В Томской области назревает «бунт»

Жители Зырянки и Тегульдета готовы выйти на массовые акции протеста из-за ограничения движения через реку Яя

В двух районах Томской области начинает постепенно накаляться ситуация с движением по мосту через реку Яя, которое был ограничено летом этого года из-за угрозы разрушения несущих опор моста.

Жители Зырянки и Тегульдета готовы выйти на массовые акции протеста из-за ограничения движения через реку Яя

За последние два месяца введённое ограничение движения на нем для грузовиков тяжелее 15 тонн привело к тому, что многие грузоперевозки в Зырянском и Тегульдетском районах были фактически сорваны. Компании занимающиеся лесозаготовками, перевозкой стройматериалов и сельхозпродукции понесли миллионные убытки.

Хроническая ЧС

Как мы знаем, 16 августа этого года губернатор Томской области Сергей Жвачкин ввел режим ЧС в Зырянском и Тегульдетском районах в связи с потерей несущей способности конструктивных элементов моста через реку Яя. Все дело в том, что мост обеспечивает транспортную доступность сразу двух муниципальных образований с Томском. Мораторий продлится до 1 сентября 2019 года. Теперь по мосту разрешено ездить грузовикам не тяжелее 15 тонн. Такое ограничение серьезно осложнило работу лесозаготовительных предприятий в Зырянском и Тегульдетском районах области. В этом секторе работают более трех тысяч человек, что составляет около 20% жителей районов.

На днях на нас вышел представитель инициативной группы предпринимателей Александр Дубровин. Он сообщил нам, что если меры по нормализации движения через мост по реке Яе не будут приняты, то в районах могут начаться массовые акции протеста.

– Ситуация для многих компаний и бизнесменов действительно сложилась тяжелая, – говорит он, – сотрудники ГИБДД не пропускают через мост лесовозы, хотя нефтевозы от той же «Роcнефти» пропускают через мост без препятствий. И это еще больше злит людей, ведь все прекрасно видят, что грузовики по тоннажу намного превышают вес в 15 тонн, там идут машины под 30–40 тонн. Лесовозы, значит, могут мост разрушить, а более тяжелые нефтевозы – нет? Все это выглядит предельно подозрительно.

Предприниматели предлагали сделать через реку временную понтонную переправу, ее можно навести уже через несколько дней. Но никто ничего не хочет делать. Все ждут проведения экспертизы опор моста и ремонта, но все это займет многие месяцы. Что людям делать, пока ремонт будет проведен? Ждать? Так тогда многие компании просто обанкротятся за это время, а люди лишатся работы. Между тем, по словам юриста, ранее на ремонт моста через Яю уже выделяли более 6 миллионов рублей из областного бюджета.

– Мост был признан аварийным еще в 2014 году, – продолжает Александр Дубровин, – в 2015 году на ремонт выделили 6,2 миллиона рублей. Работы вроде бы проводились областным ДРСУ. Но что было сделано – понять трудно. Визуально – почти ничего. Да и с изношенностью моста тут не все ладно. Было проведено техническое обследование. Оно якобы показало, что изношенность моста более 35%, поэтому нужно ограничить поездки для транспортных средств тяжелее 10 тонн.

Как считает представитель предпринимателей, меры по наведению понтонного моста могут снизить накал напряженности. Многие жители районов уже сегодня готовы выйти на трассы.

– Технически все решаемо в течение нескольких дней, – считает Дубровин. – Нужно сделать временные понтоны, но кто-то из лиц, связанных с областной администрацией, похоже, хочет заработать и на этом. Якобы вопрос обойдется в 130 миллионов рублей, так нам сообщили из кулуаров «Белого дома». Почему? За счет чего? Никто не объясняет. Для нас странно слышать и слова начальника департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Юрия Баева, что постройка нового моста через реку Яю обойдется в 1 миллиард рублей. Откуда взялась эта огромная цифра? Она ведь явно завышена, причем в 3–4 раза как минимум. Новый мост точно столько не стоит, да и ждать год в Зырянке и Тегульдете никто не будет. Действовать нужно сейчас, пока люди еще не вышли на дороги и трассы. В настоящее время готовится открытое обращение на имя губернатора Сергея Жвачкина. Посмотрим, что он ответит людям.

Мнение глав районов

Руководители районов, тем не менее, относятся к происходящему по-разному. Так глава Тегульдетского района Игорь Клишин считает возмущение жителей «паникерством».

– У нас сегодня уже идет работа с Департаментом лесного хозяйства, там будет прорубаться технологическая просека для организации подъездных путей, на следующей неделе начнут делать понтонный мост, тут же рядом, – считает глава Игорь Клишин. – Так что паника эта никчемная. Решается вопрос о строительстве временного технологического моста.

Глава Зырянского района Николай Пивоваров, напротив, проблему признает.

– Сейчас очень мало автомобилей, которые перевозят малотоннажные грузы, все, в основном, используют автомобили большей грузоподъемности, поэтому проблема есть, – говорит он. – На уровне Зырянского района комиссией по ЧС введен режим функционирования «повышенная готовность». В дальнейшем мы планируем ввести режим чрезвычайной ситуации. Мы оценили ущерб. На сегодня у нас проблемы с уборочной и посевной 2019 года, поскольку уже сейчас нужно завозить семена и удобрения. Срывается завоз топлива, буквально вчера две машины с углем не пропустили через мост, поставщик вынужден был отправить их в Первомайский район. Письма в областную администрацию мы об этой ситуации уже направили. Они планируют установить понтонный мост, но это не так скоро будет, ведь там нужно делать еще подъездные пути.

Без миллиарда – работа не пойдет...

А вот по словам начальника департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Юрия Баева, проект нового основного моста уже в стадии изготовления. В конце декабря в администрации области планируют получить заключение госэкспертизы. После этого область выйдет на Федерацию по источникам строительства и будет просить тот самый миллиард рублей. Сам же план аварийно-восстановительных работ по движению через Яю должны были разработать и согласовать еще до 7 сентября текущего года, но пока этого не сделано. Сейчас специалисты проектируют создать маловодный мост. По замыслу проектировщиков, это будет временное сооружение, которое позволит транспортировать высокогабаритные грузы: дерево, уголь, топливо и другое сырье. Завершены ли работы в этом направлении – также неизвестно. Как сообщал чиновник, разрушающийся мост уж неоднократно обследовали в прошлые годы. Впервые это сделали в 2012 году. По рекомендациям специалистов в 2014 году отремонтировали дорожное полотно и часть несущих конструкций, сумму, правда, так и не назвал.

– В этом году мы продолжили наблюдения и выявили повреждения продольной железобетонной плиты моста, – заявлял 7 августа Юрий Баев. – Причина известна – частый проход тяжеловесного груза. Специалисты ТГАСУ по итогам обследования рекомендовали выставить ограничения по скорости — до 30 километров в час максимальному весу, а также организовать реверсивное движение. Все это выполнено.

В общем, как мы увидели из комментариев чиновников, теоретически вроде бы все выполнимо, но пока работа почему-то упорно не идет. Как не работал мост через Яю, так он и не работает. Как несли убытки бизнесмены, занимающиеся лесом, так и несут. Так что решение проблемы грозит затянуться на долгие месяцы, если не на годы. Миллиарда рублей на строительство нового моста в ближайшее время точно не будет, а без него местные управители не хотят даже приближаться к решению проблемы.

Справка МК

Я́я — река в Кемеровской и Томской областях, левый приток Чулыма (бассейн Оби). В основе названия, вероятно, лежит тюркское яй — «лето». Следовательно, это река, где были летние стоянки первых людей по берегам реки. Длина — 380 км, площадь бассейна — 11,7 тысяч кв. километров. Исток находится в отрогах Кузнецкого Алатау, к востоку от посёлка Яшкино (Кемеровская область). Питание снеговое. Ледостав с начала ноября по апрель. Судоходна на протяжении 114 км от устья. Пригодна для сплава, популярное место для рыбной ловли, в реке водятся: щука, окунь, пескарь, плотва, чебак, елец, язь. Крупнейшие притоки: левый — Китат (90 км от устья у д. Мазалово), правый — Золотой Китат (198 км). Другие притоки Барзас (268 км), Кельбес (263 км), Челы (или Большие Чалы, 260 км), Куль (49 км), Латат (43 км).На реке Яя, в Кемеровской области, около впадения Золотого Китата расположен одноимённый посёлок Яя. В Томской области на берегах реки находятся селения: Больше-Дорохово, Воронино-Яя, Больше-Жирово, Спасо-Яйское, Усманка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру