Темная сторона «Сибирских Афин»

Взятка в вузе стала обычным делом

В Томске очередной коррупционный скандал в вузовской сфере. Как стало известно из достоверных источников, на взятке попался очередной сотрудник ТГУ. Размер взятки пока не раскрывается. Ничего не говорится и о выбранной мере пресечения, поскольку дама пошла на «сотрудничество со следствием» по полной программе. По неподтвержденной информации операция проводилась сотрудниками местной полиции и ФСБ.

Взятка в вузе стала обычным делом

Эта новость стала шоком для всех, так как пойманную многие в Томске знают, как успешного практикующего юриста-цивилиста. И чего-чего, а такого от известной томички точно никто не ожидал. Расследование уголовного дела продолжается. Правда, пока в вузе никак не комментируют произошедшее.

Впрочем, откровенно нищенские зарплаты докторов наук, доцентов и профессоров, не говоря уже о доходах младшего преподавательского состава и сказочно огромные доходы ректора, проректоров, президентов вузов, – все это уже давно приводит не к укреплению «вузовской семьи», а стремительно разлагает ее в социальном плане. Глядя на своих постоянно богатеющих на ровном месте руководителей, рядовые преподаватели начинают без особых затей и угрызений совести проставлять за деньги сдачу экзаменов, коллоквиумов, зачетов. То, что еще совсем недавно было позорным и скрывалось, – отныне норма вещей, и никем особо не таится. Почему одним можно обогащаться, а другим нет? В итоге подобных скандалов в томских вузах за последние пять лет было уже несколько десятков – сложно даже вспомнить место, где их только не было.

Суммы взяток варьирует от должности преподавателя, его звания, вуза, и предмета, – тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч рублей. Только незначительная часть из этих эпизодов приводит к возбуждению уголовных дел. И конечно, особое развитие получает так называемый «бизнес на инновациях», точнее бизнес на псевдоинновационной терминологии и выделении средств институтам на многочисленные мертворожденные проекты. В этом ряду наиболее памятен скандал с заместителем губернатора Томской области Алексеем Князевым и лабораторией в ТГУ, когда при создании установки по синтезу глиоксаля всплыли хищения на 10 миллионов рублей. Цель оправдывает средства, деньги – главное. Отчеты всегда можно нарисовать любые, лишь бы заказчик был доволен. Не удивительно, что в такой перерождающейся системе все сильнее расцветают пиар, обычное очковтирательсто и погоня за всевозможными дутыми «рейтингами». Реальная наука уже мало кого волнует, только глянцевые показатели, пусть они и трижды фальшивые...

Томск не зря называют Сибирскими Афинами вот уже на протяжении почти 100 лет. Большое количество университетов, студенческой молодежи, преподавателей с профессорскими и докторскими степенями, первоклассное образование, которое тут можно получить, говорит за то, что этот титул город носит по праву. Да, согласимся с очевидным, томские университеты, образованная молодежь – по праву бренд Томска, которые известен далеко за его пределами. Между тем ложка дегтя вполне может испортить все в бочке меда. Если же процент дегтя еще больше повысится, то содержимое медовой бочки станет просто несъедобным. Именно это и произошло с томскими вузами на протяжении последних 8–10 лет. Коррупция та самая ложка дегтя, именно она на протяжении последних лет неустанно отравляет и разъедает вузовскую среду, периодически приводя к серьезным коррупционным скандалам.

Корни

Корни коррупции в вузовской среде, без сомнения, уходят еще в позднесоветские времена. Именно тогда, с быстро развивающимися товарно-денежными отношениями, вышедшими позднее на первый план, стали возникать своего рода негласные «семейно-дружеские группы», объединенные в устойчивые кланы с круговой порукой. Они сами себе присваивают академические и докторские степени, протаскивают это через ВАК, получают доплаты и привилегии.

Дальше – больше. С изменением российского законодательства в 90-е годы, все больше и больше прав в университетах и институтах получают ректоры и проректоры. Именно в их руках аккумулируются огромные финансовые потоки, распределяемые в интересах узкого круга лиц, близких к ректору и его замам. Сам ректор, постепенно аккумулируя возле себя все административные полномочия, медленно, но верно превращается из выборного управителя, в несменяемого императора и самодержца в подведомственном ему учреждении. Его заработная плата стремительно растет и быстро обгоняет доходы всего остального профессорско-преподавательского состава. Именно ректор устанавливает заработную плату и премии себе самому и своим приближенным, не ограничивая себя почти ничем. К чести вузовских коллективов, этот процесс шел достаточно медленно. В 90-е годы это еще не так бросалось в глаза, но уже в нулевые годы доходы московских, питерских и иных руководителей вузов уже поражают наше воображение. Они уже сплошь и рядом долларовые миллионеры и сидят на своих постах по 10 и более лет. И чем дольше они сидят в своих креслах, тем богаче и сильнее становятся, выдавливая из университетов всех, кто смеет им в чем-то возражать. Судьба опальных преподавателей в своём большинстве незавидна, – на работу таким бунтарям устроится впоследствии сложно.

«Черные ящики» высшего образования

Есть области и республики, где доходы руководителей вузов выше, чем в Томске, во много раз. Доход 50 самых богатых ректоров России в 2016 году составил более 1,2 миллиарда рублей. Но наиболее впечатляют доходы ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, а также руководителя Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимира Мау. Первый показал доход в 2016 году в размере почти 200 миллионов, второй – более 60 миллионов рублей. Ректор всероссийской академии внешней торговли при министерстве экономического развития Сергей Синельников-Мурылев заработал в 2016 году почти 50 миллионов рублей. Томичи по сравнению с ними даже бедняки.

Итак, что мы видим? Удручающую и печальную картину, которая особенно типична для Москвы. Практически каждый ректор российского вуза стремится создать вокруг себя своего рода обособленное микро-царство, где он будет ничем не ограниченным феодалом, который ни за что не отвечает, но сидит в кресле долгие годы, аккумулируя вокруг себя большую часть финансовых потоков из бюджета. Он всегда окружен толпой из раболепствующих подхалимов. Именно руководитель вуза и пара-тройка его заместителей распределяют огромные бюджеты университетов в размере 6, 10 и более миллиардов рублей. Контроля за распределением этих огромных средств нет почти никакого. Никто им не указ, ни Министерство образования, ни федеральные и местные власти, ни сотрудники правоохранительных органов, ни министерство финансов.

Очень редко происходящее в кулуарах российских альма-матер вываливается наружу, да и то лишь когда начинается война местных кланов за ректорское кресло. Такая безнаказанность и непрозрачность порождают еще более худшие злоупотребления. Вросший в кресло руководитель начинает сам верить в свои непогрешимость, величие и значимость. С подчиненными он почти не считается, считая их бесправными крепостными. Возразить распоясавшемуся самодуру – значит обречь себя на тяжелые испытания вплоть до увольнения под надуманным предлогом. Таких инцидентов за последние годы было много, но почти все они так и не стали достоянием гласности, ведь действует негласный принцип «невыноса сора из избы». И при сохранении тенденций, чем дальше – тем будет хуже.

Кто сумеет разорвать этот порочный круг коррупции в высшем образовании? Думается, это должны сделать сами сотрудники вузов. Кроме них это делать просто некому...

Кстати

Сколько получают томские ректоры?

Все эти цифры опубликованы на сайтах томских вузов

Доходы первых лиц томских вузов известны и опубликованы. На общем фоне резко выделяется ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский. За 2017 год заработал больше всех – 10,2 миллиона рублей (в 2016 году его доход составлял 7,2 миллиона рублей), что значительно превышает суммы доходов других руководителей томских вузов. Примерно по 850 тысяч рублей в месяц. В собственности господина Галажинского находятся транспортные средства Audi Q7, снегоход и снегоболотоход. Супруга ректора ТГУ задекларировала в 2017 году доход в 192 тысячи рублей. Ей принадлежат квартира площадью 212 квадратных метров, гараж и автомобиль Toyota RAV4. Тут особенно интересно то, что в 2017–2018 годы подведомственный ему вуз уже не раз попадал в серьезные скандалы с коррупционной подоплекой. Особенно памятны истории, связанные с государственными закупками, проведением так называемых «обучающих семинаров», для чего объявлялись аукционы и конкурсы на миллионы рублей.

На втором месте по уровню доходов оказался ректор ТУСУРа Александр Шелупанов, доход которого в 2017 году составил 6,72 миллиона рублей. В собственности у Шелупанова значатся две квартиры — 97 и 75,4 кв. м, бокс, гаражная кладовая, Toyota и Lexus RX 350. Супруга Александра Шелупанова за 2017 год заработала вдвое больше, 15,3 миллиона рублей. Ей принадлежат два земельных участка, квартира общей площадью 138,3 кв. м, гараж.

Третье место по итогам 2017 года занял ректор ТПУ Петр Чубик с годовым доходом в 6,71 млн рублей (в 2016 году заработал 6,78 миллиона рублей). В собственности у Петра Чубика находится земельный участок в 708 кв. м, а также доля жилого дома. Доход его супруги составил 204 тысяч рублей.

Годовой доход ректора ТГАСУ Виктора Власова составил 4,3 миллиона рублей. В его собственности находятся квартира площадью 87 кв. м, два гаража, доли квартиры и земельного участка, автомобиль марки Toyota Highlander. Супруга Власова заработала за 2016 год 880 тысяч рублей.

Ректор ТГПУ Валерий Обухов в 2017 году заработал 4,6 миллиона рублей (в 2016-м — 4,9 миллиона рублей). В собственности Обухова находится квартира площадью 104 кв. м. Его жена в прошлом году заработала около 2,5 миллиона рублей.

Ректор СибГМУ Ольга Кобякова заработала за 2017 года 3 миллиона 314 тысяч рублей. В ее собственности числится несколько земельных участков и квартир, ее супруг за прошлый год показал доход в более чем 7,5 миллиона рублей. Важная деталь, ездит Ольга Кобякова на новом Mercedes Benz GLK250, стоимость такой машины – в пределах 3 миллионов рублей.

Доходы, как мы видим, вполне приличные и неплохие. Увы, это нельзя сказать о профессорско-преподавательском составе томских университетов, получающем в лучшем случае по 40 тысяч рублей в месяц...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру