Суд против ОНФ

Томский арбитраж вынес решение в пользу коммерсантов, а не людей

Напомним, мы уже не раз писали о проблемах жителей села Зоркальцево, которые протестовали против соседства с заводом по производству асфальта ООО «ЗСМ Беформ».

Томский арбитраж вынес решение в пользу коммерсантов, а не людей
В непосредственной близости от жилой зоны находится якобы «временное» сооружение, которое «может быть легко демонтировано, и у него нет капитального фундамента»

Он вольготно расположился рядом с их домами, отравляя продуктами своей деятельности их и без того не очень радостную жизнь. В итоге в адрес владельцев предприятия последовал иск в суд со стороны администрации Зоркальцевского сельского поселения, в котором чиновники потребовали снести завод как самострой. Вмешалась и прокуратура, которая приостановила работу предприятия из-за наличия вредных выбросов. Но что же изменилось на практике?

Дело «замяли»

Увы, прокуратура сняла все свои претензии, а суд администрацией Зоркальцевского поселения был проигран, причем по совершенно абсурдным основаниям. Так что завод по производству асфальта работает как ни в чем не бывало, и будет работать дальше. Но обо всем по порядку.

Три года назад жители Зоркальцева заметили, что у них в селе, где было расположено предприятие ООО «Завод строительных материалов «Беформ», появилась новая производственная площадка. Рабочие начали монтировать там оборудование. Как позже оказалось, там сооружали мощности для завода по производству асфальта. Между тем о строительстве нового завода местные жители были попросту не извещены. Несмотря на начатое строительство по периметру не было ограждения, у объекта отсутствовал паспорт. Будущий завод просто прирос площадями к действующему предприятию, где выпускали тротуарную плитку, расположившись всего в нескольких десятках метров от жилых домов. Между тем по закону санитарно-защитная зона промышленной площадки, где будет размещено производство бетона, гипса, асфальта должна быть не менее 300 метров, до жилой зоны.

Сельчане сразу же начали жаловаться в путинский ОНФ на шум и вредные выбросы, а так же в свою администрацию, прокуратуру. Об этом вышло несколько сюжетов на телевидении, и в печатных СМИ, после чего началась проверка со стороны областной прокуратуры и местного Госстройнадзора.

Первый иск в суд

В ходе проведения первой проверки было установлено, что в Зоркальцево предприятием ООО «ЗСМ «Беформ» на основании договора аренды земельного участка, заключенного с некой Надеждой Ерохиной, было организовано строительство асфальтового завода, который состоит из асфальтосмесительной установки, включая кабину операторной, склада емкостей для битума, склада инертных материалов, весовой, эстакады для подачи инертных материалов. На основании этого был составлен протокол об административном правонарушении, а материалы дела направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении компании к административной ответственности. Казалось бы, это дело явно выигрышное – строительство асфальтового завода будет приостановлено. Увы, суд отказал инспекции в удовлетворении иска. Причем на основании того, что владельцы компании предоставили отзыв, в котором написали, что указанная установка не является объектом капитального строительства (!), а всего лишь обычным оборудованием, в связи с чем у заявителя отсутствует необходимость в получении разрешения на строительство. Дескать, сооружение-то якобы «временное», может быть легко демонтировано, и у него нет капитального фундамента. Попытки обжаловать решение ничего не дали.

Второй иск в суд

В сентябре прошлого года администрация Зоркальцевского сельского поселения подала новый иск против ООО «ЗСМ Беформ». В нем асфальтобетонный завод, который незаконно построили вблизи домов, требовали признать самовольной постройкой, подлежащей сносу. Прокуратура отделалась только штрафными санкциями за нарушение правил охраны атмосферного воздуха. Ранее на заводе должны были провести инвентаризацию выбросов и разработать проект норматива предельно допустимых выбросов, но было ли это сделано – неизвестно. Как мы помним, выбросы вредных веществ в атмосферу, осуществляемые заводом, превышали предельно допустимые нормы, и в 1,5 раза был превышен уровень шума в ближайших к заводу жилых домах. Требования о приостановке работы предприятия прокуратурой были впоследствии сняты, так как завод «закрылся на зиму».

Для разрешения вопроса – признавать ли объект самовольной постройкой – была назначена судебная экспертиза со стороны ТГАСУ. Вывод приглашенного эксперта Геннадия Шмидта со стороны университета был удивительным – он рассказал на суде, что «объект не входит в перечень объектов недвижимости», а все агрегаты и другое оборудование асфальтосмесительной установки не имеют прочной связи с землей и легко могут быть демонтированы, то есть не являются капитальными строениями. Сама установка состоит из нескольких агрегатов, установленных на отдельные опорные железобетонные подушки, которые не имеют заглублений. В качестве довода привели и выписку из реестра некапитальных объектов Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 29.07.2016, в которой было сказано, что асфальтосмесительная установка не является объектом недвижимости.

Как видим, были почти дословно повторены все те доводы, которые были озвучены на процессах в 2016–2017 годы когда «Беформ» судился с Госстройнадзором. Поэтому вердикт суда 28 февраля этого года, в общем-то, был ожидаемым, поскольку в материалах дела якобы «отсутствовали доказательства отнесения асфальтового завода к недвижимому имуществу». Суд не нашел оснований отнести конструкции завода и к объектам капитального строительства. Поэтому оснований для применения статьи 222 ГК РФ, признания объекта самовольной постройкой, и последующего сноса не было усмотрено.

Вы не поверите, но суд отказал в иске администрации поселения даже несмотря на то, что Госстройнадзор привел доводы о том, что сооружение в Зоркальцеве имеет наземную и надземную части, которые состоят из несущих конструкций, а сам асфальтовый завод не является передвижным или полустационарным, не является также временным или сезонным, не является мобильным. Судья не принял аргументы о том, что асфальтосмесительная установка была смонтирована на монолитных железобетонных фундаментах, и ее точно было нельзя перенести в другое место в короткий срок. Будет ли решение обжаловано – неизвестно, но скорее всего, нет.

Не помогло и вмешательство общественности, несмотря на то, что проблемой самостроя в Зоркальцево все последние два года занимался томский ОНФ, который не раз поднимал эту тему на своих собраниях, писал запросы и заявления, ни на что это не повлияло.

Секрет успеха

Итак, прошло уже три судебных процесса, и все из них владельцы «Беформа» выиграли, несмотря на явную шаткость своих позиций. Получается, что теперь все заводы в России можно признать «временными объектами», «не капитальными строениями», которые могут быть «легко демонтируемыми» и перевезенными в другие места. Абсурдная логика, которая явно противоречит окружающей действительности. Почему же судьи раз за разом выносят именно такие решения, а прокуратура с местными чиновниками «ну совсем ничего не могут сделать»?

Формально директором ООО «Завод строительных материалов «Беформ», как и ООО «ТомскПромСтрой», является томский бизнесмен Глеб Ерохин. Официальным владельцем завода строительных материалов «Беформ» и «ТомскПромСтрой» – является местный бизнесмен Лаэрт Врежович Маргарян. По нашей информации, и Ерохин и Маргарян – люди непростые, близкие к некоторым влиятельным лицам из администрации Виктора Кресса. Как мы уже знаем, завод «Беформ» занимается выпуском и укладкой тротуарной плитки, стеновых блоков, бетона, железобетона, плюс дорожные работы и благоустройство. Компания «ТомскПромСтрой», – это строительством жилых зданий и ремонтом дорог. Она выиграла ряд крупных тендеров от областной администрации в этом направлении. Поэтому свой асфальтовый завод бизнесменам позарез как нужен, чтобы экономить деньги, полученные от подрядов на ремонт областных дорог. Поэтому-то все попытки закрыть завод, или перенести его на новое место и закончились неудачей...

Томские путинцы руки опускать не намерены

– У нас сразу вызвало беспокойство снятие требований о приостановке деятельности предприятия, поскольку данное решение дает основание заводу с апреля следующего года снова работать без документов, – прокомментировал ситуацию активист томского ОНФ Сергей Жабин, который уже два года занимается проблемой жителей Зоркальцево. – Для того, чтобы жители опять не мучились от шума и выбросов на протяжении восьми месяцев, сразу с началом возобновления работ завода весной необходимо провести исследования, сделать повторные замеры по уровню шума и вредных загрязнений по границе асфальтобетонного завода. И начинать все сначала, но уже в другом русле.

– Получается, что раз асфальтобетонная установка по закону не является объектом недвижимости, то и разрешения на его строительство не требуется, – говорит он, – аналогичной ситуацией столкнулись жители деревни Кузовлево, где уже в течение года через дорогу от их домов действует асфальтовый завод. И, конечно же, необходимо вносить изменения в соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне. Данное предложение мы уже озвучивали на Форуме Действий ОНФ «Россия, устремленная в будущее», который прошел в Москве 18 и 19 декабря, будем заниматься этим вопросом и дальше.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру