Один из них «Поэма экстаза» Александра Скрябина. Рожденная в начале ХХ века (начал в 1904, окончил в 1907, впервые исполнена в Америке в 1908, в России – в 1909), поэма вобрала в себя не только увлечение композитором философией, но и отразила настроение эпохи – предчувствие грандиозных социальных и художественных революций.
Программное содержание композитор изложил в стихотворном тексте, герой которой свободолюбивый, бунтующий Дух. «Дух играющий, желающий, мечтою все созидающий». Он жаждет любви, наслаждений. Но своими сомнениями и терзаниями призывает темные силы. И лишь Божественная воля, которой подчиняется Дух, способна победить чудовищ из темных бездн.
«Поэма экстаза» потребовала усилить группу медных духовых двумя валторнами, трубой и тромбоном. Усилили за счет артистов оркестра Северского музыкального театра. Не потому, что состав Томского симфонического оркестра испытывает дефицит в кадрах, а потому что композитор в партитуре прописал четверной состав инструментов.
Масса звука, плотного и яркого, призвана обеспечить, по мысли Александра Скрябина, соединение легкости полета с упоением творческой мощи духа, грандиозности и утонченности звучания. «Мощь духа» чувствуется во время оркестрового тутти или когда вступают восемь валторн. На «ритмы тревожные» работают сразу пять труб и три тромбона. Вся духовая группа в грандиозной динамике должна передать энергию земли.
За свою 70-летнюю историю оркестр исполнял «Поэму экстаза», но каждое новое обращение к шедевру – это попытка увидеть и ощутить текущее время в «зеркале» вечности. Сегодня оркестр под руководством главного дирижера Ярослава Ткаленко приступил к репетициям концетра закрытия 72-го творческого сезона. Начали с "Поэмы экстаза" Скрябина.
Напоминаем, концерт состоится 14 июня, начало в 19.00. Билеты уже в кассах.