Банк с томской «пропиской» раздавал деньги бомжам

Руководители «Промрегионбанка» арестованы по делу о растрате более 3 млрд рублей

В 2016 году мы писали о подозрительном банкротстве томского банка «Промрегионбанк», направляя заявления в Генпрокуратуру, СК и МВД. Поначалу (как это обычно и бывает) нам пришло много отписок из правоохранительных органов Томска и Москвы. Тем не менее после нашего сообщения в столицу о бездействии местных правоохранителей дело все-таки возбудили. На минувшей неделе Басманный райсуд Москвы арестовал бывшего председателя правления «Промрегионбанка» Андрея Чуракова и его заместителя Ивана Сенцова.

Руководители «Промрегионбанка» арестованы по делу о растрате более 3 млрд рублей
Арестованный председатель правления «Промрегионбанка» Андрей Чураков

Дело и арест

Оба обвиняются Следственным комитетом России в особо крупной растрате средств банка. По версии следствия, в апреле 2016 года, незадолго до отзыва у «Промрегионбанка» лицензии, из банка вывели свыше 3 млрд рублей. Ранее руководители банка проходили по делу в качестве свидетелей, и вот, после трех лет они стали главными обвиняемыми. Как сообщило издание «Коммерсант», уголовное дело по факту растраты в особо крупном размере следователи СК возбудили по заявлению Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Лицензии «Промрегионбанк» лишился еще в мае 2016 года, после того как полностью утратил собственные средства из-за кризиса ликвидности. В общей сложности банк остался должен вкладчикам более 7 млрд рублей, из которых 3,6 млрд рублей пришлось на физлиц и индивидуальных предпринимателей. По версии следствия, незадолго до отзыва лицензии на счета фиктивных фирм под видом выдачи кредитов было выведено около 3 млрд рублей. Всё это выяснилось в ходе конкурсного производства. Сразу после возбуждения уголовного дела в апреле 2017 года основными свидетелями по нему стал председатель правления Чураков и его заместитель Сенцов. Проходили по делу и члены правления — Елена Леонова, Алдар Санданов, а также бывший член наблюдательного совета Ольга Сухова. Не исключено, что они тоже окажутся под стражей в самое ближайшее время.

Андрей Чураков и Иван Сенцов своей вины не признали, сообщив, что кредиты выдавали вполне респектабельным фирмам и под поручительство. Тем не менее, представители СК настояли на их аресте, мотивировав это тем, что банкиры могут скрыться от следствия. Суд согласился с доводами следователей и взял Чуракова и Сенцова под стражу до 17 января 2021 года.

Непростой банк

Напомним, «Промрегионбанк» был создан в Томске еще в 1992 году группой томских предпринимателей для обслуживания своих же счетов якобы в целях банальной экономии на операционных расходах. Публично банком командовал Михаил Андрианов – бывший директор и совладелец банка. В списке первых клиентов «Промрегионбанка» были томские компании «Томск Авиа», «Лидер-Прогресс», «Томская строительная компания», «Богатырь», «Завод Полиалпан», Томский завод резиновой обуви, «Газхимстройинвест», «Микран», «Копыловский кирпич». Среди частных клиентов банка – несколько тысяч томичей. В 2013 году томский банк по неизвестной причине полностью сменил состав акционеров, а позже перерегистрировался в Москве. В частности, почти 20 процентов (19,63%) банка приобрел владелец инвестиционной компании «Урса капитал проекты» (входит в группу компаний УРСА) Алексей Семкин. Также 20% приобрела гендиректор мультипрофильного предприятия «Альянс инвест» Анастасия Ковалькова. Еще по 20% приобрели жители Москвы Андрей Чураков и города Железнодорожного Московской области Игорь Ерастов.

Денег нет

На 1 апреля 2016 года нетто-активы банка составляли 5,03 млрд рублей (340-е место в России), уставной капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) – 0,64 млрд рублей, кредитный портфель – 3,63 млрд рублей, обязательства перед населением – 3,44 млрд рублей. Словом, все было хорошо, но 12 мая в банке внезапно закончились деньги, в результате чего почти все финансовые операции были приостановлены. Это вызвало шквал вопросов клиентов к руководству банка. Ситуация была крайне накалена, что не удивительно, ведь банк имел 8,1 тысячи вкладчиков по всей стране, в 18 отделениях. 19 мая «Промрегионбанк» был отключен от БСЭП, а впоследствии уведомил Пенсионный фонд о невозможности исполнения своих обязательств.

Через 10 дней после случившегося у банка была отозвана лицензия со стороны ЦБ РФ. Это решение о применении крайней меры воздействия было принято «Банком России» в связи с неисполнением кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ, значением нормативов достаточности собственных средств ниже 2%, снижением размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала. Позже стало известно, что в период кризиса 14–15 мая стоимость активов банка составила всего 1 млрд 837 млн рублей, при величине кредитных обязательств в более чем 7,027 млрд рублей. Куда из кредитного учреждения ушли 3,5 млрд рублей, никто тогда сказать не смог.

Деньги роздали бомжам?

В июне 2016 года редактор нашей газеты Василий Еремин подал большое заявление в Генеральную прокуратуру РФ, в котором предположил умышленное банкротство банка и вывод его активов в мае этого года со стороны бывшего руководства банка, что и привело к серьезному кризису ликвидности финансового учреждения. Копия письма была отправлена в Центральный банк и Росфинмониторинг. Ответы из этих ведомств оказались интересными. Как оказалось, руководством «Промрегионбанка» в период фактической неплатежеспособности были совершены какие-то странные сделки по замене активов, имеющих ликвидное обеспечение. В этой связи всю информацию о проведенной проверке и финансовых операциях, которые подпадали под уголовные статьи, Центробанк отправил в правоохранительные органы для возбуждения по ним уголовных дел. Правда, тогда никаких подробностей в ЦБ об этом нам не сообщили.

Не менее интересным был ответ и из Росфинмониторинга. Материалы проверки деятельности руководства банка были направлены в Генпрокуратуру России для принятия по ней процессуального решения, опять-таки без подробностей. Однако, по информации наших источников, в начале мая 2016 года кто-то из тогдашних руководителей банка приехал в Томск и вывел все активы. Кроме того, снял наличность со счетов, выдав более 1 млрд рублей «лицу без определенного места жительства», плюс повесили на него несколько крупных кредитов...

Десятки отписок

Наша переписка с правоохранительными органами достойна отдельного упоминания. Сначала нам ответили в Генеральной прокуратуре, написав, что наши заявления были перенаправлены в Прокуратуру Москвы и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы. Оттуда нам прислали письма, что материалы проверки направлены в Прокуратуру Томской области и УЭБ и ПК УМВД Томской области. В формальных отписках стояла информация, что пока «комментировать доследственную проверку» преждевременно. Примерно такие же однообразные отписки пришли из правоохранительных структур Томской области. Проверка была проведена, результаты проверок были переданы... обратно в Прокуратуру Москвы и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы. Проверка по данным фактам финансовыми ведомствами проведена, был выявлен материал для возбуждения уголовных дел. Все было передано в Генеральную прокуратуру. Оттуда все ушло в Прокуратуру Москвы и ГУЭБ и ПК УМВД Москвы. А оттуда... Вы будете смеяться, но это так (3 октября пришел последний ответ) – все было передано в ОМВД Москвы по Бутырскому району, а оттуда материалы дела были переданы в ОМВД РФ по району Замоскворечья г. Москвы. После конца 2016 года даже такие однообразные отписки перестали приходить. Тем не менее, в 2017 году СК возбудил уголовное дело по растрате. Но нас никто об этом, конечно, никто не проинформировал.

Пока под предлогом «тайны следствия» журналистам не сообщают имена и фамилии тех, кому были перечислены средства. Как и названия юридических лиц... Но это, как вы понимаете, – вопрос лишь времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру