Куда уходят деньги?

И в чём загадка северского бюджета?

Согласитесь, возможность прикоснуться к большому и славному делу участия в городском управлении не может не греть.

И в чём загадка северского бюджета?

Благо информации по данному направлению предостаточно. Только находи, вникай и не ленись. Единственная трудность – отсутствие справочных материалов. Например, в объёме, доводимом для каждого местного депутата. Те же пояснительные записки к тем или иным бюджетным тратам или разъяснения, отчего мы зарабатываем такую сумму, а не другую. Да и в самом опубликованном бюджете неподготовленному читателю разобраться очень даже непросто.

Словом, загадок весь опубликованный комплекс материалов о ходе городского бюджетного процесса хранит немало. И неплохо хотя бы их взять и разгадать. Не все, конечно, а только некоторые. Чем мы сейчас и займёмся.

Ничего не вижу...

Если расходы городского бюджета по тем же, к примеру, дорогам, и вызывают порой вопросы, то процесс зарабатывания средств, всё больше остаётся за кадром. Практика показывает, что и большая часть самих народных избранников жмут кнопки для голосования частенько вслепую. Думается, причины и в своеобразном понимании имеющихся у местной власти полномочий, и в самом содержании «доходных» разделов. Вспомним хотя бы радостные заявления даже умудрённых достаточным опытом депутатской работы народных избранников, отмечающих небывалые, на их взгляд, расходы, идущие на образование. Неужели они не ведают, что именно финансирование системы образования является одним из самых важных полномочий органов местного самоуправления? Мы же не отвечаем как необычное явление продавца в магазине, покупая, к примеру, хлеб? Или водителя, управляющего автобусом?

Именно в процессе изучении и, что немаловажно, всенародного обсуждения всего бюджетного процесса как на духу проявляются и городские перспективы, и текущие возможности. А, следовательно, и необходимые меры, которые следует принять. Не приняв их сегодня, останешься на бобах завтра. Столь грубые сравнения отнюдь не для красного словца. Благо, примеров на сей счёт более чем достаточно. Взять ту же систему теплоснабжения Северска или проблемы местного водоканала. Мы же, забывая об этом, фактически вручаем свою судьбу горстке чиновников финотдела.

Ничего не знаю

Возьмём для начала динамику изменений собственных доходов Северска. На первый взгляд всё понятно. Хочешь спокойно смотреть в завтрашний день – обеспечь хотя бы минимальный годовой рост налоговых поступлений. К сожалению, северским властям здесь похвастать нечем. Разве что щедрыми посулами от местного мэра и поддерживающих его областных руководителей. Статистика же более категорична. Возьмём за точку отсчёта итоги 2011 года. Первого «полного» года работы господина Шамина в должности северского мэра. И сравним их с некоторыми предварительными прошлогодними итогами. Исключительно по номиналу, без всякой тебе оглядки на инфляционные процессы.

Казалось бы, успех налицо. Доходы бюджета ЗАТО скакнули за это время более чем на треть. Вот только сам «скачок» произошёл исключительно благодаря росту одного единственного источника – безвозмездным поступлениям из федерального и областного бюджетов, которые за минувшее время они возросли почти на 70%.

В остальном картина не столь уж радужная. Так общая сумма собранных в городе доходов, оказавшихся в бюджете, уменьшилась почти на 15%. Слабым утешением для городских властей, думается, стала стагнация непосредственно всех налоговых поступлений. Они оказались практически на том же уровне. Причём сумма, полученная от налога на доходы физических лиц, сократилась более чем на 10%! Не помогли ни многочисленные индексации заработанной платы, ни мобилизующая роль всевозможных комиссий...

Ещё более тревожно воспринимается «ужимание» и «специфичность» самой налогооблагаемой базы. По некоторым подсчётам, её львиную долю составляют работники АО СХК вместе с дочерними организациями, а также служащие силовых структур, расположенных в Северске. По итогам 2016 года все они довольно приблизительной численностью в немногим больше 10 тысяч налогоплательщиков обеспечили 48% от общих поступлений. Несложно представить перспективу этих самых «поступлений» при дальнейшем «углублении оптимизационных процессов» на некогда мощном градообразующем предприятии. И возможной реализации вынашиваемых планов по уплате НДФЛ личного состава Росгвардии по месту дислокации её Главкомата. То есть в столице нашей Родины. Для справки – численность работников АО СХК на начало прошлого года составила 3514 человек. Напомню, семь лет назад там трудилось на 7874 человека больше.

Не самая лучшая новость для власти и в немалой доле отраслей, работники которых уплачивают НДФЛ, связанных исключительно с бюджетом. В Северске на них приходится почти половина поступлений «доходного налога». В результате налицо «перекладывание» бюджетных денег из одного кармана в другой. Что, согласитесь, мало сообразуется с ростом доходной части бюджета. И с каждым годом, как показывает статистика, процесс постепенного «проедания» бюджетного пирога становится всё более отчётливым. Причем речь идёт о налоге, удельный вес которого в структуре фактически поступивших налоговых и неналоговых доходов по итогам 2016 года составляет 60,3%!

На столь нерадостном фоне снижение на 7,9% поступлений от уплаты ЕНВД как-то даже теряются. Хотя именно этот показатель и характеризует степень развития предпринимательства в городе.

Можно услышать возражения. Мол, все эти показатели мало зависят от непосредственной работы северской власти. Тезис во многом спорный, но имеющий право на жизнь.

Но тогда что можно сказать о самой настоящей катастрофе в славном деле поступлений от так называемых неналоговых доходов?! За истекший период уменьшились почти в два раза! Это всё больше операции, связанные с муниципальным имуществом.

Ничего никому не скажу?

Между тем общая сумма распределяемых средств для повседневной жизни Северска далеко не самая маленькая. К примеру, в нынешнем году она составила 3 млрд 459 млн 412 тыс. рублей. И это далеко не окончательно. Впереди предстоят немало корректировок – уточнений, позволяющих увеличить её к концу года на пару-тройку сотен миллионов рублей. Кроме того, в северском бюджете не учтены расходы на здравоохранение, являющиеся прерогативой ФМБА. А это ещё, как минимум, миллиарда полтора рублей.

На что же идут все эти миллиарды рублей северского бюджета? Ответ на вопрос, в частности, может дать недавно принятый местной думой текст бюджета на 2018 год. Начнём, как водится, с расходов на содержание северской власти. И не по причине политиканства и популизма, а исключительно с учётом порядка размещения получателей средств в опубликованном тексте бюджета.

Как водится, открывает его Дума Северска. Ведь именно депутаты своим решением дают ему жизнь. Аппетиты народных избранников оценены в нынешнем году в 55 с лишним миллионов рублей.

Господин Шамин обойдётся в текущем году налогоплательщику несколько дороже – в 3,890 млн рублей против 3,448 млн в году предыдущем. Всего же на заработанную плату вместе с начисленными страховыми взносами планируется отрядить 40,2 млн рублей. Из 44 с лишним миллионов всей утверждённой народными избранниками суммы. Они пойдут на «обеспечение работы» заместителя председателя думы господина Власова и депутата думы госпожи Зубковой. И не только. А вместе со всеми работниками аппарата городского представительного органа. Не исключено, по данной статье проводятся выплаты и иным лицам. Общее число всех получателей в тексте бюджета не указано.

Почём нынче мэры?

Но, как известно, не хлебом единым жив человек. И Северская дума не исключение. Бюджет предполагает и иные, кроме, зарплатных, статьи расходов. Так, на информационное обеспечение планируется потратить 4,823 млн рублей. Немногим меньше, около 4 млн рублей, уйдёт на всевозможные, выражаясь казённым языком бюджетных составителей, «закупки товаров, работ и услуг». Что входит в столь замысловатый «перечень», узнать также не удалось.

Остался ещё один вопрос – а насколько велики и обоснованы подобные траты? Особенно в наше время не самой лучшей финансовой обеспеченности и обилием обязательств власти по своим полномочиям. Ведь наверняка найдётся гражданин, который заявит, что на его взгляд, лучше средства сделать ремонт в детском саду, чем к примеру, содержать депутата городской думы, работающей на постоянной основе, госпожу Зубкову. А ведь это почти 2 млн рублей!

Что касается обоснованности бюджетных расходов, то они стали законом после принятия соответствующего решения местными депутатами. И подписью северского мэра. Следовательно, и поясняющие вопросы исключительно к ним.

Ну, а ответ на вопрос, насколько они велики, лучше, на мой взгляд, искать в сравнении с подобными тратами у наших соседей из других ЗАТО системы Росатома. Исключительно за аналогичные периоды. Здесь, как показывают результаты анализа, северская власть показывает самое настоящее «движение вверх». К примеру, мэр Железногорска, города и по бюджетным параметрам, и по населению, и по климатическим условиям наиболее близкого к Северску, «обходится» в 1,536 млн рублей. Примерно на столько же «тянут» расходы в Зеленогорске. В Сарове, Снежинске и Новоуральске они несколько выше – соответственно 2,4 млн, 2,3 и 2,95 млн рублей.

Уступают, и порой значительно, расходы и по статье думского содержания. К примеру, в том же Железногорске это 11,5 млн рублей. Столько же потратят в Новоуральске. Чуть больше, 15 с небольшим млн, в Снежинске. Ну, а зеленогорский парламент и вовсе не дотянет даже до отметки в 10 млн рублей!

И, в заключение, на все бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за год северские депутаты определились в нынешнем году потратить 41,639 млн рублей. Аккурат на 10 миллионов рубликов меньше, нежели годовое содержание северского представительского органа с господином Шаминым во главе...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру