Семен Слепаков переписал «Окаянные дни»

Новый скринлайф-сериал PREMIER показывает, как социальные сети переформатировали социальные связи

Семен Слепаков переписал «Окаянные дни»

Иван Бунин вел дневники о внутреннем состоянии России в 1920 году. Впоследствии живописание революционных событий, что наблюдал писатель в Москве и Одессе, вышло под названием «Окаянные дни». Продюсер и мастер комедии Семен Слепаков, спустя сто лет, занялся примерно тем же. Решил осмыслить, что же с нами происходит на самоизоляции и как все это повлияет на Россию. Получилось образно и гротесково. Назвал так же, как и классик, — «Окаянные дни» (PREMIER).

Едва ли два месяца карантина могут изменить такую незыблемую глыбу, как Россия. Баба, водка, гармонь и лосось, а также леса, поля и реки никуда, слава Богу, не денутся. А вот люди имеют свойство меняться со временем. И окаянные карантинные будни, безусловно, отпечаток на всех нас оставят.

Известно, что за время изоляции уже вышло несколько мини-сериалов, посвященных коронавирусной повестке. Каждый из них — комедия без претензии на глубокую философию. Поэтому Слепаков решил не идти по пути, к примеру, создателей проекта «СидЯдома» и не писал цельную историю, развивающуюся на наших глазах с закрепившейся обоймой образов. «Окаянные дни» — альманах. Альбом из 10 новелл, каждая из которых развивается обособленно, имеет классическую трехчастную структуру и несколько популярных актеров-исполнителей.

Сериал методологически исследует не столько характеры, сколько процессы, происходящие с нами прямо сейчас. На удаленке. Разрушение социальной коммуникации при помощи Zoom или скайп — то есть того, что по задумке создателей должно сближать. Трансформация взглядов на мир, себя и адекватность занимаемого на планете места. Откат к традиционному, семейному и «скрепному» в экстремальных условиях реальной угрозы миру. Еще более сильное отдаление чужих друг другу людей, проживавших до пандемии под одной крышей. Словом, «Окаянные дни» срывают покровы и дают наглядный срез общественного сознания.

Подруги (новелла «Тело боли» с Екатериной Вилковой и Тимофеем Трибунцевым) пытаются нащупать баланс и гармонию, хотя обе к этому не совсем готовы. Два брата («Братья» с Федором Бондарчуком и Дмитрием Лысенковым) начинают собачиться из-за поста в фейсбуке и доходят в ругани до геополитики и политической элиты. Трусливый ученый («Счастливое окончание» с Никитой Тарасовым и Анной Михалковой) оказывается запертым на карантине с сексапильной массажисткой вдали от жены. Священнослужители («Розыгрыш» с Яном Цапником) — тоже живые люди, и на удаленке смотрят сериалы Breaking Bad и Narcos. Чем они хуже нас?

Галерея образов «Окаянных дней» составлена сценаристом Слепаковым в строгом соответствии с запросами времени. Не он формирует вселенную сериала и комичные ситуации, в которые попадают персонажи, а окружающая реальность. И затюканный муж, и странная теща, и почти разорившийся бизнесмен, и подбухивающий гаишник, богач и бедняк, чудак и должник — все эти герои населяют страну и живут вокруг нас. В этом смысле Слепаков ушел недалеко от Бунина, написавшего век назад: «Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность – вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!». Легким пером создатель сериала PREMIER наделяет философию бытия гротеском и добрым юмором. В отличие от создателей фильма «Горько!», которых многие зрители обвинили в высмеивании «русского быдла», Слепакову нечего предъявить в этом смысле — он безусловно любит своих героев, это чувствуется по тому, как снят проект. From COVID with love.

Перекидывая мостик из прошлого века в нынешний при помощи названия сериала, продюсер и сценарист фиксирует состояние русского человека если не на сломе эпох, то на уровне глубинной заморозки, продиктованной эпидемией. Это уже не застой, но еще не революция. Безвременье и зазеркалье, в котором вдруг оказались заперты все: и ковид-диссиденты, и врачи, и киноделы, и рядовые граждане. И, как выяснилось, не началось после пандемии коронавируса никакого зомби-апокалипсиса, чипирования и дефицита туалетной бумаги. Все, что оставляют за собой окаянные дни, это огромное зеркало, в которое смотрит человек и думает: «Почему же я так оброс? И как теперь возвращаться в тот мир, от которого все уже успели отвыкнуть?».

«Окаянные дни», с 11 июня на видеоплатформе PREMIER

16+

Фото: ТНТ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру