Вечерний кофе с дирижером

Михаил Грановский о филармонии, оркестре и планах

11 декабря в филармонии впервые в новом формате прошла встреча журналистов с художественным руководителем и главным дирижером Томского симфонического оркестра Михаилом Грановским.

Михаил Грановский о филармонии, оркестре и планах

Гостиная «Вечерний кофе» – возьму на себя смелость назвать эту встречу именно так – располагает к неформальному общению. На приглашение к разговору с интересом откликнулись представители телевидения и радио, печатных СМИ и порталов, блогеры.

Формальным поводом для встречи стала первая веха в томской части творческой биографии Михаила Грановского – 100 дней его работы в качестве руководителя главного коллектива филармонии – симфонического оркестра. Такой небольшой временной отрезок вместил в себя много событий, встреч и концертов. 14 новых концертных программ было исполнено на сценах Большого концертного и Органного залов филармонии. За этим сухим статистическим показателем стоит знакомство главного дирижера с возможностями концертных площадок, подбор репертуара, планомерные и масштабные репетиции с оркестром. За короткий срок проделана большая работа, и результаты достигнуты впечатляющие.

Разговор пошел о предстоящем концерте оркестра. Михаил Грановский предлагает вниманию любителей симфонической музыки произведения, которые звучали в Томске или почти 30 лет назад, или будут исполнены 15 декабря впервые: 14-я симфония и «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича, во втором отделении прозвучит Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга. Выбор исполняемых произведений не случаен. Шостакович и Вайнберг были дружны, и Дмитрий Шостакович очень ценил талант Вайнберга. Мечислав Вайнберг написал Симфониетту в 1960 году, Шостакович закончил работу над 14-й симфонией в 1969-м. Оба произведения явились своеобразным итогом, переосмыслением жизни каждым из композиторов. В 2019 году будет отмечаться столетие Вайнберга, и Томская филармония первой в стране начинает исполнять его произведения в честь юбилея композитора.

– Сто дней работы были очень насыщенными. Я провел их не только в Томске, но и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, и в Новгороде. Могу сказать, что столько новых программ, как за эти три месяца у меня никогда не было. Потому что работа в театре – это работа в основном со спектаклями, которыми дирижировал раньше, либо новый спектакль, в который ты вводишься. Но это один спектакль. А здесь что ни программа, ну почти все программы – это мои дебюты. Для меня это очень здорово, потому что я открываю для себя прежде всего новую музыку. Поэтому я счастлив, что наконец у меня свой симфонический оркестр, когда я могу дирижировать и открывать для себя новую музыку.

16 декабря нашему зрителю будет представлен «Щелкунчик», в оркестре идет подготовка к спектаклю. И наш тысячный зал будет полон, потому что это праздник. Ведь Новый год – это, конечно же, «Щелкунчик»: и в Москве, и в Петербурге. Везде, где есть оперные театры либо балетные труппы, все ждут под Новый год этот спектакль. Инспектор оркестра мне сказала: «Что вы делаете оркестром?! Чтобы духовики приходили специально заниматься в Органный зал, чтобы задолго приходили струнники, брали партии и учили – такого раньше не было». «Щелкунчик» – это великая партитура, и спектакль, который мы подарим нашему зрителю, будет замечательным.

В том, что оркестр за эти три месяца сделал шаг вперед, я уверен на 100 процентов. Прежде всего по качеству исполнения, по качеству работы, по желанию работы. Я думаю, это самый главный итог моей деятельности за 100 дней: что пошла нормальная работа и жизнь оркестра как коллектива, который хочет, может и должен развиваться, должен расти. Потому что все условия для этого сейчас есть. 14 новых программ за три с небольшим месяца – тому доказательство, это немало.

Наш город всегда с открытым сердцем встречает всех, кто готов стать томичом, и делится своими знаниями и ценностями, ведь старинному Томску есть чем гордиться, чем удивить и что показать. Поэтому было бы странно разговаривать только о работе, и журналисты хотели бы поделиться с главным дирижером своим отношением к городу, искусству, музыке… Формат встречи, предложенный организаторами, располагал гостей к теплому и доверительному разговору о молодом зрителе, о перспективах будущих концертных сезонов, Михаил Григорьевич поделился впечатлениями о городе, его театрах и музеях, планами и грядущими изменениями в работе оркестра.

Хочется, чтобы такие встречи время от времени проходили вновь и вновь. Ведь совершенно очевидно, что в музыкальной истории Томска открылась новая глава и прямо сейчас пишутся ее первые страницы, неожиданные, интригующие и, безусловно, интересные томским меломанам.

А пока 16 декабря филармония и Михаил Грановский рады пригласить 15 декабря в Органный зал поклонников классической музыки. Прозвучат 14-я симфония и «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича, во втором отделении вниманию слушателей будет предложена Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру