Павел Коган: "Искусство поднимает нас над реальностью"

На прошедшей неделе томичи стали свидетелями крупного культурного события: в нашем городе в рамках Всероссийского гастрольного тура с концертом выступил Московский государственный симфонический оркестр под управлением Павла Когана. В этом году оркестру исполняется 75 лет – коллектив был создан в 1943 году!

Павел Коган: "Искусство поднимает нас над реальностью"

С 1 октября по 4 ноября 2018 года оркестр впервые совершает масштабный тур по России.

Музыканты решили разделить радость юбилея вместе с многочисленными их поклонниками: гастрольный тур продолжится больше месяца, и в разных городах России к 4 ноября будет дано 35-36 концертов.

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана пользуется заслуженной популярностью у слушателей не только благодаря высочайшему исполнительскому уровню, но и интересным программам.

Оркестр всегда отличался своей мобильностью — умением быстро осваивать репертуар, и, в совершенстве владея разными стилистическими манерами, мастерски его

интерпретировать. МГАСО - один из старейших отечественных симфонических коллективов, в его составе играют талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов, бережно хранящие традиции русской исполнительской школы. Сам художественный руководитель и главный дирижер - Павел КОГАН - один из ярких представителей великой музыкальной семьи.

Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения этот оркестр заслужил уважение и любовь слушателей как в нашей стране, так и за рубежом: помимо концертов на самых престижных площадках страны и мира, коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями.

Программу томского концерта открыла Симфония № 7 Людвига ван Бетховена. В симфонии, созданной композитором в один из самых тяжелых моментов жизни, запечатлен образ народной мощи, апофеоз человеческого духа, предвосхитивший знаменитый финал «Обнимитесь, миллионы!».

Совсем другим - раскаленным и трагическим - мироощущением проникнута Симфония № 4 И. Брамса. Известный немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер увидел в ней «Образ неумолимой судьбы, безжалостно влекущей к гибели то ли человеческую личность, то ли целый народ».

...Перед концертом художественный руководитель и главный дирижёр оркестра народный артист России Павел Коган встретился с томскими журналистами.

– Павел Леонидович, мы уже знаем, что выступлениям оркестра в рамках гастрольного тура аплодировали города Поволжья, Урала, Сибири. В ряде городов звучала русская программа, а в Томске – Бетховен и Брамс. Почему?

– Для гастролей мы предложили две программы, русская – она была в некоторых городах нашего тура, другая – западно-европейская. Выбор Томской филармонии – программа из произведений величайших композиторов. 7-я симфония Бетховена и 4-я Брамса. Репертуарный выбор мой, как художественного руководителя. Программы представляют достаточно широкий спектр исполнительских возможностей оркестра и выявляют с одной стороны, лучшие качества величайшей зарубежной музыки и музыки русской, а с другой стороны, показывают и лучшие качества коллектива.

– В вашем оркестре столько много молодых лиц! Как принимаете в свой коллектив? Есть традиции?

– К нам приходят люди, настоящие профессионалы своего дела, люди, которые достойны работы и выступлений в таком традиционном коллективе, как Московский симфонический академический оркестр, которому исполнилось 75 лет. Это всё-таки солидная дата для России, российского музыкального коллектива.

Возраст музыкантов здесь – не только преимущество, но и плюс: они уже многое умеют, многое могут, и в то же время молоды, полны сил, могут всецело и полностью отдаваться работе в оркестре, выступлениям.

Представьте, какие сложности переживают музыканты даже в этом турне: 20 городов за 35-36 дней – все знаете размеры нашей страны! И молодые, полные сил люди должны полностью отдаваться выступлениям.

– Визитной карточкой вашего оркестра являются монографические циклы полных собраний симфонических величайших композиторов. Как родилась идея этих циклов?

– Что касается принципа исполнения монографических циклов, то, когда я пришёл художественным руководителем в оркестр, мне хотелось исполнить как можно больше, расширить репертуар, чтобы раздвинуть рамки восприятия и слушателей, и музыкантов. И так получилось, что мы сыграли десятки циклов, я не буду называть все. Это и Бетховен, и Брамс, и Скрябин, и Сибелиус, и Дворжак, и Чайковский, и Шостакович, и Прокофьев, и Рахманинов, и Мендельсон и так далее, и так далее, и Малер.

– О творчестве Малера можно более подробно? В одном из интервью вы сказали, что каждый человек должен хоть раз в жизни услышать Малера...

– Что касается Малера – это особый разговор, особая статья. До середины ХХ века творчество Малера практически не было известно в нашей стране. И человек, который стал открывать Малера в середине 1960-х годов, – выдающийся музыкант и дирижёр покойный ныне Кирилл Кондрашин. Отдельные произведения Малера исполнил Евгений Светланов с Государственным Большим симфоническим оркестром.

Кроме нашего оркестра планомерно творчество Малера никто не представил.

Что касается музыки Малера. Да, восприятие музыки субъективно, потому что его произведения собирательные. Это Вселенная: в ней и любовь, и ненависть, и природа... Есть книга интересная, автор – женщина-музыковед, она составила топ композиторов, где и Бетховен, и Чайковский, а над всеми над ними – Малер.

– Дирижёр – своего рода капитан корабля, как увлечь за собой оркестр?

– Дирижёр должен обладать определённым и музыкантским, и человеческим авторитетом, чтобы люди пошли за ним и поверили ему. Да, дирижёр позиционируется изначально как руководитель, как начальник, но начальник особенный: в творчестве невозможно накричать, ударить кулаком по столу, потребовать результата... Так выдающегося результата не добиться! Нужно найти определенного рода творческую сцепку, творческий контакт, чтобы музыканты оркестра пошли за дирижёром, безгранично доверяя его вкусу, его опыту, его знаниям, его видению. И тогда рождается интерпретация, конечно, интерпретация дирижёра, которой подвластны все музыканты оркестра. Но самый верх управления и руководства, – это когда каждый из 100 оркестрантов уверен, что интерпретация, которая вечером звучит в исполнении оркестра, – его собственная.

– Продолжим тему дирижёра: и Владимир Маяковский, и Давид Самойлов определяли фигуру дирижёра как трагическую. У Самойлова есть даже в стихах – смерть дирижёра...

– Не согласен с тем, что фигура дирижёра вызывает только трагические ассоциации. Дирижёр – многогранная и многоликая фигура, весь спектр – и радость, и трагедия, и более глубокие, и менее глубокие чувства...

– В вашей жизни были драматические моменты, когда вы помимо карьеры солирующего скрипача захотели еще и быть дирижёром? Вам единственному разрешили учиться по двум специальностям в консерватории. Можно подробнее об этом?

– У меня этот процесс проходил незаметно, я с детства мечтал стать дирижёром, обычно музыканты позже приходят к этой мысли... Да, одновременно учиться на двух специальностях в консерватории было сложно, но профессура тех лет, надо отдать должное, хорошо умела отделять зёрна от плевел: если видела задатки способностей и перспективу, то всегда поддерживала человека, не затаптывала.

– Может быть, имя помогло?

– Имя помогает только на первых порах, помогает сделать первый шаг, а затем нужно самому работать...

– Вы много и плодотворно работаете с ведущими оркестрами Европы и мира. С какими мыслями возвращаетесь в свой оркестр, возникает ли желание менять что-то в сувом оркестре, или вы возвращаетесь туда как втихую гавань?

– Каждый здравомыслящий человек должен учиться всегда и всю жизнь. Все что видишь и слышишь лучшее – стараешься вобрать в себя. По-разному – когда видишь лучшее – хочешь добиться лучшего у себя. Когда видишь достижения своих коллег – всегда стремишься поднять и воплотить у себя самые смелые проекты и желания.

Оркестр с 2007 года сработает в содружестве с Фондом президентских грантов. И юбилейный тур, проходящий в разных городах страны от Москвы до Владивостока, взял старт три года назад: началась планомерная подготовка и работа с региональными филармониями по согласованию планов – руководители оркестра могли дать возможность выбрать даты выступлений, программы концертов. Огромную поддержку оказало Министерство культуры РФ, заверив коллектив в том, что будет оказана всемерная поддержка тура, и принимающие города тоже приняли посильное участие в поддержке юбилейного турне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру