряд ли найдёшь в любом другом ЗАТО Росатома»!

В общем, судьба оказалась более чем милостива к северскому мэру, дав ему в руки многочисленные рычаги. Ну, а работоспособности ему, как известно, не занимать. Словом, работай – не хочу. И, конечно же, хотелось бы с соответствующим результатом. Например, покончить с таким позорным явлением, как одни из самых низких доходов среди родственных ЗАТО в расчёте на душу населения. Или за счет роста собственных доходов уменьшить зависимость от помощи бюджетов вышестоящего уровня. Иначе, к чему весь этот «властный абсолютизм»?

Теперь взглянем на результат. Итак, пять лет назад доля собственных доходов в городском бюджете составляла почти 32%. Теперь только 27,3%.

Не менее безрадостная картина и в разделе под названием «Налоговые и неналоговые доходы». За пятилетку они увеличились всего на 15 млн рублей. С учётом инфляции и, как бы, прогрессирующей городской экономики сие «достижение» выглядит совсем уж куце. При этом непосредственно налоговые доходы, не поверите, даже уменьшились! На 78 млн рублей. И это на фоне непрерывно громыхающих пиар-литавр о планах социально-экономического развития, составленных по поручению чуть ли не самого Путина, возведения технопарков и «затаскивания» новых производств.

Ну и снижение поступлений от налога на доходы физических лиц. Если в 2012 году они составляли 724, 6 млн рублей, то по итогам 2016 года – всего 592, 9 млн. Можно, конечно, с одной стороны, сетовать на изменения «правил игры» по процентам его распределения между бюджетами всех уровней. Но с другой – почему бы не вспомнить, сколько всевозможных индексаций заработанной платы было проведено за прошедшую пятилетку? Плюс всё та же инфляция.

К сожалению, рассказами о причинах столь нерадостной динамики ни общественность, ни рядового обывателя не накормить. Но они стройненькими рядками лежат на поверхности. Достаточно взглянуть на вечерние очереди автотранспорта на КПП города, доставляющие работающих за пределами «колючки» северчан в родные пенаты. Ну, а налог с их заработка, как известно, за ними не следует.

Не всё то золото...

Многое о северской экономики может рассказать и структура поступлений НДФЛ по отраслевому признаку. Если в 2012 году доля промышленного производства здесь составляла чуть более 40 процентов, то через четыре года она уменьшилась до 29%. Причём, по – прежнему здесь доминирует АО СХК. Вот только беда, что и его доля вслед за известным обретением «Нового облика» в составе небезызвестного ТВЭЛа столь же быстро сжимается. С 38,3% в 2012 году до 26% в прошлом. Если так дело пойдёт и дальше, то возможно, сам термин «промышленность» как объект налогообложения в Северске станет достоянием истории.

Думается, не самая лучшая новость для власти заключается в немалой доле отраслей, связанных исключительно с бюджетом. В Северске на них приходится почти половина поступлений «доходного налога». В результате мы имеем очень даже характерный пример перекладывания бюджетных денег из одного кармана в другой. Что, согласитесь, мало сообразуется с ростом доходной части бюджета. И с каждым годом, как показывает статистика, процесс постепенного «проедания» бюджетного пирога становится всё более отчётливым. Даже как-то и не хочется думать о последствиях возможных «реформ» ЗАТО, которыми обывателя пугают время от времени всевозможные СМИ. Одним из последствий которых станет изменение статуса расположенных в городе «силовых подразделений» вместе с сокращением их численности. Как, впрочем, и вполне возможная «смена плательщика» войск Росгвардии с места дислокации военнослужащих на столицу нашей Родины. А точнее, в федеральный бюджет. А это около двадцати процентов от всего городского НДФЛ!

Есть ещё один вид налога, который, как лакмусовая бумажка, показывает развитее целого направления городской экономики. Речь идёт о едином налоге на вменённый доход. Проанализировав его поступления, можно с небольшой частью вероятности проследить о положении местных предпринимателей, являющихся его плательщиками. По сравнению с 2012 годом он уменьшился почти на восемь миллионов рублей, с 58,2 до 50,7 млн рублей. С одной стороны, сокращение последовало, если верить некоторым аналитикам, из-за сокращения числа плательщиков. С другой – не следует забывать и о довольно щадящих нормативах, регулирование которых находится в руках местной думы.

Не менее интересен и анализ поступлений по статье «Неналоговые доходы». Формально у северской власти есть все основания ставить итоги работы по мобилизации доходов, приходящих на неё в свой самый что ни на есть положительный актив. Ещё бы! На общем фоне падения поступлений, о которых говорилось выше, здесь достигнут рост аж почти на 100 млн рублей. Вот только организовывать банкеты и делиться передовым опытом, на мой взгляд, несколько рановато. Для убедительности «пробежимся» по видам поступлений. Оказывается, основной рост зафиксирован по доходам от продажи муниципального имущества и штрафам. Соответственно, 72 млн и 8,5 млн рублей. В остальном же, примерно такие же показатели, что и четыре года назад. В том числе и поступления от использования муниципального имущества. Интересно, каким же образом господа Шамин и Диденко будут наращивать бюджетные доходы, когда наиболее ликвидная его часть уйдёт с молотка? Неужели только за счёт всевозможных штрафов и иных санкций?

Думается, гораздо больший вклад в формирование доходной части бюджета могли бы внести предприятия муниципальной формы собственности. Тем более, род их деятельности отнюдь не предполагает рыночную стагнацию. Тут вам и аптеки, и предприятие электросвязи. Тем не менее, в целом процент выполнения плана по перечислению в бюджет части прибыли по данной позиции составил 80 с небольшим процентов.

Но что это мы всё о грустном, да о грустном? Неужели прошлогодний бюджет Северска может навевать исключительно только такие чувства? Оказывается, нет. Для этого взглянем на поступления из категории так называемых безвозмездных. Или ещё проще – посмотрим на оказание помощи со стороны бюджетов вышестоящего уровня. Не поверите! Здесь рост составил почти 700 млн рублей! При таком уровне поддержке, согласитесь, вовсе и не обязательно ломать голову над текущими налоговыми поступлениями. И тем более, утомлять мозг мыслями о будущем. Главное – о нас помнят.

---

Как потопали...

Столь же нудной и серой получилась и «расходная» картина северского бюджета. Ни одно из затратных разделов уточнённого годового плана выполнить так и не удалось. В том числе и по разделу «Образование». Даже статья «Общегосударственные расходы» исполнена лишь на 98,4%. Более подробный рассказ о ней придётся перенести до официального опубликования годового отчёта. Но и то, что удалось изыскать, не может не удивлять. И позволяет делать некоторые выводы. Например, о каких-либо значительных капитальных вложениях, направленных на укрепление материально-технической базы городского хозяйства, судя по всему, речи также не идёт. Свидетельство тому только 260 с небольшим миллионов рублей, направленных на инвестиционные расходы и капитальный ремонт. Из которых только 98 млн рублей – непосредственно на капстроительство. И в связи с этим всего пара сравнений. Указанные выше инвестрасходы составили лишь 6,9% от всей расходной части бюджета, а ещё в 2013 году по статье «Капстроительство» в городе тратилось почти 300 млн рублей. То есть больше, чем в 3 раза, нежели в году прошлом. И многофункциональный спортивный центр вместе с жилым домом, что возвели в посёлке Самусь, скорее всего, окажется последней стройкой в обозримом будущем на просторах самого большого в России ЗАТО. Если, конечно, на город не прольётся золотой дождь из федерального бюджета. Но, как известно, Северск не Грозный и даже не Сочи. И, тем более, не столица нашей Родины.

А что же бюджетные расходы на душу населения в Северске, о стремлении поднять которые не раз говорил городской мэр господин Шамин? К сожалению, найти официально опубликованную цифру так и не удалось. Осталось окунуться в дебри Всемирной паутины. Результаты оказались малоутешительными. Жители Северска с 32,28 тыс. бюджетных рублей на одного едока (примерно на две тысячи меньше, нежели в 2015 году) по-прежнему уныло плетутся в самом хвосте перечня родственных ЗАТО.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру