К числу значимых мировых событий относится и саммит 19-ти стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, включая Россию, где обсуждалось сближение позиций по вопросам устойчивого мирового роста, качества жизни населения этих государств, а также возрастающая роль нашей страны в этом регионе.
Россия существенно улучшила свою позицию и в последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности, обойдя такие страны, как Италия, Португалия, Венгрия.
По мнению экспертов Всемирного экономического форума, нам удается сохранять конкурентоспособность на стабильном уровне, прежде всего, за счет преимуществ в сфере образования.
Сегодня доля научно – образовательного комплекса в структуре ВРП Томской области превышает 8 % (это на треть выше, чем в среднем по стране). Здесь работают более 12 % всех занятых в экономике региона. Расходы на образование превышают треть нашего консолидированного бюджета.
И, это объективно. Ведь, современная мировая экономика задает постоянно растущий спрос на интеллектуальный труд. А значит, – растут требования рынка труда к качеству рабочей силы.
Сегодня наши компании и университеты присутствуют на всех девяти новых рынках Национальной технологической инициативы (т.н. цифровые NET – рынки). Этот проект – федеральный. И регионы должны уже сегодня найти в нем свое место, хотя прямых полномочий на это у нас пока нет. Правительство РФ поддержало четыре субъекта, включая Томскую область, которые начали эту работу. У нас уже создана законодательная база, инновационная инфраструктура. Но, главное – это проектный подход к межведомственной координации подготовки кадров для высокотехнологичных NET – рынков. И понимание того, что в 2030 году на этих рынках предстоит работать тем, кто сегодня ходит в детский сад.
Значит, решить эту долгосрочную задачу невозможно без совершенствования дошкольной и школьной ступени образования, как и без развития гуманитарного и технического творчества детей.
И цель понятна – создать систему ранней профориентации ребят в выборе дальнейшей профессии.
Мы давно и комплексно занимаемся этой темой. За последние два-три года совместными усилиями власти, университетов и бизнеса мы хорошо продвинулись по внедрению робототехники в детских садиках и школах. С каждым годом растет интерес к региональным соревнованиям на Кубок Губернатора по образовательной робототехнике, где участвуют и дети дошкольного возраста, в т.ч. из сибирских регионов и Казахстана. На российском чемпионате для школьников, RoboCup-2016, четырнадцать (из 21-го) призовых мест завоевали томские команды. А на международном этапе этого чемпионата, в Германии, впервые Россию и Томскую область представляла команда школьников физико-технического лицея.
Важно, что мы продолжаем набирать обороты.
В этом году Томская область приняла участие в создании сети детских технопарков «Кванториум» в стране (до конца года их должно быть 20, а к 2020г. – в каждом регионе). Это – не просто центр обучения детей по самым современным программам (от робототехники до промышленного дизайна). Это – ресурсный центр, в котором молодежные команды смогут включаться в решение реальных технологических задач предприятий на основе конкурса проектов. Кроме того, в этом же здании откроется региональный «Музей науки и техники». Общие вложения из всех источников в этом году – превысят 200.0 млн.руб. на следующий год – запланировано еще 35.0 млн. рублей.
Особенность томского проекта и в том, что в нем в качестве наставников и инвесторов участвуют магистранты всех шести государственных университетов и промышленные партнеры.
Эта площадка должна стать базовой в системе сквозного сопровождения талантливых детей на всей территории области (причем, от их выявления до продвижения), которая включает:
• Два областных лицея – физико-технический и Светленский, цель которых – тиражирование лучших технологий гуманитарного и технического творчества детей.
• Пять томских школ, вошедших в рейтинги лучших школ России.
• Премии Губернатора, Мэра Томска и ректоров университетов лучшим выпускникам школ и абитуриентам.
• Корпоративные стипендии в высшей школе.
• С каждым годом растет популярность Форума молодых ученых (UNOVUS), где активно участвуют и школьники других стран, и российских регионов.
На фоне жесткой конкуренции за интеллектуальные ресурсы сегодня это направление становится определяющим в образовательной политике региона, включая меры государственной поддержки. И, не менее важно, что с каждым годом растет и участие бизнеса в развитии научно-технического образования детей.
Другое направление – подготовка рабочих кадров для передовых технологий.
В ноябре прошлого года Минтруд России утвердил список 50-ти наиболее востребованных и перспективных профессий на российском рынке труда. Среди них есть абсолютно новые специальности, которые ранее не звучали никогда. Назову лишь некоторые из них: мобильный робототехник; графический дизайнер; специалист по композитным материалам; оператор беспилотных летательных аппаратов.
В области – пока другие приоритеты.
В рамках проекта «ИНО Томск» по заказу ведущих компаний в 6-ти наших инновационных кластерах сформирован список из 44-х профессий: педагоги дошкольного и начального образования, терапевты, фармацевты, медицинские сестры, специалисты по информационной безопасности, судовождению, строительству, деревообработке.
Но, подготовка кадров ведется уже на основе разработанных совместно с бизнесом и утвержденных Правительством РФ профессиональных стандартов. Их внедрение началось в этом году, и до 2020 года – поэтапно должны присоединиться все отрасли экономики. Параллельно система профобразования, как и школы, переходит на образовательные стандарты (ФГОСы). Опыт внедрения образовательных стандартов в школах показал, что это весьма затратные мероприятия. И только за счет бюджетных средств задачу не решить. Поскольку только на замену оборудования в профтехобразовании ежегодно требуется не менее – 50.0 млн. рублей.
Сегодня почти половина областных колледжей (11 из 26) работают по системе практико-ориентированного (дуального) обучения. Кстати, таких регионов в стране всего 13-ть. И этим опытом мы можем гордиться!
А на фоне сокращения числа выпускников школ области, поступающих в томские университеты, конкурс среди абитуриентов областных техникумов и колледжей составил от 5 до 12-ти человек на место, включая такие профессии, как педагог, кондитер, фармацевт, слесарь КИПиА, специалист нефтегазового дела.
Напомню, теперь уровень профессионального мастерства выпускников оценивается не только по российским, но и по международным стандартам.
Ведь, оценка компетенций – обязательное условие при устройстве на любую работу. А подтвердить соответствие современным требованиям работодателя каждый специалист сможет, получив официальный документ – сертификат квалификаций. Для этого должна появиться система независимой оценки и сертификации, которая, к сожалению, у нас пока не работает, за исключением инициативы Ассоциации «Томские строители». Хотя, опыт такой есть во многих регионах. И нам надо его использовать. В этом, прежде всего, заинтересованы сами предприятия.
Растет конкуренция регионов и за участие в движении «World Skills» (или «Молодые профессионалы»). В области есть два студента наших техникумов – победители национального чемпионата-2016г. в компетенциях «прототипирование» и «кондитерское дело». Это – своего рода «знак качества» томского профессионального образования. Кстати, их имена уже внесены в российский банк данных способных детей.
Согласитесь, это имиджевый проект региона, который стоит продолжать и развивать! И нам надо найти средства для этого проекта в бюджете 2017-го года.
«Учительские» вопросы
Председатели городских и районных дум региона собрались в Законодательной Думе Томской области на заседание Координационного совета по местному самоуправлению. Главная тема – вопросы обеспечения системы образования педагогическими кадрами.
Обсуждения проходят на площадках Томского государственного педагогического университета и Губернаторского Светленского лицея. Заместитель Губернатора по социальной политике Чингис Акатаев рассказал председателям городских и районных дум о реализации комплексной программы «Педагогические кадры Томской области». Ректор ТГПУ Валерий Обухов – о роли и месте в этой программе томского Педуниверситета. В Светленском лицее начальник областного департамента образования Ирина Грабцевич провела панельную дискуссию «Требования к современному учителю».
Спикер областной думы Оксана Козловская обсудит с коллегами из районов основные направления взаимодействия Законодательной Думы Томской области с представительными органами местного самоуправления. Сенатор Владимир Кравченко расскажет председателям муниципальных дум о механизмах и формах взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации.
В работе Совета также принимают участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс, депутаты Государственной Думы, заместители Губернатора Томской области и председатели комитетов областного парламента.