У музыки нет границ

В Большом концертном зале филармонии прошла онлайн-трансляция концерта симфонического оркестра

Как только в стране случаются катаклизмы, чудесным и неожиданным образом в нас просыпается самое лучшее, искреннее и прекрасное, требующее и всеобщего объединения и присутствия чувства локтя. И вот уже идут онлайн-трансляции спектаклей, концертов, лекций, экскурсий на всех культурных площадках страны.

В Большом концертном зале филармонии прошла онлайн-трансляция концерта симфонического оркестра
Фото Евгения Тамбовцева

Бескорыстно и щедро делятся своими архивными записями Московская и Петербургская филармонии, не забывая ни одну возрастную аудиторию, и одновременно верстаются программы прямых трансляций.

Такое единение особо ценно и вызывает волну благодарности и признательности в среде театралов и меломанов, волею обстоятельств лишенных «привычной среды обитания».

Томская филармония оперативно и очень профессионально включилась в творческий марафон, приняв эстафету у столичных регионов. Во вступительном слове, предварившем трансляцию, директор томской филармонии Наталия Чабовская рассказала слушателям о региональном Виртуальном концертном зале, ставшем на время преемником Всероссийского проекта, с успехом реализуемого в области вот уже несколько лет. Не планировалась такая акция, а пришлось! И такой опыт, несомненно, ценен и скоростью погружения в проблематику вещания, и организационными нюансами.

Фото Евгения Тамбовцева

И... получилось!

В связи с отменой выступления Никиты Борисоглебского в программе произошли изменения. В первом отделении прозвучали симфонические поэмы «Прелюды» Ф. Листа и «Пляска смерти» К. Сен-Санса. Поэма для альта с оркестром Константина Михайловича Лакина была выбрана для исполнения не случайно. Композитор исправил «несправедливую» судьбу альта (для него пишут очень мало произведений) и создал масштабное произведение, которое блестяще исполнили Светлана Шевкопляс (альт) и симфонический оркестр.

Фото Евгения Тамбовцева

Отсутствие в зале зрителей ничуть не умалило значимости концерта, скорее дало понимание нового формата общения с публикой. Не хватило аплодисментов, но уже после исполнения «Пляски смерти» – резкого и фатально-саркастического макабра, виртуозно исполненного Семеном Промое, когда партитура и мастерство музыкантов подняли градус звучания предельно высоко, оркестранты поддержали друг друга профессиональным одобрением – и это было тепло и искренне, такие моменты создают особую атмосферу и особое звучание оркестра.

Неожиданное объявление антракта добавило интриги, но в лучших филармонических традициях слушателям были предложены мини-лекция музыковеда Василины Сыпченко о творчестве Яна Сибелиуса, а также интервью музыкального редактора Татьяны Весниной с художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Грановским. Этот контент позволил полнее погрузиться интернет-аудитории в музыковедческий материал и вернуться к событию, только что минувшему, – концерту в Зале имени Чайковского, который был тепло встречен московской искушенной публикой и получил отличные рецензии в издании «Музыкальная жизнь». (Кстати, стоит прочесть и статью о юбилейных торжествах Денисовского фестиваля, прошедшего совсем недавно в Томске и которому была дана очень высокая оценка.) Томск прозвучал достойно на столичной сцене, но, что не менее важно, – планы у оркестра далекоидущие. Об этом рассказал Михаил Грановский, дав свою оценку работе коллектива:

– Оркестр на подъеме, музыканты выдержали свой, личный экзамен. Впереди много работы. В следующем сезоне наш оркестр примет участие в форуме оркестров. Концерт запланирован в Екатеринбурге на симфоническом форуме оркестров, который, как известно, проходит раз в два года. В прошлом году я посетил от филармонии это мероприятие. Помимо концертов проходят совещания и звучат доклады, посвященные симфонической жизни в России, жизни оркестров и концертных залов, отслеживаются векторы и направления деятельности оркестров. Это очень интересный и значимый форум. Я предложил, чтобы наш оркестр приехал и показал себя наряду с другими коллективами. «Соседство» у нас будет с оркестром Михайловского театра под управлением нынешнего главного дирижера Александра Ведерникова, который ранее возглавлял Большой театр, ранее он возглавлял Королевскую оперу Дании; и Национальный молодежный оркестр, который приезжал в Томск; будут оркестры из Ульяновска и Якутска. И обязательно в начале осени мы эту программу сыграем в Томске.

Во втором отделении прозвучала симфоническая поэма «Весенняя песнь» Я. Сибелиуса. А апофеозом вечерней трансляции стала «Поэма экстаза» А. Скрябина – мощная и неудержимая волна весенней жажды жизни и возрождения природы, воплощенная в музыке. Произведение стало программным не только в структуре концерта, но и символическим в свете сложившейся событийной канвы.

Ждем продолжения

Концерт завершился, можно подвести итоги. У аудитории интернет-пространства стаж в нашем регионе весьма разнообразный, этому способствуют трансляции ведущих филармоний страны и мира. И не важно, где и как мы устроились перед концертом – с круассаном и чашечкой кофе или на кухне, отправив детей спать... Маленькие радости лишь добавят удовольствия, компенсируя слушателям «отсутствие присутствия». У такого формата концерта есть неоспоримые достоинства: возможность оказаться рядом с дирижерским пультом, почувствовать эмоциональный настрой оркестрантов, приблизившись и одновременно оставаясь невидимым. Съемка с трех камер предоставила публике такую возможность. Понятно, что последующие трансляции будут выстроены и срежессированы более качественно и, несомненно, разнообразнее в картинке. Но всему свое время.

У таких проектов большое будущее – оно позволяет раздвигать границы времени и пространства. В заголовок вынесены слова Николая Луганского, который обратился к слушателям со сцены Московской филармонии: «Литературное произведение требует знание языка, а у музыки нет границ». Возникает общее музыкальное пространство, влекущее за собой и меломанов со стажем, и новичков, искренне и восхищенно признающихся: «Я никогда такого не слышал!».

И все же очень хочется оказаться в зале, чтобы выразить свое восхищение филигранной работе Михаила Грановского и руководимого им оркестра; хочется оказаться в автобусе, подхватывающем публику после концерта. Потому что истинное удовольствие видеть людей с блаженными улыбками на лицах, бережно сохраняющими впечатления от только что прозвучавшей музыки, дорогого стоит!

Фото Евгения Тамбовцева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру