Пока неизвестно расскажет ли Владимир Вольфович о проблемах томских сельчан в сфере межмуниципальных автобусных перевозок пассажиров в своем очередном выступлении. Но то, что рассказывают жители поселка депутатам и журналистам действительно не укладывается в правовую логику.
– Недавно у нас работали новые большие и комфортабельные автобусы АО «Томскавтотранс». Но потом мне звонят и говорят – автобусы АО «Томскавтотранс» больше маршруты выполнять не будет. Сейчас поселок обслуживает индивидуальный предприниматель. С нами грубо разговаривают. Дали автобус – светильники без плафонов, в салон свисают провода. Стекло на входной двери держалось, чтобы не вывалилось, отверткой. Лобовое стекло разбито. Первый автобус проходил с неделю, потом произошло задымление в салоне, – рассказала жительница поселка Самусь.
Мария Пахорукова начала выяснять у водителя, куда делись новые автобусы, к которым жители уже привыкли. Водитель ответил, что перевозчик обанкротился. А в ответ на вопрос, как можно ставить на рейс такой ужасный агрегат на пассажирские перевозки, показал документ о техосмотре. В июле автобус остановился прямо посреди поля, и водитель сорок минут его ремонтировал.
Затем появились другие автобусы, немногим лучше первого. Да еще и стали часто опаздывать. Поломки во время рейсов продолжались. Другой автобус на замену никто не присылал, люди ждали все это время на остановках. Иногда – и вовсе безрезультатно.
Аналогичная ситуация сегодня имеет место по всем населенным пунктам, где раньше транспортное сообщение обеспечивало АО «Томскавтотранс». Тем временем АО «Регион-Транс», с которым 15 июня департамент по управлению государственной собственностью Томской области расторг договор об управлении АО «Томскавтотранс», начал продавать автобусы, приобретенные в рамках реализации проекта по обеспечению комплексного развития пассажирского транспорта в Томской области.
– После расторжения договора инвестор не счел возможным оставить автобусы на прежних условиях у «Томскавтотранса», — прокомментировал ситуацию руководитель АО «Регион-Транс» Владимир Ильичев, - договоры на эксплуатацию этих автобусов были расторгнуты. Наши предложения областной администрации решить судьбу подвижного состава с учетом понесенных нами затрат ответа не получили. Два месяца назад нам сказали, что все эти автобусы нужны, но в конечном итоге с нами перестали обсуждать эту тему. В итоге вопрос сам с собой с повестки дня снялся.
Автобусы были закуплены, но на линии их теперь нет. По решению областных властей все 55 новых, больших и комфортабельных машин находятся на стоянке инвестора, а «Томскавтотранс» практически не работает как перевозчик. Сегодня на межмуниципальных перевозках задействован транспорт частников, который давно пора было списать. Качество обслуживания пассажиров резко ухудшилось и вызывает много жалоб и обращений со стороны населения. Вечерами стало не уехать, люди вынуждены пересаживаться на такси.
Судьба приобретенных по лизингу и за счет кредитов новых автобусов осталась проблемой инвестора. Два с половиной месяца они работали бесплатно на маршрутах «Томскавтотранса», еще два месяца — ждали решения чиновников. А затраты и платежи по лизингу и кредитам в результате такого ведения проекта ложились бременем убытков на инвестора. Они ведь никуда не делись, а это миллионы рублей ежемесячно.
– Иллюзий мы не питаем, понимая, что проблема «Томскавтотранса» и коллектива его работников сейчас гасится всеми возможными и невозможными средствами, – продолжает высказывать свое видение ситуации Владимир Ильичев, - но ситуация растягивается по времени чиновниками, действующими в интересах конкурентов областного предприятия, чтобы она канула в лету. Думаю, что в конечном итоге предприятие ликвидируют. Нет никакого смысла, развалив его, снова насыщать техникой. Весь ход событий подтверждает только это направление…
Сначала конкурентам «Томскавтотранса» позволили уйти с автовокзала, принадлежащего областному предприятию, и увести оттуда денежные потоки, которые должны были идти на зарплату персонала и эксплуатацию областного имущества. Сейчас, после отстранения управляющей организации, ситуация развивается в том же направлении, очередные перевозчики ушли с автовокзала на так называемый остановочный пункт рядом с железнодорожным вокзалом. Деньги продолжают аккумулироваться у частников — конкурентов «Томскавтотранса». Без собственных автобусов на своих маршрутах, водителей и автовокзала у областного предприятия доходов не будет, только одни затраты. А это самый короткий путь к банкротству.
По мнению бывшего инвестора, «Томскавтотрансу» не дали возродиться, потому что возникал мощный конкурент частникам, перевозчик, который работал в строгом соответствии с действующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Это как раз и напугало перевозочный бизнес, экономика и реальные собственники которого находятся глубоко в «тени», а о людях в очередной раз никто не подумал.
– Поэтому они и пошли на такие действия, которые в голове не укладываются, просто грабеж средь бела дня, — оценивает ситуацию Владимир Ильичев.
Однако, не смотря на всю «тяжесть» подозрений подобного рода чиновники, курирующие дорожный транспорт, до сих пор так и не прокомментировали сложившуюся ситуацию. И это только подтверждает самые худшие предположения общественников и журналистов… Причем буквально несколько недель назад одно из томских предприятий уже выиграло иск у местного Белого дома в части невыполнения чиновниками обязательств, взятых на себя в рамках договора государственно-частного партнерства. В случае дальнейшего развития этого неприятного сценария местному бюджету придется потратиться на компенсации коммерсантам. И теоретически ничего не мешает «Томскавтотрансу» проделать тоже обратиться в суд за взысканием убытков…