В 2017-м от туберкулеза умерли уже 97 человек...

Систему оказания помощи больным в Томской области разрушили в 2013 году

В настоящее время в Томской области отсутствует системный подход к организации борьбы с туберкулезом, определенной приказом №61 от 05.02.2010 года МЗ России «О порядке организации мониторинга реализаций мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

Систему оказания помощи больным в Томской области разрушили в 2013 году

За эти годы ситуация по туберкулезу в Томской области усугубилась тем, что организационно-методическая работа по раннему выявлению туберкулеза со стороны администрации центра резко сократилась на всей территории Томской области, о чем свидетельствуют данные по раннему выявлению туберкулеза. Так охват флюорографическими осмотрами населения старше 15 лет в 2016 году в Томской области составил всего 40,5%. Это самый низкий показатель по РФ (Сибирский федеральный округ – 72,3%, Дальневосточный федеральный округ – 65,5%; РФ – 63,1%). Охват населения всеми видами осмотров на туберкулез тоже самый низкий и составляет 52,5% (СФО – 76,8%; ДФО – 72,2%; РФ – 69,3%)...

Так было не всегда...

Напомню, что в 2013 году была проведена необдуманная реорганизация противотуберкулезной службы, несмотря на то, что ранее в Томской области в одной из первых в России уже была реорганизована противотуберкулезная система, и из семи противотуберкулезных учреждений оставалось три учреждения (один диспансер и две больницы для взрослых и детей), у каждого из которых были свои функции и задачи. Именно при такой организации были достигнуты успехи в борьбе с туберкулезом (за период с 2000–2013 годы заболеваемость туберкулезом снизилась в 1,7 раза, смертность с 21,9 до 5,6 на 100 тыс. населения). Да и эффективность лечения была на 15–20% выше общероссийских показателей.

Томская противотуберкулезная служба считалась одной из передовых не только в России, но и имела мировое признание. Был накоплен богатый опыт международного сотрудничества. Однако в 2013 году отлаженная организация оказания помощи больным туберкулезом в Томской области была разрушена. Две крупные больницы присоединили к диспансеру с более слабой материально-технической базой, который 20 июня 2013 года сменил вывеску и стал фтизиопульмонологическим медицинским центром. Возглавил этот центр бывший главный врач кожно-венерологического диспансера Евгений Александрович Крук.

Летальность растёт

Как можно говорить о снижении заболеваемости, если у нас почти половина населения в Томской области не обследуется на туберкулез. И тем не менее, заболеваемость туберкулезом в Томской области составляет 63,7 на 100 тысяч населения (в РФ – 53,3), можно представить какой этот показатель в реальности. Больные поступают тяжелые, умирают в отделении реанимации. Более того, летальность растет ежегодно. Уже за 9 месяцев этого года умерло 97 человек (в прошлом году за этот же период – 63 человека). Доля больных, умерших до 1 года наблюдения, в 2016 году составила 53,1% (по СФО – 21,5%; ДФО – 16,7%). Летальность впервые выявленных больных увеличилась в 2016 году на 55 % в сравнении с 2015 годом, летальность контингентов, больных туберкулезом, – на 21%; в сравнении с 2013 годом – на 54%. Противотуберкулезная служба Томской области является лидером по количеству туберкулезных больных, умерших от других причин. Этот показатель составляет 72,2%, причем в сравнении с 2015 годом он возрос на 16% ( в СФО – 62,5%; ДФО – 56%; РФ – 65%). Но другие причины смерти больных туберкулезом похоже никого не интересуют, в отчетах указывается смертность «чисто» от туберкулеза. Смертность от туберкулеза вместе с сочетанной патологией туберкулез и ВИЧ-инфекция составляет 8,4 на 100 тыс. населения. Это самый высокий показатель за последние 6 лет. Причем ежегодно этот показатель увеличивается. Ежегодно отмечается прирост больных с сочетанной патологией туберкулез и ВИЧ-инфекция (2013 год – 95 человек, 2014 год –149 человек, 2015 год –213 человек, 2016 год – 234 человек).

Болеют даже дети

Как обстоят дела у детей и подростков? Охват иммунодиагностикой составляет всего 78,6%. Это тоже один из низких показателей (СФО – 88,4%; ДФО – 89,6%; РФ – 85%). Заболеваемость среди подростков возросла с 13,6 в 2015 году до 29,5 на 100 тыс. населения в 2016 году. В сентябре 2017года в Карагосокском районе выявлен подросток 16 лет с диагнозом Диссеминированный туберкулез легких в фазе распада МБТ(+). При этом больной ходил в школу, заражая туберкулезом учеников. Это ЧП!

И это не случайно. Помимо того, что страдает раннее выявление туберкулеза, имеются большие нарушения в организации лечения взрослых, больных туберкулезом. В настоящее время в лечении преобладают стационарозамещающие технологии (стационар на дому, дневной стационар, амбулаторное лечение по скайпу). Но больные, которые опасны для окружающих, лечение должны начинать в круглосуточном стационаре до прекращения выделения микобактерий туберкулеза, а продолжать можно по месту жительства (если это возможно), в дневном стационаре, в стационаре на дому. Сегодня нет возможности госпитализировать всех бацилловыделителей, так как три круглосуточных стационара в больнице закрыты (в одном отделении на 110 коек уже около 3 лет ремонт; в другом на 100 коек 2 года назад был пожар и 2 года ничего не предпринимается; в третьем помещении на 25 коек расположили архив). Работает всего 166 коек, а было 375 (ранее 506 коек).

Больных, которые поступают в стационар, особо не задерживают, за любое нарушение сразу выписывают, хотя всем известно, что среди больных туберкулезом более 60% страдают пьянством и алкоголизмом; 12–15% – наркоманией. Этими пациентами надо заниматься, а не выписывать. Каждый бацилловыделитель может заразить 10–15 человек в год.

Рецидивов стало больше

Помимо химиотерапии в лечении больных туберкулезом применяется хирургическое лечение. В Томской области доля оперированных больных туберкулезом органов дыхания составляет всего 2,1% от среднегодовой численности больных, это самый низкий показатель по СФО и ДФО (кроме Еврейской АО). Так по СФО этот показатель составляет 6,3%, ДФО – 8,3%, по РФ – 6,7%. В Республике Саха, например, доля оперированных больных с туберкулезом органов дыхания – 18,7%, в Магаданской области – 14,1%.

Все это ведет к тому, что растет количество рецидивов, так в 2015 году этот показатель составлял 8,2 на 100 тыс. населения, в 2016 году уже 12,2 на 100 тыс. населения (ф.33), возрос на 48,7%; растет количество больных с множественно-лекарственноустойчивым туберкулезом (это тяжелый туберкулез, плохо и долго лечится).

Надо отметить, что последние 4–5 лет администрацией Томской области на противотуберкулезную службу выделяется немало средств, но должны быть приоритеты на их использование, денег всегда не хватает. Сегодня в Томской противотуберкулезной службе приоритетной является самая дорогостоящая реанимационная служба, поступают больные с тяжелыми, запущенными формами туберкулеза. Большинству больных нужна уже паллиативная помощь, однако они получают дорогостоящую реанимационную помощь и умирают. Раннее, своевременное выявление туберкулеза для руководства фтизиопульмонологического медицинского центра является второстепенной задачей. Сегодня необходимо развивать бактериологическую службу, которая является самой важной в диагностике туберкулеза. У нас же бактериологическая лаборатория на ул. Кузнецова, 26 закрыта Роспотребнадзором уже более 10 лет из-за несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам, но продолжает функционировать, и люди в таких условиях работают.

Уходят опытные фтизиатры

Хочу обратить внимание и на кадровую проблему в нашей фтизиатрической службе. В этой области медицины работают особые люди, десятилетиями формировалась Томская научно-практическая школа фтизиатров, опытных медицинских сестер. За четыре года только из бывшей туберкулезной клинической больницы были вынуждены уволиться 14 врачей, десятки опытных, высококвалифицированных медицинских сестер. Их никто не удерживал, наоборот руководство способствовало этому. Хотя укомплектованность штатных должностей фтизиатров физическими лицами составляет 46,6% (2014 год – 56,2%). Наши томские фтизиатры пользуются заслуженным авторитетом, в настоящее время работают в Москве, Новороссийске, Северске, в разных ЛПУ г. Томска по другим специальностям. Во фтизиопульмонологическом медицинском центре сейчас большой дефицит кадров, приходят люди, не знающие специфики работы во фтизиатрии, некоторые только за деньгами. К сожалению, и процессы реорганизации противотуберкулезной службы решали люди, не имеющие никакого отношения к лечению больных туберкулезом, профессионалы были в стороне.

Сегодня очевидно как работает наша противотуберкулезная служба, цифры говорят сами за себя (цифры взяты из сборника «Основные показатели противотуберкулезной деятельности в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах», Новосибирск 2017 год).

В заключение хочу сказать, что сама всю свою профессиональную деятельность посвятила фтизиатрии, отработав главным врачом областной туберкулезной клинической больницы 20 лет. И мне тяжело и больно видеть, как в течение 4 лет томская фтизиатрия резко сдала свои некогда ведущие позиции...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру