Столица «наследия дьявола»,

или Каковы перспективы томского Северска на самом деле?

Политику, проводимую Росатомом в отношении самого большого ЗАТО системы, трудно назвать и взвешенной, и дальновидной. Число заявленных, широко разрекламированных, а затем и тихо похороненных проектов превышают сегодня все разумные пределы. В чем же здесь дело?

или Каковы перспективы томского Северска на самом деле?

Сгинувшие планы

Обещанная господином обширная программа развития АО СХК фактически провалена. Из «строек будущего» остался один «Прорыв», чья судьба вызывает с каждым днём всё больше вопросов. И по объёмам финансирования, и по соблюдению сроков возведения, и по судьбе, наконец, самого генерального подрядчика, взявшегося его возводить. Кто ещё не забыл другие крупнейшие проекты, о которых так зажигательно говорили в Росатоме? Северская АЭС, конверсионный завод, завод МОКС – топлива, производство трифторида азота, АСТ-500... В столь безрадостный ряд можно отнести и два направления, которые вполне могли бы позволить и дальше работникам предприятия уверенно смотреть в будущее. Речь идёт о переносе в Озёрск и Зеленогорск соответственно работ по выполнению государственного оборонного заказа и существенной доли разделительного производства...

Даже диковинный Центр ядерной медицины, о котором как о деле решённом говорили ещё несколько лет назад, приказал долго жить. Более того, атомные начальники вообще перестали упоминать Томск в планах этого направления. Владивосток, Краснодар, Пермь, Калининград... Нашлось место даже Киргизии. Но не Томску.

Место планов изменить нельзя

Впрочем, есть проект, который обязательно будет претворён в жизнь. Об этом говорят и заявленные планы, и проводимая в области беспрецедентная кампания по его поддержке. Устроители не пожалели средств даже на организацию выезда немалой группы местных журналистов и экологов-общественников в Венгрию для ознакомления с тамошним опытом работы подобных начинаний!

Речь же идёт о грядущем строительстве в Северске пункта захоронения радиоактивных отходов. Но не всех. А только определённой классификации.

Как известно, данная проблема в настоящее время стала настоящей головной болью для страны. Ведь общее количество всевозможных радиоактивных отходов насчитывает более полумиллиарда кубических метров. И это только на 31 декабря 2011 года! Подсчитана и стоимость обращения с «наследием». Она оказалась столь же гигантской – 608 млрд рублей. Пока же в рамках двух целевых федеральных программ бюджет может «раскошелится» только на шестую часть необходимой суммы. И то всего лишь до 2025 года.

Итак, по имеющимся планам предполагается возвести на всю Россию-матушку два специальных хранилища радиоактивных отходов 3-го и 4-го класса опасности. По остальным категориям речи пока не идёт.

«Пионерами» здесь станут два ЗАТО Росатома. Речь идёт об Озёрске и Северске. Затем эстафету подхватят Сосновый Бор, что в Ленинградской области и острова архипелага Новая Земля. Это, так сказать, ближайшая перспектива. Далее заглядывать пока нет необходимости. Словом, Северск оказался в весьма достойной компании.

Мрачная тень

И это факт уже вызывает наибольшую озабоченность и беспокойство, местами изменяясь на жуткую тревогу. И за здоровье и жизнь нынешнего, и будущих поколений. И за судьбу территории со всем её немалым потенциалом. Если верить приведённым в программе фактам, АО СХК накоплено за всю свою более чем полувековую историю 300 тыс. кубометров твёрдых радиационных отходов и 5 млн «кубов» жидких.

Но это только полбеды. Оказывается, сами места захоронения, находящиеся на предприятии, или практически выработали свой ресурс, или близки к этому. Например, хранилища ТРО заполнены ровно на 95%. Сам же комбинат, несмотря на обретение «нового облика», продолжает работать, а, значит, и нарабатывать радиоактивные отходы всех имеющихся классов опасности. Значит, недалёк тот день, когда их просто некуда будет девать. Если, конечно, не примем соответствующие и своевременные меры.

Строить нельзя ждать...

Сегодня процесс наработки всевозможных РАО Сибхимкомбинатом течёт явно не как раньше. Последствия обретения «нового облика» всё же сказываются. Результат не замедлили отобразить и в годовом отчёте предприятия, с гордостью подчеркнув, что «образовалось на 41% меньше отходов производства и потребления, чем в 2014 году». Оптимизм несколько гасится после более пристального знакомства с информацией. К примеру, количество отходов определённой классификации, а именно 3-й и 4-й категории опасности не только не уменьшилось, а даже возросло. И ещё один не самый приятный факт. Согласно информации, опубликованной в Годовом отчёте, 2292 тонны РАО всевозможных классификаций отправлено для дальнейшей работы с ними на другие предприятия. Причём 1738 тонн исключительно для последующего захоронения. К сожалению, отчёт не подразделяет увезённую гадость по степени опасности. Но, учитывая, что комбинатом наработано 1519,2 тонны РАО 3-го и 4-го класса опасности, нельзя исключить при появлении здесь соответствующего хранилища, хоронить их придётся уже на площадке предприятия. И вдобавок ещё принимать соответствующие РАО с других мест. Причём решение об этом будет проходить мимо и руководства АО СХК, и, тем более, руководства самого Северска.

Именно такое хранилище и предполагает уже в ближайшее время построить здесь ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами». Правда, вновь не обошлось без некоторой путаницы в определении сроков возведения и стоимости объекта. Два года назад, представители недавно рождённого «оператора» со всей серьёзностью заявляли и закладке первого камня будущего сооружения уже в 2017 году. С планами уже через пару лет принять первые 15 тыс. «кубиков» радиоактивных отходов указанной выше классификации.

Общая же вместимость планировалась ровно в десять раз выше. Заполнить его предполагалось аккурат до 2035, ну, в крайнем случае, до 2040 года.

Не забыли и о «цене вопроса». Она составит ровно 2,9 млрд рублей. О чём и сообщил томской общественности замдиректора ФГУП «НО РАО»» Денис Егоров. Но не будь Росатом Росатомом, если, казалось бы «обсосанные» со всех сторон планы не начинали бы меняться с калейдоскопической быстротой. Вспомним для примера всё тот же «Прорыв».

Новая стройка не стала исключением. На сей раз слово взял руководитель центра общественных и международных связей этого самого Национального оператора Никита Медянцев. Почти что через два года. Оно и понятно. Ведь, если верить его начальнику, вожделённое хранилище уже приобретало бы, самые, что ни на есть, реальные формы. Оказывается, стройка начнётся не раньше, чем в 2019 году. Правда, со сроками завершения работ, думается, вновь вышла небольшая путаница. Ибо ожидались они всё по – прежнему в 2021 году! Увеличилась до 6 млрд рублей и «цена вопроса». Согласитесь, столь вольное обращение официальных лиц «оператора» со столь значимой информацией заставляет немного задуматься о реальности объявленных планов. Не добавляет оптимизма и рассмотрение в качестве источника финансирования всего этого славного комплекса работы с РАО средств федерального резервного фонда, чьё нынешнее состояние вызывает вполне обоснованное беспокойство.

И это далеко не все причины. Думается, устроители выбрали не самое удачное время для широкого обсуждения проекта. Ведь Северск, как и Озёрск, застыли в ожидании обретения после долгой череды проволочек вожделённого статуса «территории опережающего развития». А это, если верить планам устроителей, около 30 млрд рублей инвестиций и более 2 тысяч новых рабочих мест. Остаётся только надеяться, что новые хранилища РАО не спугнут потенциального инвестора, и он не направит свои планы в другие города и веси. Ведь далеко не секрет, что подобным статусом сегодня мало кого удивишь.

Что ждёт Северск?

Перспективы же Северска становятся с каждым годом всё более не самыми завидными. Ведь приведёнными здесь объектами дело не ограничивается. На площадке АО СХК сегодня работает целый комплекс под названием АО «ОДЦ УГР» – единственное в России предприятие, специализирующиеся на выполнении серийного вывода из эксплуатации однотипных объектов использования атомной энергии. На очереди консервация химико-металлургического завода, занимающегося длительное время работ с оружейными ядерными материалам. Не совсем ясна сегодня и судьба ещё одного большого производства – завода разделения изотопов. Своими средствами ни Росатом, ни тем более Томская область, конечно же, не справятся. Нужна как минимум специальная целевая федеральная программа. Либо отдельный раздел в таковой. С обозначением достаточных средств на осуществление заложенных в ней конкретных мероприятий с жёсткими сроками их выполнения. При этом они не должны ограничиваться исключительно чисто «промышленной» частью. Люди, под боком которых, в результате исполнения государственных задач покоятся более 5 миллионов кубометров всевозможных радиоактивных отходов, вправе рассчитывать и на ответную заботу родного государства. Тем более, все её этапы прописаны в соответствующем федеральном законе. И дело властей всех уровней, если надо, и потребовать исполнения взятых обязательств, а не трусливо прятаться в окрестностях.

Иначе быть городу Северску не атомной столицей России, а столицей другой – захороненных РАО всех известных классификаций. То есть «наследием дьявола».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру