Все тайны ТВЭЛа

О чём рассказывает и умалчивает годовой отчёт этой организации?

Намедни обнаружил текст годового отчёта АО ТВЭЛ за прошлый год. Совсем на другом ресурсе, нежели предыдущие. Заморачиваться, отчего вдруг изменены правила игры, не стал. Уж, очень много предстало полезной информации, дающей ответы на многие вопросы. В том числе возникшие не сегодня. Словом, читай, не хочу. Тем более, читать есть чего.

О чём рассказывает и умалчивает годовой отчёт этой организации?

«Знамя наших побед»

Ведь речь идёт об итогах работы одного из ведущих игроков мирового рынка начальной стадии ядерного топливного цикла и, к тому же, единственного поставщика ядерного топлива для российских АЭС. Да и слушать поднадоевшие новости от многострадальной российской экономики, тщетно вот уже который год стремящейся «оттолкнуться от кризисного дна», изрядно поднадоело. А тут, что не весть, то трудовой рапорт достижения очередного свершения. Будто в годы прошлые от инициаторов социалистического соревнования или последователей славных дел шахтёра Стаханова и ткачихи Гагановой.

И, действительно, что ни цифра отчёта, то, по сравнению с предыдущим отчётным годом, самый настоящий прогресс. Словно по учебнику – как рачительно хозяйствовать. Себестоимость продукции, как, впрочем, и коммерческие расходы уменьшились. Вниз пошли и все виды задолженности, вместе со складскими запасами. Производительность же труда, чистая прибыль вместе с размером выручки, наоборот, скакнула на немалые высоты. Особенно в сравнении со временами дореформенными, когда о славных планах нынешних управленцев «топливного дивизиона» и слухом не слыхивали.

Не отстаёт и наука, запуская в производство всё новые и новые разработки учёных и конструкторов отрасли. А они, действительно, масштабны! Например, вывод на рынок эффективного толерантного топлива, созданного на базе существующих конструкций ТВС для реакторов российского и зарубежного дизайна, откроет новую страницу в истории повышения надежности и безопасности атомной энергетики во всем мире.

Ждут наших атомщиков с открытыми объятьями и в «забугорье». Без всякой оглядки на Крым и Скрипалей, вместе с американскими выборами. Иначе, чем объяснить такой рост «портфеля заказов», расписанных на ближайшие десять лет, о которых с гордостью рапортует общественности руководство топливной компании?

За стройными рядами радующих глаз цифр просматриваются и конкретные свершения. Тут тебе и новые виды топлива, и находки от общепромышленной деятельности. Мол, если хотите, мы можем и аккумулятор собрать, и даже целый 3D-принтер. И, как апофеоз грядущих побед, диковинный проект «Прорыв», способный, по мнению его устроителей, совершить целую революцию в атомной энергетике.

Нельзя не вспомнить сегодня и успехи в социальной защищённости работников компании. Не забыты и ветераны отрасли. Изжито недопонимание со стороны местных властей, далеко в прошлом остались нерешённые экологические проблемы.

И ещё, думается, главное для обывателя чудо. После почти восьми лет повальных сокращений персонала наступает долгожданная стабильность. Более того, по сравнению с прошлым годом планируется уже по итогам года нынешнего увеличить его численность на 852 человека. И этот процесс будет намечено проводить и дальше. Как минимум, до 2020 года.

Гладко было на бумаге...

Правда, не обошлось и без шероховатостей. Но где вы видели любое грандиозное свершение, да без сучка и задоринки!? Более правильным будет просто спросить – а насколько все они способны приостановить поступательное движение нашей замечательной отрасли к новому уровню эффективности? И каковы возможности, если не изжить их напрочь, то хотя бы минимизировать их влияние на работу АО ТВЭЛ. Как того требует сегодня не так давно назначенная на должность «дивизионного президента» госпожа Наталья Никипелова.

Следовательно, дабы за деревьями не просмотреть всю чащу, глядеть следует в корень. Или в ключевые результаты, достигнутые дружным и слаженным коллективом АО ТВЭЛ в минувшем году. Цифра ведь, как и факт, вещь упрямая. Начнём, как водится, с мелочей. Сумма которых на фоне других показателей пусть и незначительна, а вот значение, напротив, велико. Например, управленческие расходы. Оказывается, как ни утомляло нынешнее руководство компании себя всевозможными «оптимизациями», как ни рапортовали на всевозможных уровнях о небывалом снижении издержек, как ни выставляли за ворота трудовой люд, расходы на всевозможное начальство в 2017 году по сравнению с предыдущим отчётным периодом не только не сократились, а, наоборот, выросли. Почти на миллиард рублей. Для сравнения, примерно столько же вложила компания в реализуемые ею неядерные проекты.

Кто и сколько получает?

Думается, речь идёт не обо всей сумме. Искренне жаль, что даже в таком насыщенном информацией труде, коим, без сомнения, является данный отчёт, не нашлось места сведениям, во сколько же обходится содержание немалой армии тамошнего чиновничества из центрального офиса компании на Каширском шоссе и Большой Ордынке нашей столицы. Как и сведениям о доходах руководства компании и хотя бы начальников её дочерних обществ в регионах. Предвижу возражения, мол, высший менеджмент акционерных обществ, коим является и сам ТВЭЛ, и его структуры, не обязан публиковать подобную отчётность. Возможно, и так. Но с другой стороны, вот уже несколько лет члены правления Росатома рассматривают предоставление подобных сведений как повседневную обыденность. Как, впрочем, и руководители ФГУПов атомного ведомства. Сегодня же узнать об их доходах не может только ленивый. Так они, что, оказались после этого чуток беднее? Или над их жизнью и здоровьем нависла серьёзная опасность? Тем более, если кто помнит, бывший президент АО ТВЭЛ Юрий Оленин уже давненько отчитывается за состояние своих доходов в рамках члена правления Росатома. И не в одиночестве, а в кампании с молодой женой и несовершеннолетним потомством. И, почему то не верится, что несёт он при этом какие – либо риски или издержки.

Загадки продолжаются

По структуре управления, выстроенного компанией мирового уровня, также возникают вопросы. Пусть они кажутся для наших творцов всевозможных ПСР дилетантскими или даже смешными, но они есть. Вот, к примеру, первый. Насколько остра необходимость в 15 вице – президентах компании, из которых 6 являются старшими?

Несколько сластит «пилюлю» тот факт, что ряд предусмотренных оргструктурой должностей вице-президентов остаются вакантными. Во всяком случае, так показалось после сравнения схемы управления и опубликованного списка «большого начальства» Топливной компании. Вот только, надолго ли?

Но, как известно, одними «президентами» сыт не будешь. Надо кому-то и претворять в жизнь их ценные указания и планы. Поэтому в схеме управления мы видим ещё почти три десятка директоров департаментов, несколько меньшее количество начальников управлений и отделов и даже одного руководителя. Службы безопасности компании. Кроме них ещё имеется три директора, один начальник инспекции (вместе с самой инспекцией) и два советника президента. И, конечно же, множество рядовых сотрудников, количество которых нам, опять же, неведомо.

К сожалению, всестороннему рассмотрению действующей структуры управления, опубликованной в годовом отчёте, не способствуют разночтения с аналогичной информацией на сайте АО ТВЭЛ. И временной фактор здесь абсолютно не при чём.

Потому как особых изменений в составе нынешнего руководства компании с даты официального размещения нынешнего годового отчёта обнаружить не удалось. За исключением разве что с зачисления Константина Тулупова – лауреата очередного смотра лучших кадров страны, наставником которого оказался сам глава Росатома, отметили постом вице-президента. В остальном, всё те же знакомые лица.

Но, как говорится, за неимением гербовой пишем на простой. Первое, что видно даже невооружённым глазом, так это крайне неравномерная, на мой взгляд, нагрузка между заместителями, или вице-президентами, АО «ТВЭЛ». Второе, и опять на мой взгляд, это дублирование слов и даже целых фраз в наименованиях направлений деятельности вице-президентского состава. Особенно люб устроителям оргструктуры термин «развитие». И ещё бизнес. Первый встречается у двух старших вице-президентов и у четырёх обычных. Причём дважды это самое «развитие» является вдобавок ко всему ещё и стратегическим! Другой вопрос, не часто ли мы видим некоторое дублирование обязанностей наших замечательных начальников? К примеру, сравнив участки работы упомянутого выше вице-президента по развитию бизнеса – господина Тулупова и старшего вице-президента по развитию «новых бизнесов» господина Кудрявцева? А ведь не забыты ещё и господин Пирог и название его должности: вице-президент по перспективной продукции. То же ведь, согласитесь, неплохой бизнес. И в какой-то степени даже «новый».

На этом перечень бросающихся в глаза «пересечений» и «дубляжа» не заканчивается. Вот, к примеру, ещё один. В подчинении у старшего вице-президента «по производству» мы видим целый департамент по техническому развитию производств. А у его коллеги «по научно-технической деятельности, технологии и качеству», ещё и профильного вице-президента по технологическому развитию вместе с «группой проектов развития». И, наверное, в качестве довеска – опять же целый департамент по технологическому развитию и созданию новых производств.

Осталось спросить, что же мешает весь этот славный перечень, как принято сегодня говорить, «оптимизировать», слив в один-одинешенький департамент? Оставив в его названии столь любимое нашими замечательными чиновниками с Каширки слово «развитие» – для более глубокого понимания стоящих задач. Благо, в замечательном деле «глубоких и всесторонних оптимизаций» руку там набили неплохо.

Потому и чудно видеть в упомянутой оргструктуре целых три самостоятельных отдела – маркетинга, анализа и планирования. И все они, не поверите, стратегические! А «сверху» ещё одного старшего вице-президента всё по тому же «стратегическому развитию и повышению эффективности операционной деятельности», а ещё чуток пониже – просто вице-президента по «стратегическому развитию и маркетингу», которые, надо понимать, их и «продвигают»!

Но и это не все! Несколько левее в нашей замечательной «Организационной структуре АО ТВЭЛ» приютились ещё сразу два департамента с похожими на первый взгляд направлениями деятельности – освоения рынка перспективной продукции вместе с планированием и производством всё той же перспективной продукции. С профильным старшим вице-президентом во главе.

Казалось бы, всё, точка! Повторы закончились. Ан, нет. Потому как остались ещё подразделения, отвечающие за организацию общепромышленного производства. Всё с тем же славным «рукотворным перечнем»: старшим вице-президентом, вице-президентом обычным и несколькими департаментами. Но здесь, как говориться, дело особой важности! Вопрос будущего, если хотите. Иначе как тогда наш доблестный ТВЭЛ уже к 2030 году обеспечит выручку «второго ядра» в размере пятой части всего годового заработка компании?!

Столь же завидное положение «жены Цезаря» досталось и подчинённым вице-президента по безопасности. Хотя в нынешних широко пропагандируемых руководством ТВЭЛа мерах по снижению производственных издержек почему бы и не свести в одно подразделение и управление по защите активов, и ещё одно управление – только по защите государственной тайны?! Благо, что подобных «защитников» у нас на всех уровнях и государства, и отдельно взятых предприятий далеко не дефицит. Но кто, скажите, способен кинуть даже тень подозрения на столь уважаемые структуры, пустив их под нож очередного оптимизатора?!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру