Музыка, которую ждут...

В конце октября Томская областная филармония представила публике художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Михаила Грановского.

Музыка, которую ждут...

28 октября оркестр под его руководством дал первый, инаугурационный, по меткому замечанию Алексея Устинова, концерт.

Предваряя эту музыкальную премьеру, Михаил Грановский встретился с журналистами. Главный редактор известного и авторитетного издания «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов представил маэстро публике:

– Эта встреча организована для публики, которая хочет знать, «что у дирижера в чемодане» и что стоит за его сценическим образом. Хочется надеяться, что эта встреча будет не последней, и надо подумать над тем, чтобы такие встречи маэстро с публикой проходили на постоянной основе.

Сейчас в России идет смена дирижерских поколений. Это довольно активный процесс. Есть маэстро, которые руководят коллективами около 40 лет. Рекордсменами по руководству симфоническим оркестром были два музыканта – это недалеко от вас живший Арнольд Михайлович Кац (53 или 54 года руководства) и Евгений Александрович Мравинский, который 50 лет руководил оркестром. Некоторые дирижеры приближаются к 40 годам и больше. В европейской практике такое невозможно. Но в России, поскольку мы находимся между Азией и Европой, у нас происходит «смешение жанров»: либо дирижеры меняются раз в два года, либо по 50 лет занимают пост руководителя.

Погружение в музыку

Андрей Устинов:

– В музыкальной практике и в жизни филармонии главный коллектив это все-таки симфонический оркестр. Это очень важно и правильно. <...> И если это понимается, то совершено логично, что первый абонемент Томской филармонии назван «Главный представляет...».

Оркестр в этом году возглавил Михаил Грановский, которого я знаю много лет и очень горжусь этим. Мы вместе делали один из серьезных проектов в Екатеринбурге, посвященный нашей газете («Музыкальное обозрение» – прим. ред.). Мне очень импонировало, как Михаил Грановской подходил к подбору репертуара. Глубокое понимание материала и отношение к работе – отличительные черты маэстро. С таким же подходом он относится к своей профессии и работе с оркестром.

– Первый вопрос, который хочется задать маэстро: каковы ваши первые впечатления об оркестровом звучании?

Михаил Грановский:

– Абонемент главного дирижера 2018/19 сезона, который дирижирует в Большом зале филармонии, только один – это только 4 концерта, все остальное – это либо органный зал, либо заграничные маэстро, либо киномузыка и сказки с оркестром. Этого мало для оркестра, который должен играть прежде всего симфоническую музыку. Поэтому я надеюсь, что со следующего сезона мы немного поменяем акценты. Надеюсь, что мы будем больше играть в Большом концертном зале – я бы этого очень хотел. Чтобы был не один абонемент с симфоническим оркестром, а как минимум три абонемента именно в Большом концертном зале.

Органный зал, который все прекрасно знают, на данный момент акустически не может в полной мере вместить в себя сочинения романтической музыки и музыки ХХ века. Это прекрасный зал, совершенно роскошное место – входя в него, настраиваешься на высокий стиль, и глаз радуется. Замечательный зал, но есть акустические проблемы. Так же, как есть акустические проблемы и в нашем Большом зале. Но это, я думаю, вопрос неотдаленного будущего.

А.У.: Реконструкция зала в плане акустики – очень дорогостоящее предприятие. Вариантов таких решений несколько. И все это будет стоить достаточно дорого – не менее 1 млн долларов. Хотелось бы, чтобы Михаил Григорьевич рассказал о тех изменениях, которые коснутся симфонического оркестра.

М. Г.: Я думаю, что прежде всего это расширение академического репертуара. Хочу, чтобы один абонемент мы назвали (он пока находится на стадии формирования) – «Национальные культуры», потому что мы живем в век глобализации, когда стираются границы и все могут всё: американцы могут играть русскую музыку, русские могут играть музыку разных народов. Я приветствую в наше время фестивали, посвященные национальной симфонической культуре: румынские, венгерские, чешские, польские... Я вижу в этом интерес и, надеюсь, это будет интересно публике. Важно и нужно играть музыку разного времени, разных авторов, они будут объединены своими национальными рамками и национальной принадлежностью. Это один вектор.

А.У.: Я хочу добавить, что этот вектор отражает и европейскую репертуарную политику – примером служит фестиваль, посвященный юбилею Кшиштофа Пендерецкого в Польше. В первом концерте будет исполнена венгерская музыка, во втором – чешская музыка. События развиваются в том же контексте. Это мейнстрим репертуарной политики многих европейских симфонических оркестров.

Время диктует новации

М.Г.: Вообще хочу сказать, что при подходе к репертуару для меня примером был всегда Геннадий Рождественский – мой педагог, у которого я учился в консерватории. И уже сейчас я могу сказать, что заключительный концерт закрытия сезона 6 июня я посвящаю Геннадию Рождественскому и по этому случаю пригласил и (надеюсь, что они приедут) его супругу и Александр Рождественский, скрипач. Это не будет концерт памяти, это будет концерт из произведений и музыки, которые Рождественский любил: английская и русская (Шнитке, Денисов) музыка. Не буду раскрывать всех секретов – будет интересно.

Я хочу сказать, что в наше время помимо Рождественского для меня авторитетом в области репертуарной политики оркестра является Владимир Юровский. Это главный дирижер Госоркестра, также главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и многих других коллективов. Юровский и Михаил Плетнев – это два дирижера, которых я безмерно уважаю. Мне нравится идея Юровского объединять классические произведения с современными через какую-то нить, когда есть точки соприкосновения, они могут быть совершенно различные, эти авторы могли друг друга и не знать. Но связь несмотря на это прослеживается либо через литературные образы, либо через другие аспекты, но не признать этого нельзя. Юровский очень много играет современной музыки, он дает жизнь современной музыке. И предваряя наш концерт 11 ноября, не могу не сказать, что я подписался от имени Томского оркестра в проект «Другое пространство» (не без легкой руки Андрея Алексеевича Устинова). Это проект Московской филармонии – фестиваль, который в этом году отмечает уже 6 лет. Впервые в этом году они задумали и провели конкурс среди молодых композиторов на сочинение музыки от 8 до 12 минут для симфонического оркестра. И сначала композиторское жюри выбрало 17 партитур, а потом дирижерское жюри во главе с Владимиром Юровским (и все те дирижеры, которые изъявили желание участвовать в этом проекте) – мы отбирали из этих партитур (мне их прислали на почту в электронном виде) то, что каждому близко, с тем чтобы уже в этом году исполнить это сочинение. Молодые композиторы получают возможность исполнения их музыки – дело во главе угла. Это большая редкость – чтобы музыка молодых композиторов исполнялась.

А. У.: Есть еще идеи о фестивальной и конкурсной компоненте? Это очень важно для оркестра и филармонии. Ведь рядом проходит фестиваль «ТРАНССИБ». Я знаю, что прошли переговоры и будет какое-то взаимодействие?

М. Г.: Будем надеяться. Я предложил оркестру вовлекать музыкантов в камерные программы, чтобы каждый из них играл камерную музыку. Лучше всего начинать с венских классиков – Гайдн, Моцарт. Во-первых, на этой музыке искусство музыканта-инструменталиста будет расти. Это очень серьезный момент – для общего оркестрового дела это нам важно. Во-вторых, это хорошо для публики – у нас не так много играется классической камерной музыки. А тут они будут играть и дуэты, и терцеты, и квартеты, и секстеты. И нонеты – приветствую такое исполнение. Такая задача – исполнение камерной музыки – поставлена перед оркестром. Надеюсь, руководство филармонии пойдет навстречу.

– Это отдельные концерты или в рамках имеющегося репертуара?

М. Г.: Мы будем использовать все возможности и в рамках общих выступлений и в ключе отдельных концертов. Произойдут дополнения в уже подготовленные концертные программы.

А. У.: В Московской филармонии такая деятельность идет давно. Сами музыканты составляют такие программы, помимо тех концертов, которые планирует филармония. Во-первых, это увеличивает авторитет самой филармонии. Во-вторых, это сближает музыканта с аудиторией самым тесным образом – на сцене камерного зала Московской филармонии могут работать не более 8 музыкантов. Создается особая, камерная, доверительная атмосфера. Развивается мастерство оркестрантов. В-третьих, привезти сюда камерные коллективы – это дорого очень. Публика с трудом возвращается в камерное музицирование. Этот процесс сейчас получает второе дыхание.

Юбилей Эдисона Денисова

Наталия Чабовская, директор Томкой филармонии:

– Есть проекты, которые реализуются уже несколько лет в Томской филармонии. Активно работает в сотрудничестве с нами Томский музыкальный колледж. 2019 год пройдет в Томске под именем нашего земляка – мы будем отмечать 90-летие Эдисона Васильевича Денисова. И Михаил Григорьевич активно включился в эти процессы. Мы хотели бы, чтобы прошел форум, сейчас мы к этому готовимся. И в апреле, 14-го числа, пройдет концерт в Большом концертном зале, посвященный юбилею композитора. Михаил Григорьевич расскажет, что мы хотим предложить томской публике.

М.Г.: Да, я расскажу о программе, которую мы готовим к этой дате. Мне хотелось, чтобы творчество Денисова было представлено как можно более широко, чтобы прозвучало сочинение его педагога Виссариона Шебалина, поскольку Денисов учился у него в консерватории. Мы откроем концерт 14 апреля Сюитой вальсов Шуберт-Денисов, затем прозвучит Шебалин (концертино для скрипки и струнного оркестра) и следующее из сочинений Денисова – камерная симфония для альта, клавесина и струнных. Оба этих произведения исполнит внук Денисова – Федор Рудин. Затем в первом отделении я хотел бы, чтобы прозвучали сочинения последователей Денисова, и поэтому мы планируем исполнить сочинения Юрия Каспарова «Линкос», секвенция для оркестра, и произведение Дмитрия Смирнова «Космическая Одиссея для большого симфонического оркестра». Второе отделение – это Дебюсси, поскольку Денисов очень любил этого композитора, будет исполнена увертюра к опере «Родриго и Химена», которую оркестровал Денисов. Прозвучит ранний вокальный цикл «Твой облик милый...» на стихи Пушкина для тенора с оркестром. И закончим этот концерт Kirie для хора и оркестра, заказанное композитору Баховским фестивалем из Штутгарта к юбилею Моцарта. Начинает звучать Kirie Моцарта и минуты две вас не покидает это ощущение погружения в романтическую канву, но современная жизнь накладывает свой отпечаток и в конце слушателей встречает просветление, которым мы и хотим закончить предстоящий апрельский концерт.

Планов у художественного руководителя и главного дирижера много. Предстоит плодотворная и многотрудная работа с оркестром. А на концерте 11 ноября Томским Академическим симфоническим оркестром впервые в мире будет исполнен «Concertando» для фортепиано с оркестром Алексея Чернакова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру