Жизнь без иллюзий

Избавившиеся от зависимости томичи подтверждают: наркотики – лишь обманчивая видимость решения жизненных проблем

 Получив в редакции задание рассказать о людях, столкнувшихся с наркозависимостью и преодолевших ее, я всерьез задумалась, смогу ли до конца постичь всю глубину этой проблемы? Ведь от тех, кто избавился от наркомании и кто помогает выкарабкаться из этой проблемы другим, я слышала — тем из нас, кто никогда не сталкивался с зависимостью, поведения и образа мышления алкоголика или наркомана не понять. У зависимых людей совершенно иной взгляд на жизнь…

Избавившиеся от зависимости томичи подтверждают: наркотики –
лишь обманчивая видимость решения жизненных проблем

 Специалисты подчеркивают, что развивается тяга к алкоголю и наркотикам, конечно же, не от хорошей жизни. И если это не врожденная склонность к зависимости, то обстоятельства у проблемы всегда личностные: неблагополучные отношения в семье, внутренний конфликт или стресс, чувство отчаяния, ненужности или глубокого одиночества, ощущение безвыходности перед трудной жизненной ситуацией… Можно продолжать до бесконечности, но суть одна — вредные вещества заглушают в сознании человека плохие чувства и мысли и со временем становятся единственным «обезболивающим» средством для психики. Ну, а когда наступает зависимость, ощущение эйфории становятся уже единственной существующей реальностью…

Самый темный час — перед рассветом

Так случилось и с томичом Виталием, который понял, насколько сильно «увяз» в проблеме лишь тогда, когда увидел, как постепенно рушится его семья. И причиной этому стал он сам…

— Наркотики я впервые попробовал будучи подростком. Сначала легкие — марихуана, план, гашиш. Затем стал употреблять более тяжелые вещества, начал колоться, — признался Виталий. — Мне было наплевать на все человеческие ценности. Сама жизнь превратилась в непроглядную тьму — какое-то существование, где обман и даже воровство денег у родных стали делом привычным. В семье начались постоянные ссоры и конфликты…

Осознав в какой-то момент, что жизнь рядом с ним для его семьи превратилась в своего рода пытку, Виталий всерьез задумался о жизненных ценностях: оставаться в своей иллюзорной, другой реальности, но в одиночестве либо сохранить любовь и поддержку людей, которые так много вытерпели, выстрадали, живя все это время рядом с ним…

— От знакомых я узнал об одном хорошем реабилитационном центре, куда и решил в итоге обратился за помощью, — вспоминает Виталий. — Для избавления от зависимости мне предложили пройти 12-шаговую программу, в которую сначала я, если честно, совсем не поверил. Я просто не понимал, как все эти занятия, тренинги смогут мне помочь в моей беде. Однако и не уходил — беседовал с руководителями программы, наблюдал за группой молодых парней, у которых было желание и стремление выздоравливать от наркомании. А потом наступил какой-то момент, и я просто начал «двигаться» вместе с ними.

А дальше — лечение. Признаюсь, я ожидала услышать о каких-то особых практиках, изощренных психологических курсах самопознания, вплоть до медитаций и левитаций, однако все оказалось куда проще — всего лишь дисциплина и физические нагрузки.

Однако обучение себя таким простым вещам как уборка в доме, готовка обеда и даже пробуждение утром на работу для бывшего наркомана — жизненно важный этап реабилитации. А дело все в том, что психология наркомана чисто потребительская и заключается в том, чтобы только «брать», ничего не делая при этом самому, ни к чему не стремясь и ничего не желая, кроме удовольствия. Так что в реабилитационном центре, по сути, как в школе, бывший наркоман начинает с самых азов: учится трудиться, самосовершенствоваться, а также справляться с собственными эмоциями, не прибегая к «допингу».

— После двадцати одного дня лечения я начал возвращаться к жизни — обращать внимание на такие простые для человека вещи как рассвет и закат, погоду за окном и звезды на небе. В общем, стал ощущать себя частью этого мира, — продолжил свой рассказ Виталий. — И в какой-то из этих моментов я к своему удивлению заметил, глядя на людей с продолжительными сроками трезвости, что беспокоюсь: а смогу ли я стать здоровым, не зависеть больше от наркотиков?

В процессе реабилитации Виталия сопровождали его так называемые «спонсоры» — люди, так же, как и он, страдавшие в прошлом наркоманией, проводившие с ним беседы, приводившие примеры из собственной жизни, помогающие понять, от чего и по каким причинам возникла зависимость.

— Я стал изучать историю своей болезни, начал «ворошить прошлое», вспоминая хорошие и плохие его этапы. Началась работа над собственной личностью — исправление характера, принятие и обсуждение внутренних проблем, осознание того, что тревожит меня сегодня, ведь мы больны от того, насколько не высказались… В какой-то момент я уже перестал сомневаться, что смогу вылечиться от наркомании, — заключил молодой человек.

Ну, а к концу реабилитации Виталий и сам уже помогал, объяснял новичкам, только влившимся в программу, как, почему и для чего он пришел сюда, чего достиг и какой опыт получил.

— Лучше, чем такой же, как и ты, выздоравливающий наркоман, никогда тебя не поймет, — повторил уже слышанные мною прежде слова Виталий. — Даже врачи и психологи не способны до конца понять все горести употреблявшего наркотики человека, нежели тот, кто познал эту проблему на личном опыте.

Теперь зависимость, которую ему не без огромных личных усилий удалось преодолеть и побороть, кажется молодому человеку даже не болезнью, а просто-напросто медленным суицидом, разрушающим судьбу не только наркомана, но и его близких. И, как признается Виталий, о том, что выбрался из этого «болота», он не пожалел ни дня в течение вот уже почти пяти лет трезвой жизни.

Сделать наслаждением саму жизнь

Впрочем, случаи бывают разные. Есть и такие виды наркозависимости, при которых жизнь человека, на первый взгляд, вроде как и не разрушается. По крайне мере, до определенного момента. Более того, встречаются среди наркоманов и успешные работники и даже предприниматели, кому удается удержаться «на плаву», систематически при этом употребляя. Однако «игра» эта больше похожа на хождение по лезвию ножа: сорвешься — не сорвешься. И, как показывает практика, срываются, если не «завязывают», в конечном итоге практически все…

— Есть у меня пара знакомых, у одного из которых престижная работа в Москве, у другого — свой бизнес в Петербурге, но, между тем, они — наркоманы. И причин тому, чтобы завязать, пока для себя не видят, — рассказывает мой собеседник Роман, чья трезвая жизнь без наркотиков длится в течение вот уже шести лет. — Однако если посчитать, сколько на это тратится денег, и проанализировать, как сильно страдает от наркотиков организм… Кстати, к добровольной реабилитации люди, как правило, и приходят именно по этим двум причинам: либо не хватает средств на покупку наркотиков, либо не хватает здоровья на их употребление.

Жестоко, но правда. В конце концов, финансовый стимул для отказа от зависимости — тоже хороший стимул. Не говоря уже о важности физического здоровья для организма, которое способен поддерживать далеко не каждый наркоман, ввиду чего зависимость нередко доводит и до летального исхода.

Вспоминая о том, как все начиналось, Роман не стесняется признаться, что причинами его наркозависимости в прошлом стали неблагоприятные семейные обстоятельства: пьющий отец, не научивший в свое время правильным моделям жизненного поведения. Так что употреблять алкоголь, а позже и наркотики молодой человек начал еще в подростковом возрасте, просто не видя другой возможности справиться с отрицательными эмоциями.

— Впервые я попробовал наркотики лет в 17 — сначала легкие, потом тяжелые. Употреблял и героин, и метамфетамин — да и вообще все, что можно было в то время достать, — признается Роман. — Состояние наркотического опьянения заменяло для меня какие-то эмоции, рождало иллюзии, давало определенное наслаждение и даже ощущение успеха. Однако со временем употребление перестает приносить наслаждение, и тогда человек принимает наркотик просто для того, чтобы не становилось плохо — не было ломки.

И здесь перед личностью остаются два пути: деградировать, продолжая употреблять вредные для мозга вещества, разрушая, так или иначе, со временем свою социальную жизнь, здоровье, психику, либо осознать проблему и постараться справиться с ней. Причем важно в этой ситуации, действительно, осознать и, действительно, захотеть покончить с зависимостью. Вспомните, к примеру, популярного сериального персонажа доктора Хауса, сказавшего: «Да, я — наркоман. Но это для меня не проблема». В такой ситуации — лечи не лечи, от наркомании человека не избавить. До тех пор, пока он сам не захочет изменить свою жизнь.

— Поэтому для того, чтобы отказаться от наркотиков, в жизни нужно иметь какую-то цель, которая не позволит «скатиться вниз» окончательно, — отмечает Роман. — У меня такая цель где-то в глубине души всегда была: мне хотелось какого-то развития, движения вперед. Именно поэтому, употребляя наркотики, я всегда понимал, что это неправильно. Помню даже, сидели с другом в машине, находясь, как говорится «под кайфом», и я стал говорить: «Зачем мы убиваемся так безбожно?!». Приятель после этого выгнал меня из машины — надоело слушать мои нотации, — со смехом вспоминает он.

Однако смешно это, конечно, только сейчас. А тогда, чтобы «завязать» и суметь освободиться от зависимости, потребовались и решительность, и сила воли, и огромная личная самодисциплина, как во время, так и после лечения.

— Для того чтобы реабилитация помогла, человеку нужна одна-единственная цель — желание жить. И это желание присутствует, к сожалению, далеко не в каждом наркомане, в связи с чем у кого-то и происходят рецидивы, — поясняет Роман.

Причина таких срывов, по его мнению, как раз та самая внутренняя пустота, отсутствие жизненной идеи, наличие которой и не дало самому молодому человеку вновь поддаться соблазну, хоть желания такие после реабилитации, конечно же, и возникали.

— Сегодня я и алкоголь, и сигареты считаю наркотиками. Однако общения с курящими или употребляющими наркотики людьми, чтобы не поддаться искушению, не избегаю. Просто принимаю мысль, что хочу закурить, к примеру, осознаю ее и выбрасываю из головы. Есть у меня и знакомые, которые продолжают употреблять наркотики. Но мы с ними видимся крайне редко, потому что мне, по большому счету, не о чем с ними стало поговорить… У меня сейчас другая жизнь, другие интересы, — честно признается Роман.

Пройдя реабилитацию, молодой человек окончил вечернюю школу и курсы вождения. Сейчас Роман работает и параллельно получает высшее образование в университете, продолжая строить все новые жизненные планы. И это здорово.

Примеры Романа и Виталия должны заставить задуматься каждого из нас о том, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает, и каждый из нас способен, упав на самое дно, подняться на ноги вновь. Ну, а проблема наркомании — это, скорее, конфликт личности с самим собой и окружающим миром. И выход из этого конфликта может быть только один — взять ответственность за себя в собственные руки и главным своим наслаждением сделать саму жизнь, такую, какая она есть — без иллюзий и прикрас. А тех, кто это поможет сделать, в Томске достаточно — двери реабилитационных центров всегда открыты для всех, кто попал в беду. Сегодня их работу поддерживает и государство, заинтересованное в выстраивании эффективной системы реабилитации и восстановления личности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру