Закон вольтовой дуги

Женская боль и нечаянные радости актрисы Валентины Бекетовой

17.10.2012 в 08:23, просмотров: 2182

Она называет своим любимым литературным персонажем Карлсона, который живет на крыше, и говорит, что многие роли получила случайно. Во время праздничных застолий обязательно предлагает тост «за нечаянную радость» и признается, что, несмотря на 40-летний опыт работы на сцене, еще не всему научилась в профессии. 20 октября театр драмы проводит бенефис любимицы публики, Народной артистки России Валентины Бекетовой. Главная роль в лирической комедии «Кошки-мышки», премьера которой будет представлена почтенной публике в праздничный вечер, станет для бенефициантки возможностью блеснуть иной, не используемой ранее режиссерами гранью своего актерского таланта.

Закон вольтовой дуги

Век учись

Знаменитый британский артист Лоуренс Оливье признался, что самое сложное в работе актера – преодоление собственного страха. У каждого служителя Мельпомены есть своя потаенная тревога, которая нередко определяет принципы его существования в мире театра. Для Валентины Алексеевны всегда был насущным страх не соответствовать профессии. Она убеждена: начиная репетировать премьерный спектакль, артист должен ставить себе самую высокую планку, мало получить роль – нужно сделать ее на достойном уровне. Причем к каждой из них относиться как к дебютной, забыв свои былые достижения и заслуги. Театр не приемлет иных времен, кроме настоящего: камертон творческой состоятельности артиста – роль, в которой он выходит на подмостки сегодня.

«Актерская профессия предполагает постоянное развитие и движение вперед, – считает Валентина Алексеевна. – При этом ни регалии, ни стаж работы на сцене не свидетельствуют о том, что ты достиг вершин мастерства. Напротив, с опытом появляются еще большая ответственность и осознание того, как многогранна и непостижима наша профессия, и сколь многому тебе еще предстоит научиться».

Масштаб личности артиста и степень преданности делу измеряется не только качеством исполнения ролей, но и наличием учеников. Конечно, имеются в виду не только студенты актерских специальностей. Хотя и на педагогическом поприще Валентина Бекетова сделала немало: вместе с режиссером Олегом Пермяковым выпустила курс в Томском колледже культуры и искусств, преподавала сценическую речь у актерского курса Екатеринбургского театрального института при Томской драме, 27 лет руководит Литературно-художественным театром ТГУ, который на протяжении долгого времени остается одним из лучших студенческих коллективов города. Но есть еще духовные ученики – те, кто «держат равнение» на Валентину Алексеевну, наблюдая ее отношение к профессии. В их числе молодые актеры Томской драмы.

Будучи студенткой Новосибирского театрального училища, любознательная Валя прочтет высказывание выдающейся русской актрисы Веры Комиссаржевской: «Чтобы не оступиться, нужно смотреть вверх». Эти слова станут для Бекетовой жизненным ориентиром и не раз помогут в сложных ситуациях. Мощный внутренний стержень, умение держать удар, сохранять чувство собственного достоинства и улыбаться, что бы ни случилось, создали имидж счастливой и успешной во всех смыслах и отношениях женщины.

Однако актерская судьба не всегда складывалась благополучно. Были дебютный спектакль «Валентин и Валентина», после которого город раз и навсегда влюбился в артистку, интересные работы с умными и талантливыми режиссерами, победы на театральных фестивалях… И были времена, когда она подолгу ждала новых ролей. Невостребованность – самое тяжелое из всех возможных испытаний, способное сломать артиста. В такие периоды спасал Литературно-художественный театр, где она чувствовала себя нужной и могла реализовать свои творческие способности и возможности. У Валентины Алексеевны нет и никогда не было режиссерских амбиций. Но постановка студенческих спектаклей, работа над драматургическим материалом – лирическим или прозаическим, классическим или современным, но неизменно хорошим – обогащала актрису и студийцев.

Участников ЛХТ связывают трепетные, дружеские, почти родственные узы. Ребята знают, что здесь их всегда обиходят, напоят чаем, выслушают, успокоят и помогут мудрым советом. По словам студийцев, в ЛХТ происходит не только обучение азам актерского мастерства, но и воспитание личности. Валентина Алексеевна, в свою очередь, признается, что если ей удалось не закостенеть во взглядах на жизнь, то произошло это благодаря ребятам. Ее энергообмен со студентами – необходимый для обеих сторон процесс. Неслучайно гимном этого коллектива стала песня «Дом», в которой есть слова: «Дом – это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь, радостным, добрым, нежным, злым, еле живым. Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, – этой твой дом». А отвечая на вопрос друзей, откуда в ней столько жизненных сил, Бекетова в очередной раз благодарит судьбу за ЛХТ.

В поисках счастья

Совсем на иных законах зиждется мир искусства, он не так уютен и доброжелателен. Валентина Алексеевна умеет не замечать несущественное и сосредотачивать силы на главном. Она сознательно воспитала в себе терпимость к людям и обстоятельствам: сцена – единственный бог, которому служит актер, поэтому когда начинается репетиционный процесс, личные пристрастия и отношения должны остаться в стороне. Для актрисы не существует понятий «плохое самочувствие», «дурное настроение», «личные неурядицы», если заявлены репетиция или спектакль, она выйдет на сцену и будет работать с максимальной отдачей. Так ее учили педагоги: артист может не придти в театр, только если он умер. Если ты когда-то выбрал эту дорогу, иди по ней как бы ни было трудно.

Валентина Алексеевна в шутку называет себя «бациллоносителем». Актриса признается, что судьба щедро дарила ей встречи с хорошими людьми, которые часто перерастали в преданную дружбу. Духовный центр любой компании, она невольно передает окружающим заряд своей любви к искусству. Уже и не сосчитать, сколько людей стали истовыми театралами благодаря Бекетовой. Но бывают ситуации, когда театральная «бацилла» прочно внедряется в организм молодых людей и они загораются желанием стать актерами. Тогда Валентина Алексеевна всеми правдами и неправдами отговаривает ребят от такого шага. «Жизнь в театре– страшная жизнь», – аргументирует актриса. Не каждый человек выдержит, когда топчутся по его самолюбию. Это неизбежно происходит в процессе творческого поиска –ты обнажаешь свое нутро, достаешь из тайников души самое сокровенные, а режиссер говорит: не так, не туда, неверно… Нужно иметь очень сильный характер, чтобы не произошла уродливая деформация твоей личности.

Не впадать в безнадежное уныние, следуя по тернистому пути, помогает успех, возникающий при выпуске хорошего спектакля. Окрыляет вера в тебя режиссера, когда он предлагает роль, требующую от артиста качественно иной, несвойственный ему, способ существования, и говорит: «Вы сможете!». Так было, например, с ролью Голды в «Поминальной молитве» и Вассы Железновой в одноименном спектакле. Это и есть та нечаянная радость, которая заставляет человека встрепенуться, с надеждой смотреть в будущее и за которую Валентина Алексеевна предлагает тост на театральных фуршетах. Это и есть иллюстрация стихийности актерской профессии.

«Помните, как Карлсон говорил Фрекен Бок: «Тебе по ошибке удалось испечь очень вкусные плюшки». Так и какие-то роли ты получаешь, казалось бы, по нелепой случайности, а в результате происходит открытие, выявляются такие возможности артиста, о существовании которых он даже сам не догадывался», – рассказывает Валентина Алексеевна.

Долгое время она будет играть лирических героинь: юных, влюбленных, наивных, распахнутых жизни. Все изменится после роли Валентины в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Тогда в стенгазете один артист напишет под фотографией Бекетовой: «Актриса эта в третьей роли играет символ женской боли». Эта характеристика станет определяющей для всех последующих героинь Валентины Алексеевны. И Ренева в «Светит, да не греет», и Катерина в «Метели», и Елена Андреевна в «Чайке», и Она в «Лаборатории любви», и Розовая дама в «Оскар и Розовая дама», и Кристина в «Тустеп на фоне чемоданов», и Ида в «Женщины на закате в отсутствии мужей» будут любить через страдание, будут искать счастья и, пройдя сложный путь самопознания, все-таки обретать его в той или иной форме.

…В лексиконе Валентины Бекетовой есть заветное слово «теплышко». В повседневной суете она обязательно найдет время поговорить, позвонить, сказать доброе слово, отправить ласковую sms с припиской «Шлю теплышко» мужу, артисту театра драмы Вячеславу Радионову, любимой дочери Екатерине, обожаемым внуку Ване и внучке Вале, которую, кстати, назвали в честь бабушки, многочисленным друзьям и коллегам, своим студентам… Валентина Алексеевна убеждена: слова материальны, если любишь человека – говори ему об этом. У актрисы хватает душевного тепла, чтобы обогреть всех, кто ей дорог. Этот заряд любви как по вольтовой дуге возвращается к Валентине Бекетовой и оборачивается теми нечаянными радостями, которые дают ей силы жить и творить.