Встреча с Капеллой

Всероссийский фестиваль хоров «1000 голосов» переходит в академический формат

11 апреля, на сцене Большого концертного зала Филармонии выступила Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга.

Всероссийский фестиваль хоров «1000 голосов» переходит в академический формат

70 певцов и 70 музыкантов Томского Академического симфонического оркестра исполнили знаменитое сочинение В.А. Моцарта – РЕКВИЕМ. За дирижерским пультом – Илья Дербилов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик художественного руководителя Капеллы Вячеслава Чернушенко.

-------------------------

Томск первым из трех сибирских городов услышал последний шедевр В.А. Моцарта в исполнении одного из лучших хоров мира - Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга.

Выступление старейшего в России хорового коллектива пришлось на третий день после Пасхи. Казалось бы, диссонанс. Заупокойная месса в дни Светлой Седьмицы. Казалось бы, на фоне пасхального колокольного звона, возвещающего о Воскресении, думать о смерти, о конце жизненного пути – не совсем то время. Но после исполнения Реквиема В. А. Моцарта Капеллой Санкт-Петербурга все вопросы и все сомнения ушли.

Это был незабываемый концерт! Концерт, изначально предвещавший высокий уровень исполнения, стал по-настоящему ярким событием в музыкальной жизни Томска. Томску выпало честь первым из трех сибирских городов (еще Красноярск и Новосибирск) услышать последний шедевр В.А. Моцарта.

Именно здесь, со сцены Большого концертного зала Томской филармонии стартовал сибирский гастрольный тур прославленного коллектива. Гастроли проходят при поддержке Министерства культуры РФ, а концерт в Томске состоялся благодаря проекту Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны», который поддерживает и Томская филармонии

- Когда мы планировали гастроли, то вопрос, какое произведение являлось бы знаковым для коллектива, обсуждался очень серьезно. Остановились на «Реквиеме» Моцарта, - рассказывает маэстро Илья Дербилов, второй дирижер Капеллы, ученик художественного руководителя Капеллы – народного артиста России Владислава Чернушенко. Наша Капелла одной из первых в мире исполнила это произведение. В 1791 году, в год смерти композитора. С тех пор Реквием в репертуаре коллектива.

… Концерт окончен. Слушатели не отпускают Капеллу, маэстро и солистов. Одно чувство объединяет зал и сцену – это радость. Радость сопричастия. У зрителей радость от того, что появилась возможность услышать в Томске один из лучших хоровых коллективов страны. У артистов радость – от новой встречи с томской публикой, а для многих нынешних певцов – это первая встреча, потому что предыдущий раз Капелла Санкт-Петербурга выступала несколько десятилетий назад в актовом зале ТГУ.

Все, кто пришел 11 апреля в БКЗ, понимали, что они соприкоснулись с настоящей русской традицией хорового исполнения, идущей из глубины веков. Они открыли для себя новые имена. Каждый из солистов был хорош сам по себе, но вместе великолепные голоса лауреата международных конкурсов Ольги Осипченковой (сопрано), Александры Сомовой (меццо-сопрано), лауреата международного конкурса Олега Трофимова (тенор) и Александра Крючкова (бас) слились в превосходный ансамбль. Ансамблевое звучание хора и симфонического оркестра Томской филармонии – еще один блестящий пример профессионального сотрудничества. И надо отдать должное молодому дирижеру Илье Дербилову, который за несколько репетиций добился слаженного звучания.

Старейший академический коллектив России, созданный в XVIII столетии на основе хора Государственных певчих дьяков, впоследствии ставших Императорской придворной капеллой. Высокопрофессиональное хоровое пение в сопровождении слаженного звучания оркестра продолжило Всероссийский фестиваль хоров "1000 голосов", который стартовал 8 марта и завершится 14 июня.

Свою историю Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга ведет от Хора государевых певчих, который был создан по указу великого князя московского Ивана III 12 августа 1479 года. Прописку и место жительства хору изменил Петр I. В 1701 году он перевел хор в новую столицу России и переименовал его в Придворный хор. С тех пор не было ни одного государственного мероприятия, в котором бы ни участвовал хор. Новое имя коллективу дала Екатерина II – c 15 октября 1763 года хор стал именоваться Императорской придворной певческой капеллой. С этим хором связаны имена великих музыкантов - таких как Дмитрий Бортнянский и Михаил Глинка.

Нынешнее имя Капелла получила в 1922 году, В 1974 году Капеллу возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора, возвращается в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя.

С 8 марта по 14 июня 2018 года Томская филармония и Томское отделение Всероссийского хорового общества впервые проводит Всероссийский фестиваль хоров в Томске «1000 ГОЛОСОВ».

Фестивальную афишу сформировали шесть ярких, самобытных, совершенно разных хоровых коллективов России. В рамках фестиваля выступили Государственный Волжский русский народный хор из Самары, Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого. В рамках фестиваля впервые за весьма долгий временной период в Томске прозвучит Высокая месса си минор И.С. Баха в исполнении солистов и Губернаторского камерного хора Кузбасса, а также томского органа – концерт пройдет 23 мая, в Органном концертном зале. В Дни славянской письменности и культуры 24 мая эстафету фестиваля подхватит Сводный детский хор Томской области. Закрытие фестиваля совпадет с закрытием творческого сезона филармонии: 14 июня в БКЗ, в котором примет участие любимая томичами Хоровая капелла Томского государственного университета под управлением заслуженного деятеля искусств России Виталия Сотникова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру