Миллиардерам всё, бюджету – рубль за квадрат...

Куда «приземлится» дело томского аэропорта?

На минувшей неделе стало известно, что томский аэропорт в Богашево увяз в судах. Количество судебных исков, в которых так или иначе участвовала компания ООО «Аэропорт Томск» исчисляется за 2015–2017 годы десятками. Финансово-хозяйственные споры идут по самым разным поводам: от долгов контрагентов и задолженности за ремонтные работы до серьёзных исков по долгам за аренду на многие миллионы рублей, в которых фигурируют государственные структуры. Чем интересны все эти дела и что их объединяет?

Куда «приземлится» дело томского аэропорта?

Разделение ролей

Как выясняется, против фирмы «Аэропорт Томск» уже множество раз подавали иски в суды самых разных инстанций, о чем говорит картотека судебных решений. Оказывается, сейчас томский аэропорт находится в ведении сразу двух юридических лиц с весьма запутанными правоотношениями – ФГУП «АГАА» и ООО «Аэропорт Томск». Предприятие ФГУП «АГАА» является балансодержателем имущества российских гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ. Предприятие находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основная деятельность – управление имуществом аэродромных комплексов для обеспечения конкурентоспособности рынка аэропортовых услуг. По сути это оператор по использованию федерального авиаимущества.

В Томске в финансово-хозяйственном ведении ФГУПа находится часть имущества аэропорта, которое запрещено приватизировать. К ним относится большой комплекс объектов площадью в 351 757 квадратных метров, расположенных в Богашево. В частности, это искусственная взлетно-посадочная полоса, перрон, перрон с местами стоянок, магистральная рулежная дорожка, соединительная рулежная дорожка-1, соединительная рулежная дорожка-5, соединительная рулежная дорожка-4, соединительная рулежная дорожка-3, соединительная рулежная дорожка-2, патрульная дорога, летное поле, аэропорты и дренажи, ограждение аэропорта. Все это поставлено на кадастр и передано в аренду компании «Аэропорт Томск» согласно договорам об аренде от 2008, 2012 и 2015 годы.

ООО «Аэропорт Томск», в свою очередь, осуществляет аэропортовую деятельность на аэродроме, на территории которого находится указанное имущество. Говоря языком судебных решений, для этих целей со стороны аэропорта осуществляется использование находящегося в аренде федерального имущества, а также обеспечивается контроль технического состояния этого имущества, обеспечение готовности имущества для полетов самолетов. Помимо этого постоянно ведутся работы по его содержанию, поддержанию аэродромных покрытий в должном состоянии. ООО «Аэропорт Томск» входит в сетевой аэропортовый проект, реализуемый ООО «Новапорт» (входит в группу компаний AEON Corporation).

Откуда долги по аренде?

Именно с использованием этого имущества и взимания арендной платы за него и связаны многочисленные судебные иски, в которых ООО «Аэропорт Томск» участвует еще с 2010 года. Первый судебный иск был подан еще в апреле 2010 года со стороны территориального Управления Росимущества – о взыскании с аэропорта 3 млн 263 тысяч рублей задолженности по арендной плате и пени за просрочку выплат . В ответ со стороны ООО «Аэропорт Томск» против Росимущества был подан встречный иск о взыскании 1 млн 567 856,3 рубля стоимости капитального ремонта объекта аренды в 2009 году. В результате в пользу федерального бюджета было взыскано 1 млн103 тысячи рублей основного долга в бюджет было выплачено 39 тысяч 317 рублей.

В 2011 году ситуация зеркально повторилась. Росимущество снова подает иск о взыскании арендной платы и пени в размере 1 млн 469 тысяч 795,05 рубля. В ответ со стороны аэропорта снова идет встречный иск о взыскании 1 млн 306 тысяч рублей за капитальный ремонт теперь уже взлетно-посадочной полосы. Суд удовлетворяет встречный иск в полном объеме и постановляет уплатить в бюджет только 46 тысяч 863 рубля.

При этом в суде не сказано о независимой экспертной и судебной оценке выполненных ремонтных работ.

В декабре 2015 году против ООО «Аэропорт Томск» подается еще один иск в суд, на этот раз со стороны ФГУП «АГАА», о взыскании 2 млн 315 тысяч 600 рублей – неосновательного обогащения за пользование имуществом истца. Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет использование имущества, закрепленного за истцом на праве хозяйственного ведения в отсутствие правовых оснований (прежний договор аренды был прекращен). За период пользования имуществом с октября по декабрь 2015 года ответчику начислена плата, которую истец просит взыскать как неосновательное обогащение. Этот процесс длился почти два года и закончился только в июле 2017 года. Суд удовлетворил требование ФГУПа, но выплачено ему было всего 13 тысяч рублей... Интересно, правда?

В итоге по трем судебным процессам в бюджет было заплачено всего чуть более 90 тысяч рублей. При этом размер арендной платы достаточно смешной – чуть более рубля за квадратный метр...

Претензии прокуратуры

Но и это не все странности с финансово-хозяйственной деятельностью томского аэропорта и находящегося в его ведении федерального имущества. Дело в том, что против компании «Аэропорт Томск» дважды подавались иски в суд и со стороны транспортной прокуратуры Томской области, в 2014 и 2016 годах. Суть этих исков – неправомерное пользование федеральным имуществом. Поскольку эти судебные иски очень объемны, дадим только выдержки из них.

В 2014 году прокурорской проверкой было выявлено, что между ФГУП «АГАА» и ООО «Аэропорт Томск» дополнительное соглашение о продлении срока действия договора от 01.07.2008 № 08/067 не было заключено. Соответственно не был определен размер арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. Договоры, как основания законного владения и пользования ООО «Аэропорт Томск» недвижимым имуществом (договор аренды, договор безвозмездного пользования, договор доверительного управления имуществом), не заключались. Соответствующие конкурсы на право заключения таких договоров не объявлялись. Согласие собственника о передаче федерального имущества в пользование ООО «Аэропорт Томск» отсутствует. За все эти нарушения аэропорт был оштрафован на... 20 тысяч рублей.

Ключевой момент здесь – отсутствие оценки рыночной стоимости объектов в Богашево, которые были переданы в аренду компании, и разумного размера арендной платы за них. По последним судебным искам, на основании договора об аренде от 2015 года она определена в размере 4 млн 793 тысяч 851 рубль в год, что примерно 399 тысяч рублей в месяц. Интересно, а она вообще соразмерна для такого большого объекта, площадью в 351 тысячу квадратных метров? Это ведь огромные площади. Понятно, что не все из них можно сдать в аренду по рыночной цене, но тем не менее... Стоимость арендной платы, по нашему мнению, могла быть гораздо больше, а значит и доход государства тоже.

В этой связи понятен последний иск со стороны ФГУП «АГАА» против ООО «Аэропорт Томск» на 14,5 млн рублей в Арбитражный суд. Это реальные долги по аренде за пользование федеральным имуществом.

Кто конечный выгодоприобретатель?

Компания ООО «Аэропорт Томск» принадлежит ООО «Новапорт Холдинг» и департаменту по управлению государственной собственностью Томской области. ООО «Новапорт Холдинг», в свою очередь ООО «Новапорт Инвест». Последняя фирма принадлежит странной компании с юрисдикцией на Кипре – «ТИ.ЭС ТРАНС САЙБИРИА КО ЛИМИТЕД». Именно туда, видимо, и поступают все платежи. Все концы, как известно, в России ведут в иностранные оффшоры... Кроме того, как пишут российские СМИ, «Новапорт» — дочернее предприятие фонда AEON Corporation, управляющего активами российского миллионера Романа Троценко. По оценке Forbes, его личное состояние – 750 млн долларов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру