Куда «приземлится» дело томских «подопечных» Романа Троценко?

Зарабатывая миллионы на госимуществе, «Аэропорт Томск» платит в бюджет копейки, не перечисляя даже их вовремя

На минувшей неделе мы написали о том, что томский аэропорт в Богашево увяз в судах. Количество исков, в которых участвовало ООО «Аэропорт Томск» за 2015-2017 исчисляется десятками. Финансово-хозяйственные споры идут по самым разным поводам. Журналисты проанализировали их и выяснили много интересного. Оказывается, зарабатывая на государственной собственности миллионы, компания платит в бюджет чуть более рубля за квадратный метр, не перечисляя даже эти копейки вовремя.

Зарабатывая миллионы на госимуществе, «Аэропорт Томск» платит в бюджет копейки, не перечисляя даже их вовремя

Благодаря чему такое стало возможным?

Как видно из картотеки судебных дел, против фирмы ООО «Аэропорт Томск» уже множество раз подавались иски в суды от самых разных инстанций.  Это связано с тем, что сейчас томский аэропорт находится в ведении сразу двух юридических лиц, с весьма запутанными правоотношениями - ФГУП «АГАА» и ООО «Аэропорт Томск». Предприятие ФГУП «АГАА» является балансодержателем имущества российских гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ. Предприятие находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основная деятельность - управление имуществом аэродромных комплексов для обеспечения конкурентоспособности рынка аэропортовых услуг. По сути это оператор по использованию федерального авиаимущества.

В Томске в финансово-хозяйственном ведении ФГУПа находится часть имущества аэропорта, которое запрещено приватизировать. К ним относится большой комплекс объектов площадью в 351 757 квадратных метров, расположенных в Богашево.

Именно с арендной платы за него и связаны многочисленные судебные иски, в которых ООО «Аэропорт Томск» участвует еще с 2010 года. Первый судебный иск был подан еще в апреле 2010 года со стороны территориального Управления Росимущества - о взыскании с аэропорта 3 млн.263 тысяч рублей задолженности по арендной плате и пени за просрочку выплат. В ответ со стороны ООО «Аэропорт Томск» против Росимущества был подан встречный иск о взыскании 1 млн. 567 856,3 рублей стоимости капитального ремонта объекта аренды в 2009 году. В результате в пользу федерального бюджета было взыскано 1 млн.103 тысячи рублей основного долга в бюджет было выплачено 39 тысяч 317 рублей.

В 2011 году ситуация зеркально повторилась. Росимущество снова подает иск о взыскании арендной платы и пени в размере 1 млн. 469 тысяч 795,05 рублей. В ответ, со стороны аэропорта снова идет встречный иск о взыскании 1 млн. 306 тысяч рублей за капитальный ремонт теперь уже взлетно-посадочной полосы. Суд удовлетворяет встречный иск в полном объеме и постановляет уплатить в бюджет только 46 тысяч 863 рубля. При этом в решении суда не сказано о независимой экспертной и судебной оценке выполненных ремонтных работ.

В декабре 2015 году против ООО «Аэропорт Томск» подается еще один иск в суд, на этот раз со стороны ФГУП «АГАА», о взыскании 2 млн. 315 тысяч 600 рублей –неосновательного обогащения за пользование имуществом истца. Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет использование имущества, закрепленного за истцом на праве хозяйственного ведения в отсутствие правовых оснований (прежний договор аренды был прекращен). За период пользования имуществом с октября по декабрь 2015 года ответчику начислена плата, которую истец просит взыскать как неосновательное обогащение. Этот процесс длился почти два года и закончился только в июле 2017 года. Суд удовлетворил требование ФГУПа, но выплачено ему было всего 13 тысяч рублей…

В итоге по трем судебным процессам, в бюджет было заплачено всего чуть более 90 тысяч рублей. При этом размер арендной платы достаточно смешной – чуть более рубля за квадратный метр…

Но и это не все странности с финансово-хозяйственной деятельностью томского аэропорта и находящегося в его ведении федерального имущества. Дело в том что против компании «Аэропорт Томск» дважды подавались иски в суд и со стороны транспортной прокуратуры Томской области, в 2014 и 2016 гг.. Суть этих исков – неправомерное пользование федеральным имуществом.

Ключевой момент здесь - отсутствие оценки рыночной стоимости объектов в Богашево, которые были переданы в аренду компании, и разумного размера арендной платы за них. По последним судебным искам, на основании договора об аренде от 2015 года она определена в размере 4 млн. 793 тысяч 851 рублей в год, что примерно 399 тысяч рублей в месяц. Рыночной цене, но тем не менее…Стоимость арендной платы, по нашему мнению, могла быть гораздо больше, а значит и доход государства тоже.

Напомним, компания ООО «Аэропорт Томск» принадлежит фирме ООО «Новапорт Холдинг» и департаменту по управлению государственной собственностью Томской области. ООО «Новапорт Холдинг» в свою очередь оно принадлежит странной компании с юрисдикцией на Кипре – «ТИ.ЭС ТРАНС САЙБИРИА КО ЛИМИТЕД». Именно туда, видимо, и поступают все платежи. Кроме того, как пишут российские СМИ - «Новапорт» — дочернее предприятие фонда AEON Corporation, управляющего активами российского миллионера Романа Троценко. По оценке Forbes его личное состояние - 750 млн. долларов. Более подробную версию статьи читайте в бумажной версии газеты «МК в Томске».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру