Григорян за всех ответил...

Директор ООО «Братство» рассказал о дорожном ремонте в Томске всё, что давно хотели знать горожане

03.10.2019 в 07:59, просмотров: 569

Состояние городских дорог, несмотря на небывалый всплеск ремонтной активности, по-прежнему продолжает волновать томичей. Репутацию опытного благоустроителя и эксперта Роберт Григорян зарабатывал не одним десятком работы в регионе. Сегодня он руководит дорожно-строительной компанией «Братство» и не боится брать самые тяжелые объекты. Поэтому именно ему мы решили задать самые «насущные» вопросы о ходе ремонтных работ в Томске и о проблематике, связанной с этим процессом.

Григорян за всех ответил...
В свое время именно «Братству» доверили благоустройство площадки около легендарного «дяди Коли»... А также многих других достопримечательных мест Томска...

Деньги – это качество!

– Роберт Врежович, как вы оцениваете тенденцию по ремонту томских дорог? Сотни миллионов рублей на ремонт дорог – это еще надолго?

– Да такая тенденция действительно есть. Но помимо увеличивающегося объема улучшается и качество. Потому что ужесточается контроль. Если раньше нас контролировала только городская власть, то сейчас это и городской надзор, и региональный, и федеральный. Работаем сейчас совсем по-другому, нежели еще несколько лет назад – используем новую технику и новые технологии. Если раньше мы клали обычный асфальт, то сейчас «инновационный», у которого и сцепление отличное, и срок службы намного больше. По моим наблюдениям отношение руководства тоже стало другим. Сейчас, к примеру, мэр города сам часто находится на объектах, требуя еще более качественной и оперативной работы. И сами мы, разумеется, и опыта большего набираемся, и в чем-то становимся более профессиональными. Кроме того, за последнее время мы существенно увеличили базу, обновили инженерный состав. Если суммировать все эти составляющие, именно тогда и получаются хорошие, качественные дороги.

Про людей не забыли?

– Пока идет благоустройство центральных улиц, причем из года в год. Немудрено, что томичей это очень раздражает. Когда-нибудь дело дойдет до внутриквартальных дорого и территорий?

– Заходим уже сейчас. Другое дело, что не так массово, как хотелось бы. Но для этого однозначно должна быть региональная программа, которая даст возможность работать планово и масштабно. Чтобы не получилось так – один двор сделали, на остальные денег не хватило... Без федеральных денег справиться будет тяжело. Здесь, наверное, также должны идти средства консолидированного бюджета – всех уровней. Ведь любая программа – это отличная возможность продвигать большие проекты: когда город вложит рубль, область добавит два, то и Федерация уже дает очень приличные деньги на эти цели.

– После кризиса 2007-го, а потом и 2009 года, кроме буквально нескольких фирм, большинство ваших коллег много лет практически ничего не строили. В Томске несколько лет попросту не было объема работ... Поэтому кто-то обанкротился, а кто-то из Томска перебрались в другие регионы. Как удалось сохраниться вам?

– Да ситуация почти для всех была тяжелой. Держались на плаву, как могли: часто работали нерентабельно, практически только за зарплату. Чтобы выжить, уходили в частные структуры. Но выстояли этот непростой период. Приобрели свою технику, хоть и не сразу, и понемногу стали подниматься. Я бы так сказал: кто хотел работать, тот выдержал испытания и теперь развивается дальше. Конечно, много и тех, кто вообще сменил сферу деятельности. Что ж, у каждого свой путь. Но ведь и сегодня держаться в рынке совсем непросто: каждый должен приложить немало усилий, возможно даже придумать свой индивидуальный способ, чтобы выдержать очень высокую конкуренцию.

Вечно, а недорого...

– Сегодня бордюры в Томске делают из гранита. Многие задаются вопросом – насколько это целесообразно? Ведь это очень дорого! У вас, как у специалиста, какое мнение на этот счет?

– Гранитный бордюр значительно дороже по той причине, что привозят его из Челябинска, а то и еще дальше. Основная часть стоимости гранита – это логистические расходы. Однако мы видим, что прессованный даже бетонный бордюр долго в Сибири не живет – его быстро разрушают снег, вода, механические воздействия при чистке снега. А гранит очень долговечен. В городе есть некоторые гранитные участки, которым по пятьдесят лет, а они стоят как ни в чем ни бывало. Я бы сегодня вообще советовал убрать весь старый бордюр, хотя бы на центральных дорогах (на клумбах еще можно оставить), все остальное заменить на «вечный» гранит. Это хоть и дороговато, но оно того стоит. Ведь если сравнить сроки службы обычного бордюра и гранита, то и получается, что скупой будет платить дважды!

– Томичи часто спрашивают: зачем сейчас делают дорожки ближе к проезжей части? Какую функцию они выполняют?

– Это технический тротуар. Вдоль дорог по городу газоны, грязь с которых попадает на проезжую часть. Технический тротуар предохраняет от этого дорогу, служит укреплением бордюров, позволяет любую уборку – зимнюю или летнюю – производить так, чтобы по минимуму затрагивать проезжую часть. Эта мера совсем не для красоты, как ошибочно полагают многие. Технические тротуары – это в первую очередь очень эффективный способ защиты и дороги и газонов. Он применяется сегодня во всех больших городах.

К ответу готовы!

– Недавно активисты ОНФ выезжали на проверку, после которой просили мэрию принять меры реагирования к тем, у кого гарантийный срок дорог истекает на следующий год только. Ваши компании есть среди тех, кому сделали такие серьезные замечания?

– Это рабочие моменты. И случаются они по разным причинам: бывает, действительно некачественно был уложен кусок асфальта, а бывает, его «съела» солярка от машины или снесла тяжелая техника. Большая проблема, к примеру, по колодцам, когда часть асфальта под теплотрассой теплая, а вокруг асфальт – холодный. В итоге частые разрушения. Каждая дефективная точка индивидуальна, и ее важно правильно диагностировать. К тому же живем мы в условиях довольно сурового климата, с резкими перепадами температур, что эксплуатацию дорог, конечно, затрудняет. Но когда такие ситуации случаются, мы стараемся не только оперативно восстанавливать поврежденное полотно, но и по возможности проводить профилактические работы, чтобы свести к минимуму возможные разрушения. Ведь чем быстрее устранить проблемный момент, тем меньше разрушений он потом повлечет за собой. Так что за замечания только благодарны!

– Томичам приходится видеть порой, как асфальт укладывают прямо на песок. Долго ли пролежит такой асфальт?

– Я вас удивлю, но асфальт можно класть не только на песок, но и на щебень, и на гравий, и даже на землю. Если речь, конечно, речь идет о зонах, где нет проезда тяжелой техники. В пешеходных зонах с асфальтом ничего не случится. Хотя по строгой технологии такое, конечно, не допускается. И я бы советовал обо всех таких случаях сообщать руководству подрядчика.

– Колейность на дорогах – для Томска это притча во языцех. Эту проблему постоянно обсуждают в соцсетях. Звучит много версий, но большинство горожан склоняются к тому, что ради экономии на дороги кладут очень некачественный асфальт. Почему это происходит, на ваш взгляд?

– Причина всегда одна – плохая дорожная основа, когда неизвестно какое основание было положено много лет назад. Вторая причина – при высокой температуре выше тридцати тяжелая техника продавливает покрытие. По центральной улице такая техника не ходит, однако здесь сказывается «массовость движения». Если вы заметите, основные колеи у нас перед светофорами или пешеходными переходами, где имеется давление тормозных путей. Вот оно-то медленно, но верно увеличивает колейность. Но, конечно, нельзя исключать и тот момент, что предвидя это обстоятельство в таких местах можно было бы укрепить «основу» дорожного полотна. Но это уже даже не к подрядчику, а к проектировщикам вопрос. Что они пропишут, то строители и исполнят. К тому же сейчас генеральные подрядчики к выбору субподрядных организаций подходят очень строго. Брать плохих – себе дороже.

– Как специалист, скажите компетентно: как долго должен держаться асфальт на интенсивно эксплуатируемой улице по ГОСТу?

– В Сибири, не только в Томске, для этого дорожная одежда должна быть бетонной, только на такое основание должен быть уложен асфальт. Когда она будет «теплой», тогда покрытие будет долговечным. У нас же в Томске на большинстве улиц в основании лежит даже не щебень, а гравий. Даже на центральной улице Ленина. Отсюда и возникают потом и колейность, и разные дефекты.

– Как я понимаю, сравнивать бетонное основание с гравийным то же самое, что гранитный бордюр с прессованным бетоном. Почему мы не можем везде сделать бетонное основание на всех дорогах?

– Заманчивая идея, но... Во-первых это не просто большие деньги, это огромные средства. Во-вторых, сделать такой объем одномоментно невозможно физически – город превратится в одну сплошную пробку и окажется просто парализован. Я думаю, что и без такого радикального подхода можно выровнять ситуацию с дорогами: когда они будут поддерживаться в нормальном состоянии, когда появятся объездные пути и когда правильно распределится нагрузка на дорогах.

– А как обстоят дела с ливневым хозяйством? Не получится ли так: сегодня мы кладем дорогие дороги, ставим гранитные бордюры, а потом вспомним про ливневки и начнем все это сносить?

– Систему ливневого водоотведения строили давно: что-то заросло, что-то вышло совсем из строя. И сегодня здесь требуется основательный капитальный ремонт. Последние несколько лет те дороги, что я строил, – тяжелые, трудные – были без ливневки. Восстанавливать ливневое городское хозяйство просто необходимо. Однако не надо думать, что нам придется делать двойную работу. Сносить, когда появятся средства на эти цели, ничего не придется. В Томске есть возможность провести ливневую систему, не трогая при этом дорогу.

Что дальше?

– В этом году были освоены очень серьезные бюджетные средства. И горожане это сразу заметили – многое из того, до чего годами не доходили руки у власти, сейчас очень активно ремонтируется: обновляются улицы, появляются ровные дороги. Только сохранится ли такая тенденция и на следующий год? Что говорят по этому поводу на многочисленных совещаниях с администрацией и чиновниками, которые вы посещаете?

– Власти утверждают, что финансовый поток до 2025 года, пока действует государственная программа, сохранится. Полагаю, такими темпами, пусть не сразу, но постепенно, обязательно доберемся и до обустройства внутриквартальных территорий.