Евгений Макаренко: «Ревизия» томской мэрии жизненно необходима городу...»

Пока главный претендент на пост мэра г. Томска Иван Кляйн отдыхает от собственной же выборной компании за рубежом – политическая жизнь города оживилась.

12.07.2018 в 07:10, просмотров: 1884

На минувшей неделе из социальных сетей стало известно, что в предвыборной гонке может принять участие  Евгений Макаренко.

Евгений Макаренко: «Ревизия» томской мэрии жизненно необходима городу...»

Томичи помнят его как одного из руководителей Лицензионной палаты Администрации Томской области, затем как заместителя начальника Департамента капитального строительства Администрации МО «Город Томск», где он руководил газификацией и отвечал за перспективное развитие города. После этого он уехал на повышение в Москву для работы в федеральном правительстве, работал в Департаменте территорий опережающего развития и инфраструктуры Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, где курировал вопросы инфраструктурного развития и социальной политики регионов. С учетом предстоящей интриги Макаренко стал весьма популярным человеком в медийном сообществе города. Не стали исключением и журналисты «МК в Томске», которым удалось задать ему буквально несколько вопросов...

Первым делом

– Евгений Николаевич, в чем вы видите главную проблему Томска?

– Главную проблему города на данный момент я вижу в стагнации, город абсолютно не развивается, нет инфраструктурного развития, ни расшиваются различные проблемные точки, связанные с увеличением автотранспортного парка и соответственно с последующими пробками. Все предпринимаемые решения остались в прошлом, это и Балтийская развязка, и Пушкинская развязка, и качественные изменения на Смирновском переезде и так далее. За прошедшие пять лет мы не увидели ничего даже подобного. А это говорит о многом. Этой аксиоме уже много десятилетий: без развития инфраструктуры, нет развития территории в целом.

Огромной проблемой я вижу сегодняшнюю отстраненность и закрытость власти от населения, бизнеса, а также от представителей прессы. Полное отсутствие обратной связи. Такое впечатление, что мэрия живет сама по себе, а томичи сами по себе. Хотелось бы привести пример из личного опыта работы в администрации Томской области. Каждый месяц работники департаментов выезжают в разные муниципальные образования для проведения Дня отрасли и встреч с населением. На таких встречах каждый житель может задать любой интересующей его вопрос. Применительно к городу Томску я вижу это так: мэр раз в месяц проводит совещание в одном из районов города, куда также приходят все жители данного района со своими нерешенными проблемами. На этой встрече также присутствуют глава данного района и руководители профильных департаментов, чтобы решать волнующие жителей вопросы, если не прямо на месте, то максимально оперативно. Соответственно за 4 месяца мы проводим совещание во всех районах города и далее по кругу. Вот тогда мы получим и прямой диалог с населением и максимальную обратную связь и понимание всех их наболевших проблемы, а также будем понимать эффективность работы на местах, т.е. районных администраций.

А сейчас любые выходы на городские улицы делаются исключительно в присутствии журналистов под телекамеры с целью пиара.

Что касается развития города в ближайшие десять лет, то в первую очередь это формирование активной и эффективной команды городской власти, которой, безусловно, требуется глобальные изменения как в составе, так и в методах работы. Жизнь не стоит на месте – нельзя идти вперед с теми, кто имеет проблемы с законом или не понимает новых требований к управлению городом. Без энергичной, болеющей за свое дело команды городской администрации о каком-либо развитии города не может идти и речи. Здесь уместно вспомнить цитату из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» А сегодня по факту не то что никто никуда не бежит, а даже никто никуда и не идет!

– Как вы считаете, насколько полно Томск использует ресурсы федерального бюджета, в каких, на ваш взгляд, программах мы не участвуем, а могли бы?

– Что касается привлечения ресурсов из федерального бюджета, насколько я вижу, сегодня наше участие в Федеральных целевых программах стремится к нулю. А это и Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Культура России» и Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» и так далее. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 24 федеральных целевых программы. Ведет всю эту работу Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России, с которым нужно взаимодействовать постоянно.

Где деньги, Зин?

– Как увеличить доходы городского бюджета, не увеличивая налогов? Если речь идет об инвестициях, то почему они фактически исчезли из городской экономики?

– Что касается увеличения доходов городского бюджета, то в современных условиях есть всего два пути. Первый – это привлечение денег из регионального и федерального бюджетов. Но мы понимаем, какой у нас областной бюджет, поэтому здесь речь должна идти в основном о федеральном варианте. Второй – это увеличение местной налогооблагаемой базы. И тут плавно переходим к инвестициям. Мы все прекрасно видим, что частных инвестиций в город нет. Почему их нет, это следствие политики городской администрации (как то затягивание сроков рассмотрения, отводы земельных участков, нежелание идти навстречу инвесторам, часто и банальная лень чиновников, так как решение вопросов требует дополнительной проработки). В итоге элементарные вопросы могут решаться годами. Всё это и создает неблагоприятный фон для вложения инвестиций. Даже у томских коммерсантов опускаются руки, когда все вязнет в коридорах городской администрации, хотя для них это родная земля. А что тогда говорить о иногородних или иностранных инвесторах? И здесь не нужно изобретать велосипед – есть практическая эталонная ситуация с привлечением инвесторов в Калуге, Белгороде, Казани: это прозрачность всех процедур, устранение административных барьеров, максимальное упрощение процедуры получения лицензий, разрешений и согласований, кратчайшее время выдачи любых разрешительных документов, индивидуальный подход к каждому инвестпроекту.

– Вы планируете навести порядок с выделением земельных участков, постановкой их на кадастр для массовой точечной застройки центра?

– Необходимо произвести инвентаризацию всех свободных земельных участков, которые не осваиваются. Включение механизмов контроля и ответственности их использования владельцами этих участков. Возвращение через судебные органы земельных участков в имущественную казну города в случае их неиспользования либо в случае ненадлежащего использования.

Как заставить чиновников работать?

– Что нужно делать, чтобы наконец победить коррупцию в администрации города?

– Рецепт здесь простой. Это опять же вопрос формирования команды городской администрации + регламентация всех услуг, оказываемых администрацией, с четко прописанным действиями и временем на их выполнение. Это все не считая того, что есть проработанное законодательство по борьбе с коррупцией, контроль расходов и доходов, общественный контроль, горячие телефоны для сообщения о подобных фактах со стороны работников городской администрации и так далее.

– Томск один из 40 городов России, получивших статус исторического поселения еще пять лет назад. В рамках федеральной целевой программы все эти города уже получили сотни миллиардов рублей на восстановление собственного культурного наследия (в нашем случае это прежде всего деревянные здания). Однако томская мэрия пять лет, по сути, сознательно не устанавливает так называемые границы исторического поселения (судится с экспертами в этой области и т.д.), а без этого участие в федеральной программе практически невозможно. Действие программы заканчивается через полтора года, то есть мы гарантированно денег на эти цели уже не получаем... Как вы считаете, за счет чего в таком случае возможно восстановление томского культурного наследия с учетом того, что, как показал опыт использования частных инвестиций в эту отрасль, тоже путь в никуда, поскольку бизнесмены в подавляющем большинстве сносят старые «деревяшки» и строят новоделы?

– Подготовка и представление программы сохранения исторического наследия по федеральным целевым программам, также по линии ЮНЕСКО. Включение механизма государственно-частного партнерства. Надо продолжать предоставление исторических зданий в долгосрочную аренду частным инвестора, НО при условии полного восстановления исторических объектов.

Неопределённые и не согласованные «так называемые» границы исторического поселения не отменяют статус ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ города, который у Томска уже имеется. Объективно скорейшее выполнение качественного проекта границы исторического поселения и согласование их отвечает интересам администрации города и всех жителей Томска.

Системный вопрос

– Что делать с тотальным износом коммунальной инфраструктуры, которая «убита» уже на 80%?

– Несмотря на то, что большая часть коммунальной инфраструктуры Томска находилась и находится в муниципальной собственности, администрация города на протяжении многих лет устранялась от этих проблем. Коммунальные и ресурсосберегающие предприятия как-то что-то эксплуатировали, областная власть утверждала тарифы. Где при этом был город? Нужно, наконец, начать относиться к себе как к собственнику имущества, выработать правила игры, понятные как тем организациям, которые работают на муниципальном имуществе, так и власти вместе с жителями. Власть должна понимать, на что тратятся деньги, собранные с наших жителей, но она же и должна участвовать в решении проблем коммунального комплекса. Если мы захотим выяснить, чем городская власть реально помогла коммунальщикам и энергетикам за последние 5–10 лет, мы не сможем ответить на данный вопрос. А ведь он основной. Почему до сих пор взаимоотношения с эксплуатирующими организациями не выстроены на основании договоров концессии муниципального имущества, в которых будут четко прописаны обязательства всех сторон, в том числе и собственника имущества? Давайте уже станем собственниками имущества. И именно тогда мы сможем спросить по полной и с наших партнёров. Тогда будут проработаны вопросы надежности оборудования и энергобезопасности города, прозрачными и понятными станут тарифы. Начиная любую проблему, нужно начинать с себя!

– Как вы считаете, нужен ли аудит деятельности прежней городской администрации?

– Аудит томской мэрии жизненно необходим городу. Речь идет как и о финансовом аудите (целевое использование средств, планирование расходов, эффективное распределение средств), так и об аудите внутренних процессов (организация бюджетного процесса, соблюдение бюджетной системы и т.д.). Независимая экспертная оценка аудиторов покажет объективную картину качества работы городской администрации в целом. Только комплексный аудит даст понимание текущей ситуации и уровня имеющихся вопросов, поможет решить имеющиеся проблемы на местах в различных звеньях управления, а также даст возможность повысить эффективность работы. Это как при вступлении в должность руководителя любого юридического лица – без аудита ты не увидишь всех проблем, накопленных прежним руководством, а также возможных подводных камней.

Справка «МК в Томске»

Кто вы, господин Макаренко?

Макаренко Евгений Николаевич (место рождения – г.Томск). В 1994 году поступил на факультет иностранных языков Томского государственного педагогического университета и в 2001 году окончил полный курс названного университета по специальности «лингвистика и межкультурная коммуникация», присвоена квалификация «лингвист-переводчик». В 1999 году поступил в Сибирскую академию государственной службы г. Новосибирск, в 2002 году окончил названную академию по специальности «государственное и муниципальное управление», присвоена квалификация «менеджер», специализация «управление региональной экономикой». Прошел несколько повышений квалификации: Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (г. Москва) по курсу «Практические вопросы государственного лицензирования розничной продажи алкогольной продукции», также по программе «Борьба с коррупцией как одна из важнейших задач в период финансово-экономического кризиса»; Томский государственный университет (международный факультет управления) по программе «Административная реформа на муниципальном уровне и электронные услуги», Центральный межведомственный институт повышения квалификации по программе «Управление строительной организацией».

Присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы Томской области 3-го класса», классный чин «Муниципальный советник Томской области 3-го класса».

Член партии «Единая Россия», руководитель первичной партийной организации. За время работы на государственной и муниципальной службе зарекомендовал себя с положительной стороны. В 2012 году включен в резерв управленческих кадров Томской области для назначения на государственные должности, должности государственной гражданской службы, руководителей ОГУП, ОГУ, АО.

Женат, воспитывает двух дочерей.