Революция по-томски

Как проходила гражданская война на территории Томской губернии на самом деле?

«Товарищи, крестьяне, рабочие и все партийные! Настало время нам всем соединиться и защищать народные интересы. Партия коммунистов одна захватила власть в свои руки и неумелым своим правлением заставила нас голодать и ходить раздетыми. Дальше так жить нельзя. Поэтому все крестьянство восстало и вступает в народную армию под командование тов. Лубкова и просит всех присоединиться к ней. Всем будет дарована нормальная жизнь и свобода...», 1920 г.

Как проходила гражданская война на территории Томской губернии на самом деле?

Это выдержка из манифеста-обращения к населению Томской губернии о вступлении в народно-крестьянскую армию под командование Петра Кузьмича Лубкова... Благодаря своему авторитету и мандату от Советской власти георгиевскому кавалеру 1-й мировой ему удалось собрать в своих рядах народно-крестьянской армии свыше двух с половиной тысяч крестьян, рабочих и партийных – то есть два батальона (17 рот с полным комплектом командного состава из числа бывших офицеров как белых, так и красных. Но что было дальше?

Мятежа не было

Командиры отделений (десятники) выбирались из середняков. Командиры взводов (5 отделений) выбирались из числа кулаков. Командиры рот (сотники – 150 человек) назначались Петром Лубковым из числа военных. Два зама (командиры батальонов по 1200 чел.) и командир роты разведки (150 чел.) назначались из особо преданных и проверенных в боях...

Крестьянство Томской губернии в основном не пожелало вступать в 5-ю армию, чтобы преследовать армию Колчака. Мотивировка довольно проста. Необходимо восстанавливать свое разрушенное Гражданской войной хозяйство, чтобы нормально обеспечивать и кормить свои семьи. А армию Колчака пусть помогают добивать рабочие и крестьяне Забайкалья и Дальнего Востока. Нечего им отсиживаться, оставаться в стороне...

Таким образом, открытого мятежа против Советской власти не было. Просто крестьяне решили, что уже отвоевались и решили прекратить в Томской губернии Гражданскую войну. И по замыслу народная крестьянская армия Томской губернии создавалась для защиты и своей территории как от притеснений красных, так и от притеснений белых, а также от набегов различных банд, как народная оборонительная крестьянская армия...

Но средства массовой информации довольно однобоко и лукаво «осветили» Гражданскую войну на территории нашей губернии и в Сибири в целом. Я имею в виду, не только книгу Иванова «Вечный зов», но и обширную статью Шишкова «Лубковщина и ее крах».

Наследие

В средней школе районного центра Зырянка до недавнего времени был музей партизанского соединения Петра Лубкова. А в деревне Михайловка этого района находится братская могила бойцов партизанского движения. Правда, в настоящее время она заросла, неухожена. У деревни Михайловка партизанский отряд Лубкова сначала в 1918 году отражал жестокие атаки белых под командованием карателя полковника Сурова. А затем, в конце 1920 года, здесь же отражал атаки красных, ее 5-й армии, которая до этого жестоко подавила другое крестьянское волнение – «Народную крестьянскую армию братьев Антоновых» на Тамбовщине.

Есть выдержки из статьи Шишкина «Лубковщина и ее крах», статьи историка Кравченко, информация внучки Петра Кузьмича Лубкова из семейного архива и архива Томской области и моего диалога с ней...

«Оценка тех событий Гражданской войны на территории Томской губернии была не однозначна даже в советское время. Многое замалчивалось и сглаживалось. Книга Иванова «Вечный зов» и поставленный по этой книге телефильм лишь отчасти правдиво осветили те трагические события. Цензура Советской власти многие эпизоды той поры просто вычеркнула. Книга и фильм в первую очередь выполняли идеологический заказ партии коммунистов. И издатель рекомендовал автору книги кое-что подправить, а кое-что вообще убрать как вредное и не нужное.

Аналогичная ситуация возникла и после написания Шолоховым «Поднятой целины». Мало кто знал в то время, что после написания, перед самым опубликованием «Поднятой целины» Шолохова сразу арестовали, и следователь НКВД усмотрел в книге поклеп на Советскую власть. И хотел пришить писателю ярлык «врага народа». «Ты кого нам изобразил в образе председателя колхоза? Малограмотен. Увлекся вздорной бабенкой. В колхозе развал. Бедные колхозники подчас питаются лягушками, чтобы не умереть с голоду, как дед Щукарь. Ты скрытый, и поэтому вдвойне опасный враг Советской власти!»

И лишь заступничество самого Сталина спасло известного писателя от репрессий и расстрела. И когда в его родовой Вешенской наступил поголовный голод и писатель написал письмо «вождю народов», Сталин «сжалился» и даже дал распоряжение выделить землякам писателя целый вагон зерна».

Вот такой была ситуация и на территории Томской губернии. Все было гораздо трагичней, чем описано в книге и показано в телефильме «Вечный зов» о том времени в Томской губернии. Поэтому вернемся к тем далеким событиям Гражданской войны на территории Томской губернии. К тому же партизанское движение на территории имело если не прямое, то косвенное отношение к уголовно-исполнительной системе Томской губернии в период ее становления в первые годы Советской власти, так как с установлением нового государственного строя существенно, в корне перестраивается и уголовно-исполнительная система любого государства.

Чужой среди своих

На территории Томской губернии (в ее состав тогда входили Кемеровская и Новосибирская область) действовал объединенный партизанский отряд под командованием Петра Кузьмича Лубкова. Численность объединения доходила до двух с половиной тысяч партизан, которые действовали почти во всех районах и уездах губернии. Начнем с официальной оценки партизанского движения на территории губернии, закончив комментарием к статье В.И.Шишкина «Лубковщина и ее крах» (из истории классовой борьбы в Сибири). Тем более что страницы истории Томской губернии в этот период частично замалчивались и искажались. Да и объединенный партизанский отряд был самым большим по численности на территории нашей губернии в тех ее границах.

«Всемирная история знает много примеров, когда политические партии и социальные группы вступали в классовую борьбу по одну, а продолжали и нередко заканчивали ее по другую сторону баррикад. Наиболее часто такие случаи наблюдались в периоды революций и гражданских войн, когда классовая борьба принимала острейшие формы.

В нашей стране, подавляющее большинство населения которой – крестьянство, занимало промежуточное социально-экономическое положение между пролетариатом и буржуазией, в годы Гражданской войны политические колебания мелкой буржуазии неизбежно должны были принять и в действительности приняли широкие масштабы. Крупнейшим из таких событий, во многом предопределившим исход борьбы в пользу Советской власти, явился переход на ее сторону в конце 1918 – первой половине 1919 года многомиллионного среднего крестьянства. Как неоднократно указывал В.И. Ленин, этот переход стал возможен благодаря тому, что крестьянство практически сравнило две диктатуры: пролетарскую и буржуазно-помещичью. И сделало выбор в пользу первой.

В то же время В.И. Ленин был чужд каких-либо иллюзий относительно дальнейшего политического поведения мелкой буржуазии. В конце 1919 года он прямо предупреждал, что «мучительные испытания и тяжелая борьба за крестьянские массы, особенно на Украине и в Сибири еще не закончены...»

В статье предпринимается попытка показать борьбу партийных и советских органов Сибири в 1920 году против антисоветских колебаний части партизан, ранее сражавшихся против белогвардейцев под командой Петра Лубкова.

Партизанский отряд Лубкова возник в конце 1918 года и действовал главным образом в Мариинском и Зырянском уезде Томской губернии. Несмотря на малочисленность, отряд отличался исключительно высокими боевыми качествами. Он систематически терроризировал колчаковскую милицию и помогавших ей кулаков, громил мелкие белогвардейские гарнизоны и отряды, неоднократно захватывал железнодорожные станции и перерезал Транссибирскую магистраль.

Колчаковское командование считало отряд Лубкова одним из самых опасных. Своей самоотверженной борьбой с белогвардейцами лубковцы завоевали авторитет и доверие трудящегося населения. Как информировал в середине 1919 года центральные советские органы А.Червонный – один из участников сибирского большевистского подполья, отряд Лубкова пользовался «самой широкой популярностью среди крестьянской и рабочей бедноты Сибири». По характеристики А.Червонного, сам Лубков зарекомендовал себя как «храбрый, самоотверженный и талантливый руководитель партизанской войны», а его имя «обывательская масса окружила ореолом всяких легенд».

Местные крестьяне утверждали, что Лубкова не брали пули. О боях лубковского отряда с колчаковцами писал центральный орган РКБ(б) газета «Правда» (2сентября 1919 года). Вместе с тем отряду Лубкова были присущи серьезные недостатки. Командир был малограмотен, тщеславен, честолюбив, а некоторые его подчиненные – плохо дисциплинированными, и в политическом отношении недостаточно развитыми. Все это дало себя знать, когда в Мариинском уезде была восстановлена Советская власть...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру