«Томскавтотранс» убирают с рынка ради теневого бизнеса?

Чиновники заплатили по долгам областного предприятия его же конкурентам...

Если рассмотреть ситуацию с «Томскавтотрансом» за последние два-три года, то она все больше становится похожа на масштабную аферу, в которой недобросовестные чиновники по-крупному подставили губернатора. А чем дальше в лес – тем больше дров. Такого мнения, в частности, придерживаются некоторые наблюдатели, в число которых входят областные, городские и сельские депутаты.

Чиновники заплатили по долгам областного предприятия его же конкурентам...

Сначала глава региона создает рабочую группу по финансово-хозяйственному оздоровлению предприятия, назначив своего заместителя ее руководителем. Чем помогли областные чиновники? «Томскавтотрансу» не дали работать на своих маршрутах, а с июня прошлого года и вовсе лишили собственных перевозок, забрав последние источники доходов. Перспектива с такой политикой одна – банкротство. А тем временем на предприятие можно списать десятки миллионов бюджетных субсидий и банковских кредитов.

При этом частного инвестора вывели из проекта и, назначив виновником всех бед, препроводили за дверь несостоятельными претензиями. Одной из них стали долги областного предприятия предыдущих периодов, которые областные власти не стали помогать гасить. Второй – якобы нехватка автобусов для маршрутов, которые рабочая группа упорно держала за частными перевозчиками.

«На самом деле собака зарыта в другом. Активы предприятия давным-давно уже кем-то поделены. В результате ситуация на «Томскавтотрансе» не просто рухнула, она каждый день проваливается глубже и глубже. Доходов нет, перевозок нет. Перевозчиков на автовокзале нет. Они все ушли. Все сделано только для частника. Туда же уйдут и деньги, которые сейчас лихорадочно ищут для «Томскавтотранса». В итоге областной рынок межмуниципальных пассажирских перевозок расчистили для теневого бизнеса», – рассказал один из наших собеседников.

В прошлом году на имя заместителя губернатора пришло обращение одного из предпринимателей. Там приводится такой пример: владелец межмуниципального автобусного маршрута своих транспортных средств не имеет. И поэтому предлагает другим частным перевозчикам выходить на маршрут за плату – полторы тысячи рублей в день. Умножим на общее количество автобусов – миллионы рублей каждый день теперь крутятся мимо бюджета.

«Томскавтотрансу» за этот маршрут так называемый перевозчик с одного автобуса платил всего лишь три тысячи в месяц. А вот областному предприятию областная же рабочая группа так и не дала повысить ставки аренды за маршруты и обслуживание автобусов частников на своей базе.

Напомним еще раз: вся эта схема разработана и реализована рабочей группой областной администрации, которую возглавляет заместитель губернатора.

Ранее томские СМИ уже писали о том, что инвестор за два года работы потерял в Томской области 300 миллионов рублей из-за отказа чиновников поддержать государственно-частное партнерство по модернизации пассажирских автоперевозок. В проекте участвовал и ряд федеральных компаний — финансовых, лизинговых, топливных, включая Институт транспорта при Правительстве Российской Федерации и уполномоченных представителей корпорации «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива.

Управляющая «Томскавтотрансом» компания «Регион-транс» предъявляла претензии рабочей группе под управлением заместителя губернатора, которая не давала развивать предприятие своим прямым вмешательством в хозяйственную деятельность. В частности, речь шла о навязывании контрагентов юридическому лицу.

Кроме того, АО «Томскавтотранс» было отказано в предоставлении субсидий за перевозку льготных категорий граждан, в связи с чем перевозчиком не было получено около 16 миллионов рублей за фактически оказанные услуги по перевозке льготной категории пассажиров (за 2017 год таких пассажиров было перевезено в десятки раз больше, чем в предыдущем).

Итогом этой деятельности стала сегодняшняя ситуация – фактически руководить предприятием стала группа лиц, которая организовала противодействие решениям губернатора Томской области об оздоровлении деятельности АО «Томскавтотранс».

Сейчас на имя главы региона готовится открытое письмо. Под ним поставят подписи не один десяток специалистов транспортной отрасли. Это те, у кого уже нет больше никаких сил смотреть на безответственное и безнаказанное издевательство над населением Томской области в части автобусных межмуниципальных перевозок.

До чего сегодня довели «Томскавтотранс» частники, которые работают по «черным» и «серым» схемам при поддержке областной власти? Сегодня у областного предприятия заключены договоры с Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области примерно по 25 пригородным и междугородным маршрутам. Для осуществления перевозок по ним «Томскавтотрансу» необходимо около 110 единиц техники с учетом резерва, а у предприятия в распоряжении имеется всего порядка 10 автобусов, которые работают по небольшим маршрутам.

«Томскавтотранс» обеспечен по имеющимся договорам техникой менее чем на 10%. А если посмотреть общую потребность по всем договорам из межмуниципального реестра (42 маршрута), где общая потребность составляет порядка 250 единиц, то его доля еще меньше и составляет около 4%.

О каком развитии перевозок и «Томскавтотранса» вообще имеет смысл говорить, когда при имеющемся потенциале, инфраструктуре, штате вопрос по приобретению техники не решался годами, когда около 95% перевозок выполняют мелкие частные перевозчики, для которых это только бизнес и больше ничего. Они не заинтересованы в развитии перевозок, повышении качества, да и не имеют возможности в приобретении нового подвижного состава большой вместимости в необходимом количестве, в увеличении количества рейсов в отдельные населенные пункты, обучении и подготовки персонала. Всё это жители Томской области видят своими глазами – не годами, а уже десятилетиями.

Основной подвижной состав, который используют частники, состоит из старых автобусов марки ПАЗ-32054 малой вместимости. В часы пик люди давятся, не входят, испытывают дискомфорт и в итоге пересаживаются на легковой транспорт или попутки. Безопасность перевозок нарушается на каждом шагу! А про поездки в данных ПАЗиках с детскими колясками, большими сумками или в инвалидных креслах и говорить не стоит вообще, как и качестве оказываемых услуг и минимальном комфорте.

Зачастую частники по причине или под предлогом неисправности техники нарушают расписание, а чаще просто срывают рейсы. Резерв машин у таких перевозчиков отсутствует. Тут «Томскавтотранс» должен плечо подставить, но и у него техники нет. Вот и мучается сельское население, опаздывая везде и вся, не будучи уверенными, что один из трех рейсов день придет не то вовремя, а то и вообще не приедет. А частники, понимая, что альтернативы им нет, могут сорвать любой нерентабельный рейс под предлогом неисправности, причем делают это регулярно и остаются безнаказанными.

Очевидно же, что сегодня предприятие не может и не сможет быть крепким перевозчиком в принципе, а также участвовать в конкурсах в 2019 году в областных и городских конкурсах. И тем более – победить на интересных маршрутах. Учитывая, что времени до конкурсов практически не остается, то перспектив государственному предприятию как перевозчику практически не оставляют. А у населения и власти не остается перспектив на адекватную альтернативу частникам и необходимую конкуренцию в сфере пассажироперевозок.

Как ситуация будет ухудшаться в ближайшее время? В соответствии с законодательством маршруты бывают по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Так как в бюджете на 2019 год необходимых средств на проведение конкурсов не заложено, будут конкурсы по нерегулируемым тарифам. Они не предполагают никакой государственной поддержки, а перевозчики будут сами устанавливать тарифы. Получится, что частники выберут более-менее интересные маршруты и будут там работать как попало – на аварийной технике, по своим тарифам, без альтернативы и возможности замены.

Непонятно, что будет со льготниками, так как по нерегулируемым тарифам их перевозка не предусмотрена, а только при согласовании размеров компенсации с перевозчиками.

Остается вопрос и по судьбе менее рентабельных или нерентабельных маршрутов по нерегулируемым тарифам. Напомним, что Томская область уже имеет опыт по отмене межмуниципальных маршрутов (в частности, на Каргасок), переводу их на нерегулируемые тарифы и проведению конкурсов.

Надо понимать, что при повсеместном росте цен рост стоимости проезда при нерегулируемом тарифе или вообще отмена маршрутов вызовет социальный взрыв особенно у незащищенных слоев населения и льготников. Причем рост тарифов без адекватной альтернативы и конкуренции качество перевозок не улучшит.

Что сделал два года назад для Томской области «Регион-Транс» как управляющая компания? Организовал поставку порядка 80 единиц новой газовой техники, в том числе большой вместимости, которая необходима населению. «Томскавтотрансу» она нужна была, чтобы своими силами встать на маршруты, начать зарабатывать деньги областному предприятию и для подготовки к новым конкурсам. Кто всему этому активно противодействовал? Частники и некоторые чиновники. Что же касается населения, то жители таких поселков, как Самуськи, Орловка, Итатка и т.д., пользующиеся услугами пассажирского автомобильного транспорта, почувствовали существенную разницу и отметили качество услуги, которую обеспечивало АО «Томскавтотранс» под руководством управляющей организации.

Томским властям оказались не нужны ни новая газовая техника большой вместимости, ни прилагаемые усилия по выводу предприятия из пике, ни перспектива «Томскавтотранса» стать реальным перевозчиком. Получается, что и развитие перевозок вместе с потребностями населения оказались невостребованными.

Можно долго перечислять вопиющие примеры если не саботажа, то вредительства и противодействия при реализации проекта. Такое ощущение, что чиновники делали все возможное, чтобы не допустить создание на базе «Томскавтотранса» сильного, процветающего перевозчика.

Так, при поступлении новых автобусов большой вместимости в Томскую область они просто не были согласованы для использования на маршрутах «Томскавтотранса». А у частных перевозчиков не было и нет проблем с согласованием любой рухляди, которая сегодня передвигается не только по селам и деревням, но и по центральным улицам Томска.

На всякий случай напомним, что речь шла об автобусах на газе. Вот такое замечательное отношение у томских чиновников к выполнению соглашения с «Газпромом» о переводе транспорта на газ.

Под надуманным предлогом и в нарушение действующего порядка томские власти не предоставили субсидии за перевозку пассажиров «Томскавтотрансу» – по сути, государственному предприятию. А после расторжения договора с управляющей компанией от имени «Томскавтотранса» подали иск в суд на собственный департамент и без проблем его выиграли.

Зачем это было сделано? Для искусственной затяжки времени по расчетам с кредиторами, нагнетания социальной напряженности и раздувания ее в СМИ, конфликтов с кредиторами – с целью дискредитации «Регион-Транса». Напомним и о неоднократных поджогах техники и нагнетании истерии с использованием автотранспортного профсоюза, представляющего интересы частных перевозчиков.

Дальше – больше! «Регион-Транс» представили как главного вредителя в сфере транспорта и даже завели уголовное дело! А ведь именно при нем «Томскавтотранс» стал заниматься перевозками, а выручка предприятия от этой деятельности выросла на тот период в несколько раз, что и повлекло за собой и недовольство, и особый интерес к предприятию отдельных чиновников.

Сегодня мы видим, за что боролись противники «Регион-Транса» – выручка от перевозочной деятельности у «Томскавтотранса» неуклонно падает.

В июне 2018 года договор с «Регион-Трансом» расторгли. С чем остались Томская область, ее население и «Томскавтотранс»? Ни с чем – у разбитого корыта. Со всеми своими нерешенными и растущими, как снежный ком, проблемами, с мелкими частниками и их самоуправством, старыми ПАЗиками-тазиками.

Областные власти выделили из бюджета «Томскавтотрансу» 60 миллионов субсидии на автовокзальную деятельность. Она перетекла к основному кредитору – бывшему руководителю областного предприятия и его компаниям. При этом кредиторская задолженность «Томскавтотранса» продолжает ежемесячно расти. Таков итог деятельности рабочей группы под руководством заместителя губернатора по оздоровлению деятельности предприятия, где 100 процентов собственности принадлежит Томской области.

А значит, уже в ближайшее время потребуются новые десятки миллионов рублей из бюджета, которые растекутся по понятно чьим карманам...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру