«Вечный зов» писался с томской губернии?

Каковы реальные события гражданской войны на территории губернии? (Окончание. Начало в предыдущих выпусках)

На протяжении трех предыдущих публикаций мы проанализировали две статьи историков Шишкина и Марченко о партизанском отряде. И теперь я просто обязан внести свой комментарий.

Каковы реальные события гражданской войны на территории губернии?
(Окончание. Начало в предыдущих выпусках)
В Томской и Алтайской губерниях с приближением Красной армии ширилось партизанское движение

Причем в виде своеобразного заочного диалога почти через вековую историю с внучкой легендарного командира Петра Кузьмича Лубкова – Татьяной Михайловной Чурековой, проректором Кемеровского государственного университета и доктором педагогических наук. Тем более что открылись новые существенные обстоятельства при оценке политической деятельности ее деда Лубкова...

Кровавая мясорубка

Уважаемая Татьяна Михайловна! Ваш дед Петр Кузьмич Лубков не был убит в июне 1921 года. И он не поднимал антисоветский мятеж. Просто не захотел со своим отрядом, а потом и партизанским соединением, вступать в ряды Красной Армии. Три года Гражданской войны и жесткая продразверстка сделали свое дело. Необходимо поднимать свое разоренное хозяйство. Но и это не главное. И причина недовольства таилась в другом. Небольшой отряд красных вошел в деревню Святославку. Под предлогом продразверстки отнимали у крестьян все продовольствие. А двое красных бойцов в пьяном виде чинили беспредел в деревне. Надругались над младшей сестрой Лубкова – Марией, и она не вынесла позора, повесилась в сарае.

На ее могиле он поклялся отомстить обидчикам, раз Советская власть не может найти на своих управу. У него созрел план мести. Он якобы уходит от партизан. Сдается и переходит на службу к белым. В отряде карателя Сурова ему сначала не поверили, решили проверить в деле. И он, зная, где ночуют эти двое пьяных насильников, привел их для расправы. И на глазах у Сурова изрубил этих двоих своей шашкой. Ему после этого белые доверили сотню, назначив сотником. Но эту сотню, проведя агитацию, он увел ночью от белых. Мобилизация в армию Колчака проходила насильно под угрозой расстрела. А он обещал бойцам своей сотни вернуться в свои крестьянские хозяйства и больше не воевать ни за красных, ни за белых. Так уж получилось, у деревни Михайловка (Зырянский район Томской губернии) отряд Лубкова дважды оборонялся. Сначала отбивался от белых, а через почти два года от красных.

А узнал я про это случайно от своего дяди Михаила, приехав в Асино, где учился в школе. Тогда я подготовил свое историческое исследование о перевоплощении императора Александра Благословенного в таинственного и святого старца Феодора Томского. Сюжет по центральному телевидению с моим интервью тогда показывали в программе «Время», «Чертово колесо» и программе «Пи» с подачи тележурналиста Геннадия Чудного.

Дядя при встрече спросил меня: «Вот, племянник, увидел тебя по Центральному телевидению, но кое-что мне непонятно. Расскажи, что за историческое исследование ты наработал». И я в сжатой форме рассказал о своем исследовании. Об инсценировке смерти Александра Благословенного в Таганроге и о том, как он в образе таинственного старца доживал свой век в Томской губернии. Дядя слушал меня внимательно, не перебивая. Неожиданно для меня ответил, что как раз в это он верит. И верит после того, как мой дед рассказал ему, своему сыну, об инсценировке смерти командира партизанского отряда Лубкова. Дед, рассказав про это своему сыну перед смертью, просил его, чтобы эту историю он обязательно пересказал мне, его внуку. Я тогда спросил дядю, а что же он целых 13 лет молчал и лишь сейчас мне поведал об этом. Дядя мотивировал тем, что сейчас перестройка и можно уже не бояться высказывать свои мысли вслух. А тогда могли и упрятать в психушку за антисоветские разговоры.

В 10–14 лет я вел дневник по самовоспитанию, записывая в общую тетрадь с обратной стороны все то, что слышал от деда про партизанское движение. Дед в надежде, что я когда-нибудь напишу про Гражданскую войну, много рассказывал о первых годах Советской власти. Когда я вырос и посмотрел телефильм «Вечный зов» по мотивам книги писателя Иванова, то понял, что книга и фильм не просто о Гражданской войне, а об отряде Лубкова. Слишком много было сходства. Даже про братьев Ивана и Федора, правда, с поправкой, исключая Отечественную войну.

И пусть знает внучка Лубкова, что ее бабушка была права, когда засомневалась при опознании тела своего мужа. Убитый тогда – не ее муж! А что она по советам своих подруг согласилась признать в умершем своего мужа – это, по сути, спасло его от дальнейших преследований со стороны Советской власти.

Из уст в уста

В Зырянском районе ранее был музей этого легендарного партизанского командира Петра Кузьмича Лубкова. А в деревне Михайловка находилась братская могила партизан его отряда. Сейчас за ней никто не следит, заросла. Сергей Первышев на самом деле не убил своего командира. Они вместе инсценировали его убийство, переодев убитого беляка в его одежду и оставив саблю. Вознаграждение за его голову поделили пополам. Новый паспорт ему сделала молодая учительница Васеня после того, как вышла замуж за офицера НКВД, а тот пристроил ее в паспортный стол паспортисткой.

Моему деду Лубков тогда при встрече поклялся, что красных он не расстреливал безоружных. Лишь один раз, чтобы не попасть в плен, отстреливался у деревни Михайловка. А вот красные тогда почти полностью истребили его отряд. А белые к тому времени уже давно отступили и находились где-то под Иркутском. Мой дед Григорий Алексеевич Ефремов был заместителем Лубкова по разведке. Тогда он поклялся Лубкову, что будет молчать до самой могилы...

А вот наиболее яркое воспоминание моего деда Григория. Рассказывая мне про Гражданскую войну в Томской губернии, он меня однажды сильно удивил тем, что сообщил о том, что два родных брата воевали по разные стороны баррикад. За белых воевал младший брат Иван, а за красных воевал старший брат Федор. Дед лично был невольным свидетелем, когда младший брат, по сути, спас старшего и еще нескольких партизан от смерти или плена. Белые внезапно под утро ворвались в деревню. И, попав в западню, партизаны спрятались в глубоком подполе, надеясь, что их не найдут. Но в дом ворвались белые и начали шерстить... И Иван, догадываясь, где прячутся партизаны, в том числе и его родной брат Федор, решает спасти их, идет на опережение. Он первым открывает крышку погреба и, увидав там своего брата и других партизан, не выдал их белогвардейцам, а крикнул: «Здесь пусто. Вероятно, покинули ночью деревню...» И белые ушли утром на рассвете из той деревни. В том погребе прятался и мой дед.

Но через некоторое время они встретились вновь, два родных брата. Встретились в открытом бою, в конной встречной атаке. Была жестокая сеча. И старший брат Федор своей шашкой снес голову младшему – Ивану. Иван опустил свою шашку, готовый сдаться партизанам. Но родной брат его не пощадил, лишил жизни не задумываясь. И Петр Кузьмич Лубков, георгиевский кавалер с Первой мировой, после этой кровавой бойни выговаривал Федору. «Вспомни, Федор, как Иван, по сути, спас нас от смерти, не сдал карателям. Ты что не понял, что он хотел сдаться, перейти на нашу сторону?! Даже свою шашку опустил, когда ты был рядом. И он был вправе надеяться на то, что ему сохранят жизнь. Ведь, по сути, он и не изменял нам, т.к. демобилизация в колчаковскую армию велась под угрозой расстрела. И как ты, Федор, с этим будешь жить?..»

Только ли совпадение?

После первого просмотра телефильма «Вечный зов» я для себя отметил, что писателю Иванову советская цензура не разрешила быть до конца правдивым и объективным. Ведь он описывал события Гражданской войны в Томской губернии в выгодном для Советской власти свете.

Мой дед стал получать «заслуженную» пенсию в 30 рублей лишь на восьмом десятке, после 75 лет. До этого получал социальную пенсию в 20 рублей или около этого. Партизанский билет был утерян. Но его сын Михаил поехал в те места, где деда Григория знали как партизана. Трое из деревни Зырянского района подтвердили письменно, что он был «правой рукой» Лубкова. Это были бывшие партизаны, оставшиеся в живых. На основании их справок, заверенных в сельсовете, деда наградили медалью «За боевые заслуги» к 50-летию Советской власти (спустя полвека) и назначили пенсию как герою Гражданской войны в 30 рублей. До 75 лет, чтобы не протянуть ноги, он подрабатывал пастухом на окраине Асина (улицы Гидролизная и Воскресенская), а я 10–11-летним пацаном несколько раз прибегал к нему и изображал подпаска, ломая прутья ивы для плетения карчашки и прутья березы для березовых веников...

В колхоз он так и не вступил, хотя в кулаках и не числился. Председателю колхоза свой отказ мотивировал тем, что, дескать, не хочет быть нахлебником у колхоза. Ведь у него на шее, кроме жены, четыре малолетние дочери и только один маленький сынишка. Поэтому будет жить единоличником, вести сам свое индивидуальное хозяйство. А незадолго до войны его чуть за это не посадили в тюрьму. Сейчас это звучит как спекуляция. Закупал в одном месте подешевле, а продавал в другом подороже. Да лес и река кормили. Моя мать с 10 лет ходила в лес и ставила на зайцев петли. Это зимой на детских лыжах, а летом в это время уже косила траву и помогала скирдовать. Мой дед изготовил для нее косу по росту...

Но следователь попался порядочный и посоветовал срочно уезжать. Тогда дело закроют. И моему деду пришлось почти задаром продать свою халупу, с тюками на телеге выехать ночью в другой уезд. Следователь пожалел потому, что дед в Гражданскую партизанил против Колчака.

Такова жестокая правда Гражданской войны в Томской губернии!..

Послесловие

Вот, на мой взгляд, явные просчеты Ленина, а потом и Сталина.

1. Указ Ленина об отделении церкви от государства, Указ о свободе вероисповедания. Этим была спровоцирована, по сути, гражданская война и ее тяжелые и кровавые последствия. Расколов искусственно страну по религиозному признаку, записав священников в контрреволюционеры, Советская власть подписала себе смертный приговор с отсрочкой в 73 года.

2. Необходимо было оставить хотя бы одну или две партии для диалога с оппозицией, а не репрессировать всех без разбора. Ведь только в споре рождается истина.

3. Раскулачивание кулаков. Кулак – это «продукт» Советской власти. При царе их не было, были лишь помещики и купцы. Надо было создавать колхозы на альтернативной основе, не ликвидируя кулаков как класс. А с кулаков взымать прогрессивный налог. Раскулачиванием Советская власть «срубила сук, на котором сидела».

Перед войной было необоснованно репрессировано до 44 тысяч военных (от мл. лейтенанта до маршала). Среди историков бытует даже мнение, что во время войны погибло меньше командиров, чем перед войной репрессировано. Это чудовищно, когда за недовольство и критику снизу людей расстреливали. Отсюда трагическое начало войны и такое количество пленных и предателей Родины...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру