Томск обойдётся без GPS и ГЛОНАСС

Ученые ТПУ создают новый интеллектуальный модуль по заказу промышленного партнёра

Как искать дорогу, если навигация по спутнику невозможна? В отдаленных районах, густом лесу, при плотной городской застройке, на подводных глубинах? Ответ на эти вопросы знают учёные НИ ТПУ, которые вместе с промышленным партнером, Томским научно-исследовательским институтом полупроводниковых приборов — работают над созданием интеллектуального модуля на основе микроэлектромеханических датчиков для систем ориентации и навигации транспорта с автоматизированным управлением.

Ученые ТПУ создают новый интеллектуальный модуль по заказу промышленного партнёра

Модуль позволит определять местоположение и траекторию движения автомобилей, беспилотных летательных и подводных аппаратов, не используя спутниковые системы типа ГЛОНАСС или GPS. Томская разработка заменит зарубежные аналоги, при этом политехники нашли способ сделать модуль более компактным. Недавно проект получил поддержку по Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» на общую сумму 45 миллионов рублей.

– За рубежом микроэлектромеханические датчики очень развиты, на рынке они представлены в большом количестве. Но в нашей стране эта область пока не получила должного развития, поэтому производители вынуждены использовать импортные компоненты. Отечественные системы навигации для транспорта гражданского и специального назначения очень нужны, причём миниатюрные. К концу 2019 года мы представим экспериментальный образец интеллектуального модуля на основе микроэлектромеханических датчиков, он уже ляжет в основу систем навигации, — говорит научный руководитель проекта, доцент кафедры точного приборостроения ТПУ Тамара Нестеренко.

И если аналоги состоят из девяти датчиков, то политехники нашли способ сократить их количество до двух!

– Да, в модуль войдут всего два датчика: один сочетает функции гироскопа и акселерометра, второй — это магнитометр. Размещены они будут на одной плоскости. Площадь всего модуля будет в пределах нескольких квадратных миллиметров. Такой небольшой размер позволяет в перспективе использовать модуль для пешеходных систем навигации. Если дополнить его устройством для беспроводной передачи данных, то он сможет передавать информацию о перемещениях объекта в пункт управления. Это актуально, например, для сотрудников МЧС. Можно будет отслеживать передвижения пожарных внутри горящих строений, — отмечает инженер кафедры точного приборостроения Евгений Барбин.

Добиться сокращения количества датчиков, а, следовательно, и размера всего модуля политехникам удалось за счет новых конструктивных решений. Они защищены уже пятью патентами, последний был получен летом 2017 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру