Кто раскроет темное дело «Томского завода светотехники»?

Как владелец группы компаний «Свет XXI века» взял кредит в 200 млн. рублей и решил его не отдавать

Финансовые мошенничества и крупные аферы в истории Томска происходили за последние 20 лет не так уж и редко, особенно, если вспомнить дела, связанные с умышленным банкротством предприятий, и невозвращением крупных кредитов банкам. У всех на слуху дело «Зеленой Фабрики», предприятия «ИЛПК», которые было умышленно обанкрочено и уничтожено ныне уже бывшим областным депутатом Сергеем Кравченко, а также его компаньонами и подручными, стоит вспомнить и историю знаменитого «Спиртзавода».

Как владелец группы компаний «Свет XXI века» взял кредит в 200 млн. рублей и решил его не отдавать
Банкротство ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века» до сих пор не расследовано

Можно вспомнить и историю «создания» т.н. «Западно-Сибирского нефтеперерабатывающего завода» (ЗапСибНПЗ), на эти цели выделили огромные деньги, более 1 млрд. рублей, но оно так и закончилось ничем, да, согласимся, за последние годы таких дел было много.

Как правило, дельцы привернувшие такие серьезные дела, в Томской области предпочитали больше не появляться, мало ли что. Однако не всегда такое правило соблюдалось. Сейчас нам хотелось бы поговорить о громком банкротном деле, о котором часть федеральных СМИ уже писала в конце 2015 года, но оно так и закончилось ничем. Причем бизнесмен, который по факту очень грамотно «обул» банк на сотни миллионов рублей, успешно здравствует и поныне. Поговорим о скандальном банкротстве известного томского предприятия - ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века». Его владельцем был председатель группы компаний «Свет XXI века», учредитель компании ООО «Руслед» Владислав Голубев, в чей холдинг оный завод и входил. Около 8 лет назад его компании взяли у банка «Банк проектного финансирования» кредит на развитие холдинга, в размере 200 млн рублей, но деньги решил просто не возвращать, просто обанкротив одну из своих компаний. Впрочем, дело это весьма интересное, поэтому расскажем о нем как можно более подобно.

Деньги на развитие

История начинается в ныне уже далеком 2012 году. Именно тогда, скупивший активы ликвидированного к тому времени ОАО «Томский электроламповый завод» (ТЭЛЗ) Владислав Голубев решил модернизировать свое производство. В рамках реконструкции планировался переезд всех цехов завода в новый пятиэтажный производственный корпус, который остался в собственности у предприятия после продажи активов в результате конкурсного производства «лампочки». Причина оптимизации производства, - владельцам позарез нужно было избавиться от расходов по аренде площадей у нового собственника помещений завода. Кроме этого был проведен ряд мероприятий по уменьшению потребности предприятия в стекле. В частности, производство ламп накаливания было переведено на меньшие габариты колб, на которые нужно меньше стекла. В новом цехе было размещено стекольное производство, производство водорода, кислорода, азота. Из арендуемых помещений в новый реконструированный корпус переехали цеха по производству и сборке ламп накаливания, электродов, сборка компактных и светодиодных ламп. Полную реконструкцию на предприятии завершили к осени 2012 года. Средства на эти были выданы «Банком проектного финансирования» (БПФ) из Москвы. В 2011–2013 годах «Свет XXI века» заключил с банком кредитных договоров суммарно на 196,6 млн рублей под 12–16 % годовых. Другая фирма холдинга – «Современные источники света» – заложила в их обеспечение всю недвижимость завода (земельные участки и 15 зданий на них площадью более 10 000 кв. м). При этом активы основного должника в указанные годы были не больше 171,3 млн рублей, а субсидиарного – 59 млн рублей, то есть, даже суммарно они едва превышали основную часть займа. Вроде бы, все было вполне прозрачно, и сложно было представить то, что должник эти деньги по какой-то причине не отдаст.

Банкротство банка и банкротство ЗАО «Свет XXI век»

Однако 13 декабря 2013 года Центробанк РФ отозвал лицензию у «БПФ», как было сказано, «за низкое качество активов при рискованной кредитной политике» и «сомнительные операции», в результате которых учреждение еще в ноябре фактически прекратило свою финансовую деятельность. Через 10 дней, 23 декабря Агентство по страхованию вкладов (АСВ) приступило к банкротству банка (дело № А40-184548/2013). На первый взгляд это дело не связано с Томском, но не спешите с выводами.

Параллельно с этим делом, ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века» также вступило в процедуру банкротства. Причем, его обстоятельства были весьма странными. Дело в том, что в октябре этого же года, ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века» подает заявление о признании самого себя банкротом. Причины – большая кредиторская задолженность. Это шаг был на первый взгляд непонятным и абсурдным, компания успешно работает, недавно прошла модернизацию, проценты по кредитам платит, что еще надо? Поэтому первое заявление Арбитражный суд оставляет без движения. И буквально сразу же против томского ЗАО «Свет XXI века» подается иск от некой маленькой компании из Томска, ООО «Фобус». Причина – неоплата долгов в размере около 800 тысяч рублей, ничтожной суммы для большой компании. И только после этого заявление было принято в арбитражном суде к рассмотрению, а против предприятия началась процедура банкротства.

Позже, в качестве кредиторов, которые истребовали свои средства, появились компании ООО «Руслед», ООО «Свет 21 века» из Омска, и ООО «Свет 21 века. Томский завод светотехники». Именно они были держателями более 65 % всей кредиторской задолженности в судебных процессах, а «Фобус» оказался держателем всего 1.5% всех долгов. Как мы видим, почти все компании держатели основной массы долгов, так или иначе принадлежат бизнесмену Владиславу Голубеву, входят в его группу компаний. Т.е. получается, что он сам, по какой-то причине стал банкротить свое же собственное предприятие. Почему? Зачем?

Как я думаю, тут ответ лежит на поверхности, - у «Банк проектного финансирования» лицензия была отозвана, как мы помним, в декабре. Но серьезные проблемы у банка начались в ноябре, а информация о том, что у «БПФ» могут возникнуть серьезные проблемы, появилась еще раньше! Ведь до него с громким шумом и скандалом лопнул московский «Мастер-Банк» который осуществлял процессинг всех операций «БПФ», так что о том, что «БПФ» может пойти за «Мастер-банком», многие знали. Скорее всего, предприимчивый томский делец получил от кого-то информацию о том, что банк-кредитор вот-вот начнет «схлопываться» и сразу же запустил банкротство своего же ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века», и компании «Современные источники света» (дела А67-6581/2013 и А67-1872/2014), которые брали и гарантировали возврат кредитов. Иными словами, решил обанкротить свою компанию, чтобы не отдать банку долги.

Попытка отбить долги

Разумеется, что банк, который хоть и находился в процедуре банкротства, попытался вернуть свои средства обратно. Однако от имени выступал конкурсный управляющий АСВ, который многих вещей или не знал, или просто не интересовался всем, что происходит, или работал в интересах явно не банка. Ведь представитель «БПФ» решил вступить в реестр кредиторов только во второй половине 2014 года, уже стадии конкурсных производств. Если бы все это получилось, то «БПФ» с долгом 208,9 млн рублей становился главным кредитором ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века», мог решить судьбу предприятий и получить средства от продажи заложенной недвижимости на торгах. Однако в судебных процессах выяснились странные вещи. Например, стало известно о том, что у банка-кредитора просто нет доказательств перечисления крупных сумм кредита. Все, на что он ссылался, – это расчеты со ссылками на «ведомость остатков» и копии платежных поручений на 5 млн рублей. Ну и конечно кредитные договоры №049/11-К от 10.08.2011, №029/12-К от 26.03.2012 и №050/13-К от 29.03.2013 с приложениями и дополнительными соглашениями.

Конкурсный управляющий и юристы компаний холдинга «Свет XXI века» категорически возражали против включения банка в реестр кредиторов. Они указали на то, что на платежках нет печати банка, а расчеты подписаны лишь с одной стороны, управляющим из АСВ. Как написали юристы в своем отзыве, «наличие подписанных договоров само по себе не означает, что обязательства возникли, а важно то, что банк не смог доказать факт передачи денег» (!), а значит, в его требованиях следует отказать.

Как сообщал в октябре 2015 года сайт http://pravo.ru, который подробно освещал это дело, в суде сразу предложили банку представить оригиналы документов, которые подтвердили бы заявления управляющего банка о том, что там перечисляли по факту заемщику средства по кредитным договорам, грубо говоря, подтвердили свои финансовые транзакции. Однако управляющий почему-то этого не сделал, и 26 ноября 2014 года судья решил не включать «БПФ» в реестр кредиторов, потому что он не доказал «основания требований, наличие и размер задолженности». С точно такой же формулировкой банку отказали в банкротном деле «Современных источников света».

Сразу возникает резонный вопрос, а куда делись документы на перевод столь значительных сумм? В своем заявлении о включении в реестр кредиторов конкурсный управляющий из АСВ объяснил, почему не смог представить выписки с лицевых счетов, но выглядело это как-то совсем нелепо. Якобы в БПФ больше не работает автоматизированная банковская система, а все попытки ее наладить, ни к чему не привели. Кроме того, собственники банка, перед уходом уничтожили многие документы и просто «стерли» электронную базу. Не исключено, что они хотели избежать ответственности за многие темные финансовые дела, в результате которых Центробанк РФ подозревал «БПФ».

Деньги перечислялись!

Может, деньги в ЗАО «Томский завод светотехники. Свет XXI века» от банка действительно не перечислялись? Непохоже. В пользу того, что деньги реально передавались, говорит и интервью фактического владельца холдинга Владислава Голубева, и информация, которая много раз публиковалась в томских СМИ в 2012 году. Так, 2012 году Голубев рассказывал агентству «Интерфакс» о том, что его предприятиям требуются деньги для выкупа активов ликвидируемого электролампового завода, который обанкротился ранее.

-Значительную сумму нам предоставил «Банк проектного финансирования» (БПФ), оставшуюся часть средств еще предстоит привлекать, – сообщил изданию Владислав Голубев.

Примерно такую же информацию разместил сайт администрации Томской области, и многие томские порталы. Мало того, ЗАО «Свет XXI века» в свое время уплачивал проценты по кредитам банку. Это могло стать серьезным аргументом в пользу реальности договоров, но конкурсный управляющий банка в суде его почему-то не использовал. Как мы видим, этот самый управляющий в судах вел себя предельно странно….

Да, сейчас у господина Голубева нет необходимости выкупать недвижимость завода, которую заложили в фирме «Современные источники света», в судах никто не смог доказать то, что банк может на них притязать. Банкротное дело субсидиарного должника, банка «БПФ» прекращено. В отношении «Свет XXI века» банкротное производство завершилось в августе этого года. Компании уже нет, ее ликвидировали в сентябре. Производственные линии ликвидированного ЗАО выкупили другие компании из холдинга Владислава Голубева, тот же ООО «Руслед».

Интересно, а как охарактеризовать все эти действия с точки зрения закона? Ведь перед нами, как мы думаем, есть признаки преднамеренного банкротства своей же компании, да еще с целью уклонения от исполнения кредитных обязательств на сотни миллионов рублей? Все эти вещи, формально, должны караться самыми серьезными статьями УК РФ. Только вот в Томске, они как показали примеры приведенные выше, почему-то ими так и не караются…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру