Томск в ряду мировых премьер

Томским Академическим симфоническим оркестром впервые было исполнено Concertando для фортепиано с оркестром Алексея Чернакова

Перед концертом с журналистами и публикой встретились маэстро Грановский и виновник торжества, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат молодежной премии «Триумф» Алексей Чернаков.

Томским Академическим симфоническим оркестром  впервые было исполнено Concertando для фортепиано с оркестром Алексея Чернакова

Премьера прошла в рамках проекта «Другое пространство», в котором молодым композиторам был дан шанс на исполнение их произведений симфоническими оркестрами в филармониях страны. Всероссийский фестиваль-конкурс сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра проводится при поддержке Фонда президентских грантов.

– Лучшие партитуры были отобраны дирижерами, – рассказал Михаил Грановский. – я вошел в жюри этого конкурса и, когда получил по почте все 17 партитур, выбрал сочинение Алексея Чернакова. Он автоматически становится победителем этого конкурса, так же, как стали победителями и некоторые другие композиторы, произведения которых отобрали другие дирижеры. Съемочная группа Московской филармонии снимает премьеру, чтобы все произведения, прозвучавшие в рамках конкурса, были размещены на сайте Московской филармонии, на сайте «Другого пространства».

– Хочется спросить и Михаила Григорьевича, и Алексея о проекте «Другое пространство». Михаил Григорьевич презентовал нам этот проект ранее. Каждый год команда новых музыкантов подает заявки для участия в конкурсе или возможно повторное участие молодых композиторов?

М.Г.: Конкурс проводится впервые, хотя сам проект существует шестой год. Пока нет полной информации по условиям участия в нем, но совершено точно – такой конкурс будет продолжен.

А.Ч.: Я от себя могу добавить, что это потрясающая инициатива. Композиторы долгое время были лишены государственной поддержки. А как известно, все часто упирается в финансы. Одно дело – написать произведение. И совсем другое – предложить его большому оркестру. Здорово, что Фонд президентских грантов поддержал эту инициативу Московской филармонии и стало возможным исполнение произведений молодых композиторов. Я надеюсь, что этот процесс будет продолжаться. Очень хорошая идея, и правильная.

– У вас в этом году две премьеры. Первая - одноактная опера «Вещий сон». Мы вас поздравляем. Я слышала очень хорошие отзывы о ней. Хотели бы вы, чтобы она еще прозвучала? У нас в Томске такой опыт есть: была поставлена опера «Иван-солдат» – дипломная работа Эдисона Денисова. Это было похоже на авантюрный роман, закончилось всё великолепно. Как у вас решается этот вопрос? Где ее можно услышать и увидеть еще?

– Я очень счастлив, что премьерное концертно-театральное исполнение прошло в Большом концертном зале филармонии. Это событие было приурочено к 150-летнему юбилею Московской консерватории. Проходил конкурс. Так получилось, что я стал одним из его победителей. И по итогам его состоялось исполнение на консерваторской сцене. Но, конечно, хочется, чтобы опера была поставлена в театре. И... будем работать над этим.

– Вопрос к обоим нашим героям: как быстро в процессе репетиций оркестр и Алексей нашли взаимопонимание?

М.Г.: С первой репетиции с солистом это произошло. Мне кажется, что Алексей человек оркестровый. И мало того, что он мыслить по-оркестровому, в его игре я слышу композитора, который понимает оркестр. Что самое приятное: подходили музыканты и высказывали свое отношение к работе и музыке композитора. Очень хочется, чтобы таких мировых премьер в Томске было больше, чтобы для нас в конечном итоге писали как молодые композиторы, так и мэтры. Я бы сделал все для того, чтобы наш оркестр был в ряду тех коллективов, которые исполняют впервые сочинения композиторов.

- Раз уж нам выпала такая удача – встреча с живым композитором, - хочется адресовать свой вопрос Алексею Чернакову. Ученик Э.Денисова профессор Юрий Каспаров отмечал, что для Денисова связь математики с творчеством и культурой (а он окончил мехмат Томского государственного университета) дала мощный толчок написанию музыки. А как в вас композиторское начало проснулось? Поскольку джазовая составляющая у вас мощная – мы знаем, вы стали финалистом телевизионного проекта на канале «Культура».

– Я сочинял с детства. Просто интерес был именно к академической музыке. Джазовая музыка в какой-то сфере продолжает меня интересовать, но пришел я к композиции через импровизацию, по сути. Хотя это совершено разные явления: одно дело – когда музыка записана, и другое – когда она рождается сиюминутно. Важно, что одно другому помогает, на мой взгляд. Навык импровизации композитору может помочь...

Премьера состоялась. Исполнение произведения молодого композитора нашло горячий отклик у томской публики. Но что еще более важно – это надежда вновь увидеть на сцене томской филармонии молодых композиторов проекта «Другое пространство» и возможность познакомиться с новым современным взглядом на композиторское и исполнительское прочтение произведений завтрашнего дня...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру