Филармония: сезон открытий и премьер

17.09.2019 в 06:45, просмотров: 4467

Филармония: сезон открытий и премьер

Осень вступает в свои права, и после череды каникул и отпусков мы, нет, не погружаемся в рутину трудовых будней, наоборот, с интересом настраиваемся на премьеры и концертные программы 74-го симфонического сезона Томской областной филармонии. И этот интерес оправдан: к руководству оркестром в прошедшем сезоне приступил Михаил Грановский, анонсированы новые абонементы. Планов и проектов у руководителей филармонии много, и постепенно мы о них расскажем подробнее. Это и приобретение музыкальных инструментов оркестрантам, и новые программы в проекте «Виртуальный концертный зал», и появление в афише новых имен, и новые абонементы, предложенные нашим слушателям…

Итоги прошедшего сезона уже подведены, и они впечатляют. Хорошо помню первую встречу с вступившим в должность художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Грановским. Его планы были направлены не только на создание новых концертных программ, но и на творческий и профессиональный рост оркестра. Глубокое понимание материала и отношение к работе – отличительные черты маэстро. С таким же подходом относится он к своей профессии и работе с оркестром. Публика в своих ожиданиях не была обманута. И вот на пороге новый сезон, а с ним и новые программы.

– В сентябре совпадают несколько знаковых событий, – начала встречу с журналистами директор филармонии Наталия Чабовская. – Это открытие концертного сезона Томской филармонии, второе событие – это участие в Транссибирском международном музыкальном фестивале под руководством Вадима Репина. Сам Вадим Репин приедет к нам на открытие и даст один, очень важный концерт в рамках этого фестиваля, который будет в это время проходить в Новосибирске. И как некое важное дополнение этого события – концерт 22 сентября в Томске.

И третье совпадение: 22 сентября откроется новый абонемент – «Музыка мира». У нас несколько новых абонементов. С первым абонементом нас поддерживают коллеги из областного департамента международных и межрегиональных отношений. Они помогли нам связаться с зарубежными коллегами и с теми, кто готов нас поддержать. И вот 22 сентября будет программа под названием «Музыка Великобритании». И это тоже не случайно. К нам приедут представители посольства Великобритании – атташе по культуре и его помощники, приедет и примет участие в нашем концерте Джамал Алиев. Хотя у него корни азербайджанские, но он проживает и учится сейчас в Англии, это перспективный музыкант. Каждый концерт этого абонемента будет связан с музыкой конкретной страны – это Англия, Венгрия, Франция и Италия. И наряду с отечественными музыкантами у нас будут выступать представители той страны, музыку которой мы анонсируем в концерте. Это тем более интересно, что 2019 год объявлен Годом музыки Великобритании в России.

– Это будет перекрестный год музыки Великобритании и России, – включается в разговор Михаил Грановский.

Н. Ч.: В сентябре у нас получается триада новых абонементов. Абонемент «Жанры» стартовал 12 сентября, 15 сентября премьера абонемента «Венский час» – это очень своеобразный проект, в котором дирижер будет представлен не только как руководитель оркестра, но и как музыкант, а в некоторые моменты и как ведущий концерта.

М.Г.: В нашей афише появился еще один новый абонемент – «Жанры», для того чтобы напомнить публике и людям, которые возможно не очень сведущи, о тех направлениях в музыке, о жанрах, которые то и дело встречаются в музыкальной литературе, творчестве того или иного композитора. Очень захотелось объединить циклом эти жанры, чтобы в одном концерте были исключительно или сюиты, или поэмы, или вариации, или фантазии... Можно продолжить представлять жанровое разнообразие, посмотрим, как пойдет этот абонемент в этом году. На самом деле это не просто набор произведений, а это возможность посмотреть, как тот или иной жанр развивался. (Концерт, прошедший 12 сентября, представил произведения Глинки, Рахманинова, Чайковского и Аренского.) Можно сказать, что мы не знаем эту музыку. Что ж, прекрасно! Мы работаем для того, чтобы публика узнала эти сочинения. Потому что просветительство – это очень важная миссия, поскольку целые пласты в данном случае русской музыки, к сожалению, почти потеряны для публики, они очень редко звучат со сцены. А ведь это очень глубокая музыка, ее нужно исполнять обязательно. Второй абонемент, который стартует в Органном зале, – это «Венский час».

– Он анонсируется как элитный. Это правда, элитный проект?

М. Г.: Я не знаю, насколько элитный. (Смеется.) Начнем с того, не всякий может состоять в элитном клубе, и этот абонемент не предполагает наличие париков, чепчиков и кринолинов...

– Вечерние наряды допускаются?

М.Г.: Это было бы прекрасно! А в продолжение темы элитности, хотел бы сказать: наш Органный зал (и я год назад об этом говорил) довольно долго использовался не по назначению. В нем звучала романтическая музыка второй половины XIX – XX веков, требующая большого состава оркестра. Этого в принципе не может быть в этом зале, в этой церкви, потому что зал предназначен исключительно либо для хора, либо для органа и камерной музыки, либо для того, что предлагаем мы, – это музыка венских классиков: клавирные концерты Моцарта и симфонии Йозефа Гайдна. Это та канва, которая объединяет все 4 концерта абонемента «Венский час», но наполнение не исчерпывается исключительно этими авторами. И когда приедет выдающийся наш современник Алексей Любимов, он в первом отделении сыграет произведения других композиторов, но он сыграет и Моцарта, и мы сыграем симфонию Гайдна. Каждый раз обязательно будут звучать клавирные произведения Моцарта и одна из симфоний Гайдна.

Что касается абонемента «Музыка мира» – нас ждут встречи с интереснейшими солистами. Причем, приоткрою завесу, когда я думал об этих концертах, хотел, чтобы прозвучала музыка Венгрии, а томская публика услышала настоящие венгерские цимбалы. И мы сейчас ведем переговоры, чтобы в Томск приехал венгерский исполнитель на цимбалах. Три года назад в Будапеште я услышал и увидел этот инструмент. Потрясающей красоты звук, и мне захотелось, чтобы цимбалисты приехали сюда. Кроме того, у нас в этом концерте будет еще один прекрасный солист из Москвы – альтист Андрей Усов. Он будет играть концерт Белы Бартока. И «Музыка Франции» – мы ведем переговоры, чтобы приехал французский клависинист и сыграл концерт для клавесина и оркестра. Там будет выступать известнейшая флейтистка Ирина Стачинская, которая сейчас очень популярна не только в России, но и в мире. В этом же абонементе будет принимать участие наш музыкант, первый кларнетист оркестра Евгений Лукьянчук. А последний концерт будет посвящен Италии – она, как известно, родина оперы. Поэтому мы приглашаем двух вокалистов из Италии. Идея цикла в том, чтобы в каждом из концертов этого абонемента был хотя бы один представитель той страны, музыку которой мы исполняем.

Н.Ч.: Хочу вернуться к абонементу «Венский час» и определению элитарности. В этом цикле будет звучать преимущественно музыка Моцарта и Гайдна. Это те композиторы, которые служили при дворе и писали для знати. Бетховен – третий венский классик, он уже ориентировался на массы, на толпу, у него уже были ориентиры на Французскую революцию. В этом свете та музыка, которую они писали, элитарна. И ощутить себя элитой в этом ключе в стенах Органного зала, который Михаил Григорьевич высоко оценивает с точки зрения акустики, получится. Ведь зал готов «звучать» музыкой определенных стилей и направлений.

– В оркестре накануне начала сезона случились приобретения. В новый сезон с новыми инструментами. Есть обновления. Расскажите об этом.

Н. Ч: Да, конечно, это важное событие, тем более что приобретения завязаны на двух больших гастрольных ветвях – это и Валерий Абиссалович Гергиев, и Денис Мацуев. Благодаря протекции и помощи Дениса Мацуева был приобретен рояль в Большой концертный зал. А весной, в мае, в рамках Пасхального фестиваля был приезд симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева, мы по типическому райдеру обязаны были предоставить определенные музыкальные инструменты оркестру. И оказалось, что у нас нет очень многих ударных инструментов – либо нет, либо они в таком состоянии, которое требует их обновления. Поэтому мы в рамках того финансирования, которое нам выделялось на встречу этого коллектива, приобрели целую серию ударных инструментов. Наши музыканты в большом восторге, ведь удалось обновить большое количество инструментов, начиная с большого барабана и заканчивая античными тарелочками кротали, которые используются в произведении буквально для одного удара. Для достижения колористического эффекта нужен этот инструмент, сам его не соорудишь. Хотя наши умельцы-музыканты находили выход из положения, и их инструмент звучал очень близко к оригинальному.

Татьяна Веснина, музыкальный редактор:

– Хочу добавить к уже сказанному. Имя Вадима Репина очень хорошо известно сибирским слушателям, и даже томским слушателям. Вадим Репин родился в Новосибирске, и, будучи совсем юным вундеркиндом, он выступал с Томским симфоническим оркестром. В нашем оркестре есть музыканты, которые помнят эти концерты и репетиции.

Ждем наших преданных зрителей и тех, кто впервые переступит полог филармонических залов на открытии сезона на концерте с участием Вадима Репина. Музыкальная осень обещает быть интересной

Томская филармония начинает сезон на высокой ноте. Это тем более интересно, ведь впереди у нас череда премьер и открытий самых неожиданных и интригующих. И конечно, не над всеми сюрпризами в эту встречу был приподнят занавес. Самое интересное впереди.

Фото: Томская областная филармония.