Программа заканчивается, проблема остается

Меньше месяца осталось до окончания федеральной программы по расселению аварийного жилья

В Томской области она выполнена на 85%, осталось расселить четыре дома.

Меньше месяца осталось до окончания федеральной программы по расселению аварийного жилья

Члены рабочей группы, созданной при комитете областной думы по строительству, инфраструктуре и природопользованию, обсудили сегодня предложения по формированию комплексной программы по расселению ветхого и аварийного жилья в Томской области.

– Мы должны предложить аргументы, которые убедили бы Федерацию продолжить программу расселения аварийного жилья, – начал заседание рабочей группы председатель парламентской комиссии по вопросам градостроительной деятельности Александр Шпетер.

В федеральной программе по расселению аварийного жилья участвовало 13 муниципалитетов Томской области. Всего требовалось расселить почти 2,5 тысячи помещений, более 7 тысяч человек. Финансирование программы составило 4 миллиарда рублей. При этом эксперты отмечают, что в нашем регионе сложился большой объем по софинансированию, более 55% со стороны областного бюджета.

– Программа оказалась действенной, но у нее были некоторые ограничения, в частности расселялись только те дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года, - отметил депутат Александр Шпетер. – Никто тогда особо не верил в успех программы, а потому руководители на местах перестраховались и внесли в программу минимум аварийных домов.

Процесс обветшания домов в 2012 году не остановился и сейчас появился новый сегмент аварийного жилья. На сегодняшний день это порядка 478 домов общей площадью 143 тысячи квадратных метров. Расселить требуется около 4 тысяч квартир, на что потребуется не менее 7 миллиардов рублей. Начальник областного департамента архитектуры Дмитрий Ассонов среди проблем программы отметил единую цену квадратного метра, установленную Минстроем РФ, территориальную раздробленность расселения, а также завышенные требования жителей «авариек» к предоставляемому жилью.

– Беспокоит то, что у нас процесс сейчас разрывается: заканчивается одна программа, а следующая не начинается, – подчеркнул заместитель губернатора, главный архитектор Евгений Паршуто. – При самом благоприятном варианте возобновится она не ранее середины 2018 года. В этой ситуации надо выходить на системный способ решения проблемы. Полагаю, что взаимодействие власти и бизнеса – это краеугольный камень следующей программы. В тех регионах, где был реализован такой подход, масштабы расселения были на порядок выше.

– Идея соединить инвестиции застройщика и необходимость расселить население из аварийного жилья очевидна, – поддержал коллегу Александр Шпетер. – Она безальтернативна в сегодняшних условиях. При этом выгодно должно быть и бизнесу, и государству, и, самое главное – людям.

От инициативы к комфорту

В процесс благоустройства городов необходимо привлекать как можно больше людей

Спикер областной думы Оксана Козловская рассказала о главных тезисах прошедшего в Кирове заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Участники обсудили ход реализации федерального проекта по формированию комфортной городской среды, лучшие практики регионов, а также вопросы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

– В прошлом году Президент поддержал проект «Комфортная городская среда» и впервые на эти цели в федеральном бюджете было выделено 25 млрд рублей, из них 200 млн в Томскую область. Плюсом к федеральным деньгам приличные средства выделили субъекты РФ, муниципалитеты, частично бизнес и население. Как оказалось, лидер в этом направлении – Татарстан, – рассказала Оксана Козловская. – Там за три года реализации программы по вовлечению людей в создание комфортной среды проживания общая сумма собранных гражданами средств составила порядка 580 млн рублей.

– В Томской области тоже есть региональный закон о самообложении граждан. Он позволяет в муниципалитетах власти и жителям договориться о совместном решении проблемных вопросов путем софинансирования. Другими словами граждане вкладывают свои деньги в какие-то работы по благоустройству. У нас процент софинансирования составляет 25%, то есть три четверти дает бюджет, одну четверть должны собрать люди. Сегодня, чтобы принять решение по самообложению необходимо провести референдум или сход граждан. Как правило, идут по второму пути, это менее затратно. Однако и здесь есть недоработки. Часто бывает, что людям, проживающим в одном поселении, но в разных населенных пунктах, сложно договориться о приоритетных проектах. Поэтому Татарстан выступил с инициативой изменить существующий механизм, чтобы для принятия решения было достаточно голосования людей одного населенного пункта или даже одного ТОСа, а не поселения в целом.

– Вторая идея касалась так называемого «народного» бюджета. Мы, кстати, в июне приняли закон об инициативном бюджетировании. Согласно закону, граждане сами определяют первоочередные проекты, необходимые для развития их территорий, а бюджет софинансирует. В данном случае было бы правильно, чтобы порядок определения процедуры отбора приоритетных проектов был отдан на уровень субъекта РФ, где этот порядок был бы определен региональным законом. Это позволило бы создать единые прозрачные критерии отбора. Сегодня это пока проблема.

– Звучало много интересных предложений от членов Совета. В частности, об особой системе налогообложения в городах, имеющих статус исторических. Там может быть невысокая численность населения, однако большой поток туристов, поэтому нужно заниматься в целом развитием комфортной городской среды для того, чтобы она была привлекательной для туризма. Звучало предложение о том, чтобы не менее 25% денег, выделенных на комфортную городскую среду, направлялось на благоустройство придомовых и дворовых территорий. Также речь шла об инвентаризации того законодательства, которое есть сегодня в этой сфере. Привести законы в соответствие, чтобы они дополняли друг друга, а не противоречили.

– На мой взгляд, – призналась спикер Оксана Козловская, – одним из результатов этого разговора и обсуждения лучших российских практик было обратить внимание всех субъектов РФ и муниципалитетов на то, что нужно пользоваться тем опытом, который есть. И нужно активнее вовлекать в этот процесс население, потому что люди сами знают, что им нужно и что для них лучше.

Виталий Оглезнев: «Ущерб от алкоголизации населения сказывается на развитии страны»

Председатель комитета регионального парламента по законодательству, государственному устройству и безопасности Виталий Оглезнев рассказал о реализации законодательства в сфере оборота алкогольной продукции и поделился своим видением решения алкогольной проблемы.

- Вопрос профилактики алкоголизма, снижения уровня потребления алкогольной продукции является одним из основных направлений государственной политики, поскольку прямой и косвенный ущерб от алкоголизации населения влияет на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, - отметил депутат. – В 2016 году Общественной палатой РФ в рамках федерального проекта "Трезвая Россия" проводился национальный "Рейтинг трезвости". Томская область заняла в нем 31-е место, второе в СФО после Омской области. И связано это с профилактикой алкоголизма на законодательном уровне нашего региона и активной работой администрации области.

– Закон «Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Томской области» от 2012 года – основной в регионе, который регулирует отношения в этой сфере. Именно в нем установлены места продажи алкоголя, дополнительные ограничения, не предусмотренные федеральным законодателем. Так, если федеральным законом продажа алкоголя запрещена в период с 23.00 до 8.00, то в нашем законе этот срок увеличен с 22.00 до 10.00. Однако, несмотря на снижение потребления алкоголя, с 2013 года у нас увеличилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так что в этом направлении есть над чем работать.

– На одной из постоянных комиссий нашего комитета мы планируем рассмотреть практику реализации областного закона, поскольку есть обращения граждан, жалующихся на работу магазинов, ведущих розничную продажу алкоголя. Думаю, что те механизмы, которые сегодня существуют, необходимо совершенствовать. Например, посмотреть возможность областного законодателя дополнительно расширить перечень мест, где запрещена реализация спиртных напитков.

– Кроме того, на рассмотрении в Думе находится проект областного закона, разработанный Молодежным парламентом Томской области и предусматривающий ограничение реализации слабоалкогольных тонизирующих напитков. Несмотря на то, что во многих регионах подобные ограничения введены, необходимость их введения на федеральном уровне активно обсуждается. Вопрос остается неоднозначным и требует дополнительной проработки. На одном из ближайших заседаний одной из комиссий комитета по законодательству мы рассмотрим вопрос о практике реализации законодательства в данной сфере, – добавил Виталий Оглезнев.

– С 2013 года уровень потребления алкогольных напитков в целом по стране снизился: с 9,2 литра в 2012 году до 6,6 литра в 2016 году на душу населения. Уверен, что при постоянном внимании власти к этому вопросу удастся продолжить снижение употребления алкоголя в стране.

Обратная связь

2130 обращений поступило депутатам и 112 – непосредственно в Думу

В областном парламенте подведены итоги работы по рассмотрению обращений граждан за первое полугодие 2017 года. Первые шесть месяцев этого года показали небольшое снижение активности граждан.

Депутатам поступило на 11% меньше обращений, чем за тот же период в 2016 году. Большую часть из них депутаты приняли лично. Чаще других к депутатам обращались пенсионеры (37%), работники бюджетной сферы (23,5%), причем в основном из районов области, ветераны труда (10,5%) и инвалиды (6%). 12% обращений являются коллективными.

Четверть всех обращений – просьбы об оказании спонсорской помощи. Также лидирующие позиции занимают обращения о благоустройстве жилых микрорайонов и улиц, о работе ЖКХ, в том числе вопросы капремонта. Актуальным для жителей региона остается жилищный вопрос, связанный как с переселением из ветхого и аварийного жилья, так и с высокими ценами на квадратные метры.

На 30% меньше обращений в первом полугодии 2017 года поступило и в Законодательную Думу Томской области. Более половины из них традиционно направлены жителями областного центра. На втором месте находится Томский район, далее г. Кедровый и Шегарский район, Колпашевский район и ЗАТО Северск. 6% обращений направлены в думу из других регионов, среди которых Кемеровская область, г. Москва, г. Таллин (Эстония) и Винница (Украина).

В основном в Думу обращались пенсионеры и инвалиды. Высказывались просьбы о благоустройстве и развитии городской среды, обеспечении доступности мест общего пользования для инвалидов. Так, в одном из обращений заявитель пожаловался на сложности с остановкой автомобилей в районе ж/д и автовокзала г. Томска, что создает проблемы для посадки инвалидов. Как стало известно из ответа городской администрации, куда было перенаправлено данное обращение, на привокзальной площади будут установлены соответствующие дорожные знаки. Вопрос об улучшении условий для маломобильных групп населения был обсужден и на одном из весенних собраний областной думы. По общему решению депутатов, работы по устройству и ремонту пандусов внесены в перечень работ по капремонту, оказание которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.

Работа коммунальных служб также продолжает оставаться актуальной проблемой для обратившихся граждан. Например, в отделе по законодательству, государственному устройству и безопасности находились жалобы томички, относительно размещения мусора вблизи ее жилого дома и невозможности привлечь к ответственности виновного в несанкционированной свалке. В ходе работы над обращением были выявлены недостатки правоприменительной практики, связанные с неоднозначным толкованием норм федерального и областного законодательства в этой сфере. Кроме того, в ходе проведенной работы, с учетом позиции областной администрации и прокуратуры выявлена необходимость совершенствования положений Кодекса Томской области об административных правонарушениях в связи с изменениями федерального законодательства.

Отметим, что обращения граждан позволяют не только решать локальные проблемы. Они служат основанием для внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру