Траст, который лопнул

Из-за отказа чиновников поддержать ГЧП по модернизации пассажирских автоперевозок, инвестор за два года работы потерял в Томской области 300 млн рублей

Два года назад администрация Томской области заключила соглашение о сотрудничестве с компанией «Регион-Транс», которая готова вложить собственные средства для реанимации и развития ОАО «Томскавтотранс», находящегося в 100-процентной областной собственности и в таком же кризисном положении. Предприятие накопило огромные долги, автобусный парк был изношен до предела, и обновить его собственными силами было невозможно. Чем же все это закончилось?

Из-за отказа чиновников поддержать ГЧП по модернизации пассажирских автоперевозок, инвестор за два года работы потерял в Томской области 300 млн рублей

Губернатор дал «добро»

– Жители региона предъявляют к междугородним автобусным перевозкам особые требования. Поездка должна быть доступной, комфортной и безопасной. Очевидно, что сегодняшний «Томскавтотранс» при отсутствии техники, маршрутов и финансовой устойчивости этим требованиям не отвечает, – отметил тогда губернатор Сергей Жвачкин.

В итоге в июне 2018 года томские власти решили вернуть ситуацию на предприятии в то же состояние. Договор с управляющей компанией расторгнут. «Томскавтотранс» вновь прекратил собственные перевозки и лишился доходов. Томская область потеряла более 50 новых автобусов и налоги, отдав рынок частникам со списанной техникой. Персонал областного предприятия, а это порядка 250 человек, отправлен в простой, под угрозой выплата заработной платы не только безработным водителям, кондукторам и работникам автобазы, но и сотрудникам автовокзала.

От ворот поворот дан не только им. В проекте участвовал и ряд других федеральных компаний — финансовых, лизинговых, топливных, включая Институт транспорта при Правительстве Российской Федерации и уполномоченных представителей корпорации «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива.

Руководители «Регион-Транса» рассказывают на многочисленных примерах, что лишились поддержки областной власти сразу же после перехода полномочий заместителя губернатора по промышленности из рук Леонида Резникова и Николая Глебовича к Игорю Шатурному.

После его вступления в должность областные чиновники стали откровенно лоббировать интересы частных перевозчиков, сохраняя за ними наиболее прибыльные маршруты, принадлежащие «Томскавтотрансу».

Классика жанра

Яркий пример — маршрут №506, между Томском и Зырянским. «Томскавтотранс» получил комфортабельные автобусы и начал выполнять рейсы, расторгнув предварительный договор с частным перевозчиком. Областное предприятие эксплуатировало только газовые автобусы, а значит, имело более низкую себестоимость, несмотря на «белую» бухгалтерию и соблюдение всех государственных нормативов.

– Поэтому мы позволили себе снижение цены за проезд, – рассказывает бывший исполнительный директор АО «Томскавтотранс» Николай Стародубов. – Если раньше цена была 231 рубль, то мы продавали билеты за 180. Разница в 50 рублей, в оба конца – 100 рублей. Естественно люди это с удовольствием отметили.

Тем не менее, частник продолжил работать на этом маршруте нелегально. «Томскавтотранс» отправил письмо о нелегальном перевозчике в профильный областной департамент (по сути — в свой же совет директоров), транспортную инспекцию и в ГИБДД. Три структуры думали три недели, все-таки выехали комиссией в Зырянское, где зафиксировали нарушение…

А затем появляется протокол рабочей группы, где черным по белому написано, что маршрут №506 областное предприятие выполнять не будет и вновь передается тому же частному перевозчику. Тогда «Томскавтотранс» направил обращение вице-губернатору Шатурному, так как инициатором отторжения маршрута №506 был именно он. Смысл письма был в том, что навязывание контрагентов юридическому лицу называется прямым вмешательством в хозяйственную деятельность. И вообще-то является уголовно наказуемым деянием.

— Понятно, что происходило со всеми нашими обращениями. Нам даже не отвечали на них, — рассказала юрист «Регион-Транса» Елена Субботина.

Затем АО «Томскавтотранс» было отказано в предоставлении субсидий за перевозку льготных категорий граждан, в связи с чем перевозчиком не было получено около 16 млн рублей за фактически оказанные услуги по перевозке льготной категории пассажиров (за 2017 год таких пассажиров было перевезено в десятки раз больше, чем в предыдущем).

Кроме того, никто никак не реагировал на типичную и распространенную ситуацию, когда автобус ездит в деревню, где нет пассажиров. Но потребовали, чтобы это сообщение действовало. Так прежнее наследство, которое присутствовало в отчетах, но не было отражено по статьям балансового отчета областного предприятия, выдали за показатель деятельности управляющей компании за последний год.

Одной из тем для спекуляций в отношении инвестора стала интерпретация в «обещание» вложить миллиард рублей в развитие АО «Томскавтотранс». По факту ведь оказалось «всего-то» 300 миллионов.

На самом деле было так. По проекту комплексного развития пассажирского транспорта, инвестор предлагал приобретение автобусной техники на общую сумму около 450 млн рублей при непосредственном участии АО «Регион-Транс» и передачей автобусов во временное возмездное пользование в АО «Томскавтотранс». В дальнейшем эксплуатация автобусов за период реализации проекта – семь лет – позволила бы получить доход АО «Томскавтотранс», который оценивался в тот самый миллиард.

Хроника событий

Как затем развивались события? Генеральный директор «Регион-транса» Владимир Ильичев напомнил, как было дело. По первоначальному проекту, исходя из маршрутной сети АО «Томскавтотранс», предполагалось купить 103 автобуса, чтобы закрыть все рейсы. После долгих совещаний и уточнений рабочая группа по финансовому оздоровлению АО «Томскавтотранс» остановилась на цифре 78, которую чиновники посчитали достаточной.

Аренда с правом выкупа являлась существенным преимуществом для АО «Томскавтотранс», так как автобусы были поставлены и переданы арендатору без каких-либо дополнительных гарантий со стороны Администрации Томской области, без каких-либо обеспечительных мер и первоначального взноса. Весь риск неблагоприятных последствий перед лизинговыми компаниями был возложен на арендодателя, также исключена возможность обращения взыскания на подвижной состав по требованиям кредиторов.

В АО «Томскавтотранс» автобусы передавались на основании договоров аренды. Во исполнение требований 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ОАО «Томскавтотранс» объявлял закупочные процедуры на право заключения договоров аренды транспортных средств (автобусов) без экипажа для нужд «Томскавтотранс». В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии ОАО «Томскавтотранс» от 6 февраля 2017 года было принято решение заключить договор аренды транспортных средств с единственным участником запроса цен – ООО «ТТЛ».

Отметим, что решение об определении стоимости арендной платы за пользование автобусной техникой было принято советом директоров предприятия. Единственным акционером – Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области – 16 февраля 2017 года было принято решение о согласии на совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Договор аренды транспортных средств с правом выкупа с ООО «ТТЛ» был заключен 17 февраля 2017 года.

Стоимость арендной платы была предварительно определена на заседаниях рабочей группы по повышению эффективности деятельности АО «Томскавтотранс», куда входят в том числе три заместителя губернатора Томской области. Договор был исполнен со стороны арендодателя, автобусы были переданы и выполняли собственные маршруты АО «Томскавтотранс».

Однако, несмотря на то, что были соблюдены все требования корпоративного законодательства и законодательства в сфере закупок, предварительно определена рыночная стоимость арендной платы, после неоднократных обращений чиновников в правоохранительные органы данная сделка попала под пристальное внимание правоохранительных органов.

Инвестор обосновал рабочей группе и совету директоров цену аренды автобусов для «Томскавтотранса» в 68 тысяч рублей за одну единицу в месяц, исходя из стоимости машин, дополнительного оборудования и рыночной ситуации. Вице-губернатор Шатурный категорически настоял на том, что цена должна быть 60 тысяч. По мнению руководителей «Регион-транса», его действия провоцировали отказ от сделки. Ведь только лизинговые платежи и обходились в 57 тысяч. При этом инвестор уже заплатил первоначальные взносы за новые автобусы. При таком раскладе только на 44-й месяц инвестор начинал бы возвращать свои вложенные деньги.

– Все было сделано, чтобы нас выдавить. Однако мы приняли решение согласиться на эту цену, – рассказывает Владимир Ильичев, – хотя у нас есть все отчеты и документы. А это ни в какие экономические расчеты не укладывается. И ни в какие ворота не лезет!

Срезюмируем

Подводя итог «совместной деятельности» с властью – субъектом Российской Федерации, следует отметить, что за счет средств инвестора для реализации проекта был приобретен 81 автобус. Все они были поставлены в Томск до декабря 2017 года. В конце 2016 года и в течение 2017 года неизвестные до сих пор злоумышленники в три (!) захода сожгли шесть новых автобусов, целенаправленно желая сорвать проект. Осталось 75. 20 автобусов инвестор так и не передал в «Томскавторанс», которому не давали полноценно встать в работу на все маршруты. Естественно, чтобы не нести убытки, «Регион-транс» эти автобусы продал.

— Техника не может стоять и ждать, принося ежедневно убытки, тем более что она была приобретена на кредитные ресурсы, – подвел итоги инвестор государственно-частного партнерства. – В итоге у нас оставалось 55 машин, из которых 16 в течение полугода, с декабря, так и не встали на маршруты. Хотя мы надеялись. Они и сейчас на площадке. А 39 работали в АО «Томскавторанс».

Поражает, что безмолвствуют Томский автотранспортный союз, профсоюзная организация АО «Томскавтотранс», которые до недавнего прошлого занимали очень активную позицию в «защиту интересов работников транспортной отрасли и организаций- перевозчиков», несмотря на то, что сотрудники АО «Томскавтотранс» в настоящее время остались без работы, под угрозой выплата зарплаты и вырос риск банкротства предприятия. Фактически руководить предприятием стала группа лиц, которая и организовала противодействие решениям губернатора Томской области в оздоровлении деятельности АО «Томскавтотранс».

Сегодня большинство работников сожалеют о том, что шли на поводу у организаторов «борьбы», так как оказались обмануты. С трудом можно поверить обещаниям обеспечить успешное будущее АО «Томскавтотранс», учитывая, что вся ситуация недавнего прошлого говорит об обратном.

Финансирование коммерческой организации за счет бюджета ударит по социальной сфере Томской области (образование, здравоохранение, культура и т.д.).

Привлечение кредитных ресурсов – это результат усилий управляющей организации, однако в нынешних условиях источник погашения кредитов отсутствует.

Если автобусы будут привлекаться на условиях аренды, каков же тогда будет размер арендной платы и будет ли вновь возбуждено уголовное дело в отношении менеджеров, вновь решивших финансово оздоровить АО «Томскавтотранс»?!

Действия низовых чиновников поставили крест не только на ГЧП, на инвесторах, но и на жителях районов Томской области. В Кисловке, Итатке, Лоскутове, в районе аэропорта люди стали ездить домой на обед. Еще месяц назад они знали, что ровно минута в минуту будет комфортабельный автобус «Томскавтотранса». Самый последний рейс на Кисловку из Томска уходил после 22.00, дорога от Лагерного сада до поселка занимала семь минут. Люди могли спокойно вернуться домой и после кино, и после театра. Дети из пригородов стали ездить в Томск на кружки и городские праздники. На Лагерном саду практически исчезли такси-нелегалы, потому что стали регулярно ходить автобусы.

Теперь всего это нет, и не будет. Однако жители Томской области, прозябая на остановках и трясясь в аварийных автобусах, должны знать причины своих неудобств, которые имеют конкретные должности и известные фамилии. Все они подписывали протоколы рабочей группы, созданной для финансового оздоровления крупнейшего в регионе перевозчика пассажиров.

1 апреля 2017 года АО «Томскавтотранс» отмечало 50-летний юбилей с момента основания предприятия. В июне 2018 года его по сути дела начали банкротить – за последние десять-двенадцать лет во второй раз. Наверное, в последний.

Есть основания полагать, что действиями некоторых областных чиновников умышленно создана конфликтная кризисная ситуация, которая исключает приход и заинтересованность потенциальных инвесторов в сферу пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Томской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру