Встреча с маэстро

Михаил Грановский о филармонии, оркестре и планах

В филармонии впервые в новом формате прошла встреча журналистов с художественным руководителем и главным дирижером Томского симфонического оркестра Михаилом Грановским. На приглашение к разговору с интересом откликнулись представители телевидения и радио, печатных СМИ и порталов, блогеры.

Михаил Грановский о филармонии, оркестре и планах

Формальным поводом для встречи стала первая веха в томской части творческой биографии Михаила Грановского – 100 дней его работы в качестве руководителя главного коллектива филармонии – симфонического оркестра. Такой небольшой временной отрезок вместил в себя много событий, встреч и концертов. 14 новых концертных программ было исполнено на сценах Большого концертного и Органного залов филармонии. За этим сухим статистическим показателем стоит знакомство главного дирижера с возможностями концертных площадок, подбор репертуара, планомерные и масштабные репетиции с оркестром. За короткий срок проделана большая работа, и результаты достигнуты впечатляющие.

Неизвестный Вайнберг

15 декабря в Органном зале филармонии прошел концерт, давно ожидаемый искушенным слушателем. Михаил Грановский предложил вниманию любителей симфонической музыки произведения, которые звучали в Томске или почти 30 лет назад, или были исполнены 15 декабря впервые: 14-я симфония и «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича, во втором отделении прозвучала Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга. Выбор исполняемых произведений не случаен. Шостакович и Вайнберг были дружны, и Дмитрий Шостакович очень ценил талант Вайнберга. Мечислав Вайнберг написал Симфониетту в 1960 году, Шостакович закончил работу над 14-й симфонией в 1969-м. Оба произведения явились своеобразным итогом, переосмыслением жизни каждым из композиторов. В 2019 году будет отмечаться столетие Вайнберга, и Томская филармония первой в стране начинает исполнять его произведения в честь юбилея композитора.

– Сто дней работы были очень насыщенными. Я провел их не только в Томске, но и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Новосибирске, и в Новгороде, начал встречу Михаил Грановский. – Могу сказать, что столько новых программ, как за эти три месяца, у меня никогда не было. Потому что работа в театре – это работа в основном со спектаклями, которыми дирижировал раньше, либо новый спектакль, в который ты вводишься. Но это один спектакль. А здесь что ни программа, ну почти все программы – это мои дебюты. Для меня это очень здорово, потому что я открываю для себя прежде всего новую музыку. Поэтому я счастлив, что наконец у меня свой симфонический оркестр, когда я могу дирижировать и открывать для себя новую музыку.

16 декабря нашему зрителю был представлен «Щелкунчик». Ведь Новый год – это, конечно же, «Щелкунчик»: и в Москве, и в Петербурге – везде, где есть оперные театры либо балетные труппы, все ждут под Новый год этот спектакль. Инспектор оркестра мне сказала: «Что вы делаете оркестром?! Чтобы духовики приходили специально заниматься в Органный зал, чтобы задолго приходили струнники, брали партии и учили – такого раньше не было». «Щелкунчик» – это великая партитура, и спектакль, который музыканты подарили зрителю, действительно оказался замечательным. Любимая сказка, которая ведёт за собой Новый год, собрала в стенах филармонии и совсем юных зрителей, и представителей старшего поколения. Это радует – ведь юные зрители спустя годы услышат в стенах Большого концертного зала музыку серьезную и разную... И что совершенно замечательно – сказка нужна всем: и влюбленным парам, и строгим дамам, и тем, кто в воскресенье утром решил подарить себе праздник. В зале оказалось столько взрослых, пришедших без сопровождения детей, а не наоборот!

Интрига грядущих сезонов

– В том, что оркестр за эти три месяца сделал шаг вперед, я уверен на 100 процентов, продолжил Михаил Грановский. – Прежде всего, по качеству исполнения, по качеству работы, по желанию работы. Я думаю, это самый главный итог моей деятельности за 100 дней: что пошла нормальная работа и жизнь оркестра как коллектива, который хочет, может и должен развиваться, должен расти. Потому что все условия для этого сейчас есть. 14 новых программ за три с небольшим месяца – тому доказательство, это немало.

– И мировая премьера: исполнение произведения молодого композитора Алексея Чернакова – тоже в этом ряду. Что будет дальше?

– Знаете, устаешь, но вдохновляешься прежде всего от музыки, от того, что твоя работа приносит результат. Поэтому усталость отступает. А планы у нас большие. Мы в следующем сезоне уже точно едем в Москву, в Зал Чайковского. Известна дата – 20 марта 2019 года, и, возможно, с нами будет играть выдающийся пианист Борис Березовский.

– Мы увидим эту трансляцию?

– Скорее всего, Московская филармония будет снимать эту программу.

– Приедут ли к нам солисты?

– Я надеюсь, что у нас в следующем сезоне будут очень значимые встречи с музыкантами-солистами. В 2019 году есть свои важные даты, но говоря о 2020-м, стоит упомянуть два больших события. Это 75-летие Победы и 250 лет Бетховена. Эти даты будет отмечать весь мир, и мы не останемся в стороне: Бетховен будет звучать у нас много в следующем году и через сезон.

– Насколько эти планы являются значимыми для оркестра (все-таки регионального) – выступить на сцене Зала Чайковского? Чтобы это было понятно обычному зрителю...

– Это огромное событие, потому что оркестр очень давно не был ни в Москве, ни в Питере.

Наталия Чабовская, директор филармонии:

– Последний раз был в 1986 году, с Лапиньшем. И не в Московском зале Чайковского.

М.Г.: Это делается для того, чтобы на лучших площадках страны заявить о себе как о конкурентоспособном коллективе, чтобы мы могли показать свое лицо. Я думаю, что нам будет что показать.

– Речь идет о профессиональном сообществе?

– Прежде всего, важно получить отклик профессионального сообщества, но также и надеемся, что будем интересны публике, которая придет в Зал Чайковского. Она познакомится с томским оркестром, ведь столичные жители не могут летать в Сибирь, чтобы встретиться с нашим оркестром. (Улыбается.)

Василина Сыпченко, зав. музыкальной частью филармонии:

– Но и для оркестра это тоже очень важно. Ведь когда к нам приезжают московские коллективы, оркестр Гергиева, у нас почему идет томская публика, несмотря на высокую стоимость билетов? Потому что у этих оркестров есть имя, эти оркестры выступают за рубежом, то есть они известны. Томский оркестр всегда рядом, и кажется, что он играет только для своих. А ситуация, когда наш коллектив представляет свою программу на тех же площадках, что именитые оркестры, важна. Не каждому выпадает такая честь играть в таком зале. И если наши музыканты там выступают, это возможность показать их исполнительский уровень. И нам стоит задуматься, что наш оркестр достоин хорошей публики.

М.Г.: Это большой престиж, потому что это одна из лучших сцен, лучших концертных площадок страны. Зал Чайковского, Большой зал Московской консерватории, Питерская филармония, залы Мариинского театра, куда, кстати, мы тоже намереваемся попасть, чтобы наш оркестр поехал в Маринку-3 и выступил с концертом.

– Это достаточно дорогостоящие туры. Кто финансирует такие проекты?

Н.Ч.: После того как мы вошли в реестр региональных оркестров, я надеюсь, помощь определенная нам будет оказана. Областная администрация, мы надеемся, поможет нам в этом вопросе. Ну и конечно, филармония свои средства выделит на такой достойный проект. Как правило, если гастроли, то учреждении основательно вкладывается либо частично, либо полностью. Но пока у нас удачно получается: и во время поездок в Хакасию, и в Великий Новгород туры проходили при поддержке администрации Томской области и губернатора. Кроме того, мы, конечно, очень активно подаем заявки на гранты и ждем поддержки. Буквально через месяц будут известны результаты очередного такого выбора. Мы написали серьезный проект. Очень верим, что он сработает, и надеемся, что и федеральная поддержка у нас появится. Нам пришлось сделать смешанный проект, связанный с именем Эдисона Денисова, и с фестивалем, который предлагает создать Михаил Григорьевич. Он считает, что у Томской области должен быть свой фестиваль профессионального музыкального искусства. Мы решили, что нужно попробовать воплотить эту идею в жизнь и получить денежную помощь на его реализацию.

Серьезная музыка дает возможность расти

– Оркестр поменялся не только звуком, но и составом. Мы видим новые лица. Немножко расскажите об этом.

М.Г.: При мне взяли в состав немного людей. Мы взяли виолончелиста и концертмейстера – первую скрипку. Всё, что вы видите сейчас, – произошло в конце сезона.

Н.Ч.: Это был постепенный, достаточно длительный и непростой процесс. Сейчас в оркестре 74 музыканта.

– Хватает?

М.Г.: Нет, конечно! У нас был разговор с Павлом Леонидовичем Волком о том, что оркестру необходимы 20 штатных единиц. Возможно, при поддержке департамента и губернатора удастся привлечь в оркестр 20 музыкантов. Это прежде всего струнный состав, который надо доукомплектовывать; это голоса для групп духовых инструментов. Я очень надеюсь на увеличение численности оркестра. Во-первых, для того, чтобы при планировании поездки в Москву мы не прикупали из Новосибирска или из Кемерова, а были свои музыканты, которые работа ют в коллективе, которые сыграны друг с другом – чтобы это был один сплоченный коллектив.

– Если вернуться к Вайнбергу и Шостаковичу… Почему такой трагический минор?

М.Г.: Во-первых, memento mori (Улыбается.), никогда не поздно вспомнить об этом. Во-вторых, к творчеству Шостаковича мы в этом сезоне будем возвращаться – у нас будет 8-я симфония. Так вышло, что именно на декабрь пришелся этот концерт – 14-я симфония. Это решение было связано с солистом, которого мы хотели пригласить – Гарри Агаджанян.

Н.Ч.: Он очень яркий, и мы очень хотели, чтобы Гарри Агаджанян принял участие в нашем концерте.

М.Г.: Гарри Агаджанян – солист Пермской оперы, живет Екатеринбурге, много где поет, Это мой очень хороший друг. Помимо того, что он пел со мною Бориса Годунова на сцене Екатеринбургской оперы, мы с ним делали проект «Старый телевизор» – это песни Арно Бабаджаняна и классические джазовые шедевры, и был оркестр «Симфоджаз». Я знаю, как он исполнял «Антиформалистический раек» в Екатеринбурге, – все четыре партии он пел один. Произведение было написано после того, как в 1948 году в газете «Правда» была опубликовано постановление ЦК с критикой оперы Вано Мурадели «Дружба народов», которое увидел Шостакович, в котором досталось не только Мурадели, но и самому Д.Д. Шостаковичу. А вы знаете, что имя Шостаковича тоже связано с Томском? Болеслав, его дед, был сослан сюда по этапу – сначала в Томск, потом в Нарым.

– Вы говорили, что Вайнберга уже исполняли. Именно с вами связано то, что имя Вайнберга появляется в Томске в программе симфонического оркестра.

М.Г.: Я хочу сказать, что мы будем впереди планеты всей – мы первыми начнем юбилейный год Вайнберга. Столетие будет широко отмечаться в нашей стране. Творчество этого композитора мало известно широкому кругу слушателей, хотя я считаю, что его оперу «Пассажирка» можно отнести к лучшим произведениям оперного искусства ХХ века.

– Возвращаясь в мировой премьере, состоявшейся в стенах филармонии. Творчество Алексея Чернакова оказалось близким томским слушателям, концерт прошел с большим успехом. Будет ли исполнена его опера «Вещий сон» в Томске?

М.Г.: Такие переговоры ведутся. Есть некоторые сложности, связанные в грантом, выделенным молодому композитору на постановку оперы. Будем надеяться,что такая премьера состоится.

Наш город всегда с открытым сердцем встречает всех, кто готов стать томичом, и делится своими знаниями и ценностями, ведь старинному Томску есть чем гордиться, чем удивить и что показать. Потому было бы странно разговаривать только о работе, и журналисты хотели бы поделиться с главным дирижером своим отношением к городу, искусству, музыке... Формат встречи, предложенный организаторами, располагал гостей к теплому и доверительному разговору о молодом зрителе, о перспективах будущих концертных сезонов. Михаил Григорьевич поделился впечатлениями о городе, его театрах и музеях, планами и грядущими изменениями в работе оркестра.

Томские любители музыки с интересом восприняли те изменения, которые происходят в концертной жизни симфонического оркестра, радует и вдохновляет выбор главным дирижером репертуара для коллектива. Ведь это означает, что нас ждут новые открытия, и новые впечатления, а значит, музыкальных премьер в текущем и последующих сезонах будет много.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру