Еремин потребовал от чиновников заняться канализацией

Почему должны страдать из-за этого?

Мы продолжаем исследовать тему источников неприятного запаха в Томске, которая благодаря летнему скандалу по сути переросла в социальный проект. Напомним, каждое лето горожане страдают от невыносимой вони, и с этим давно нужно что-то делать. Первое время в качестве основного источника неприятного запаха рассматривались пруды-отстойники АО «Сибирская Аграрная Группа» и промышленные пометохранилища, принадлежащие не менее мощному предприятию – ООО «Межениновская птицефабрика».

Почему должны страдать из-за этого?

Оба объекта расположены в 20–30 километрах от города, и их очистные постоянно модернизируются. В итоге при более детальном исследовании проблемы оказалось, что и в самом Томске хватает источников загрязнения воздуха – частные и промышленные фермы прямо в черте города (например, в четырех исправительных учреждениях в черте города содержат 2 тысячи голов свиней и 500 голов кур) ... Но дело даже не в сельском хозяйстве. Как выяснилось, куда как «зловоннее» деятельность самого человека, точнее бездействие тех, кто им управляет.

Люди тоже «пахнут»

Причина банальна – в городе вот уже много лет нет нормальной системы водоотведения и канализации. Все коллекторы, дренажные каналы, канализационно-насосные станции (КНС), городские очистные сооружения (ГОС) были построены еще в советское время. Они уже давно устарели как физически, так и морально и нуждаются в серьезной модернизации. Всё это не может не приводить к серьезным проблемам. Очевидно, томские «строительные» чиновники по какой-то причине считают, что увеличивать нагрузку на существующие коммунальные сети можно до бесконечности. Но такой бездумный подход уже дает знать о себе. Не последнюю роль играет стремительная, варварская и бездумная вырубка городских и пригородных защитных лесов, долгое время служивших естественной преградой на пути естественных, но малоприятных ароматов в городские кварталы.

Однако основная причина – неработающая городская канализация. Вот почему зачастую отходы, сбрасываемые прямо на грунт, а также ветхость канализационных сетей создают неприятные запахи в городской черте, особенно чувствительные летом. Еще одно подтверждение этого печального факта мы наблюдали совсем недавно. Серьезная авария на ГОС в районе Черемошников, произошедшая в октябре, привела к тому, что запах от разлившихся нечистот отравил окрестности на многие километры.

Отреагировал пока только «Белый дом»

Напомним, для решения проблемы – выявления источников неприятных запахов еще летом этого года по поручению заместителя губернатора Томской области Андрея Кнорра была создана рабочая группа. В нее вошел известный томский эколог, член Общественной палаты Сергей Жабин. Сергей Иванович взялся за дело со свойственной ему кипучей энергией и обнаружил множество источников неприятного запаха в городской черте Томска.

– С помощью коллег и просто неравнодушных людей мы даже составили городскую карту запахов, на которую нанесли порядка 60 объектов. Они-то и могут быть источниками зловония, дающими о себе знать особенно в жаркую погоду, – рассказал нам на встрече в редакции Сергей Жабин. – Собственно, тайны они и раньше никакой не представляли, но сейчас мы впервые их систематизировали. Большинство объектов экологам хорошо знакомы – это поврежденные коллекторы, разрушенные КНС, выливание нечистот прямо на грунт и в реку Ушайку, свалки и помойки по всему городу. О том, что в микрорайоне нет канализации, мы рассказывали не раз, – продолжает общественный эколог, – расположенная поблизости насосная станция не работает, а канализация идет на рельеф и стекает в Ушайку. Масштабы сбросов вполне приличные. Но пока мэрия явно не спешит принимать хоть какие-то меры.

Примерно то же самое происходит в конце Иркутского тракта. Проложенные там канализационные сети давно не справляются с нагрузкой от постоянно возводимых новых домов, и все стоки стекают не в городскую канализацию, а в лог, где образовалось уже целое озеро... Много раз говорилось о том, что происходит на Воскресенской горе, где десятки домов от Обруба до улицы Красноармейской не имеют подключения к центральной канализации, все идет в выгребные ямы или стекает по рельефу в Ушайку. Естественно, что все эти сбросы не могут не создавать соответствующее «амбре» летом.

– И ненужно искать пруды-накопители за 20 или 30 километров от города. Всё находится рядом, – считает Жабин. – Все источники находятся в самом городе или гораздо ближе! Те же неработающие очистные в поселке Спутник, где все отходы сливают прямо в лес, создают такую вонь в окрестностях, что глаза режет.

ЧП серьёзного масштаба

Как считает томский эколог, такие примеры можно приводить и приводить – их десятки. Более того, Сергея Ивановича сильно удивляет то, что томские КНС до сих пор не оборудованы системой автоматизации. К тому же у них почти повсеместно нет аварийных резервуаров, куда могли бы стекать канализационные стоки в случае аварии. Это и привело к тому, что во время аварии в микрорайоне Черемошники фекальные реки потекли прямо по улицам. Несоответствие официального образа Томска как «умного города» и реальности, просто «бьет по глазам».

– Странное дело: Томск постоянно кричит об инновациях, цифровой экономике, электронном правительстве, проводятся «международные» инновационные форум и чемпионаты по робототехнике, а у половины домов в городе нет центральной канализации, КНС не автоматизированы, ведь построены они в 70-е и 80-е годы, то есть 40–30 лет назад, – продолжает Сергей Жабин. – Я уже не говорю по всем известные пригородные коттеджные поселки, где стоки вывозят ассенизационные машины. Причем, опять же не заморачиваясь, бизнесмены от ассенизации сливают фекалии в ближайшую ливневку, вывозят в лес отходы жизнедеятельности, где вываливают все прямо на грунт. На словах у нас везде прорывы и движение вперед, а на деле ситуация во многом как в позднем средневековье.

Куда смотрит прокуратура?

По-хорошему, чтобы попытаться решить проблему масштабно, надо серьёзно модернизировать городские очистные сооружения и канализационную сеть, а также построить вторую очередь очистных сооружений, отремонтировать ГОС на Черемошниках, проложить множество новых коллекторов и дренажных канав, подключить сотни домов в центре и окраинах к центральной канализации. На это понадобятся десятки миллионов рублей, если не сотни. Таких средств нет ни у города, ни у области. Будут ли они – вопрос огромной депутатской и чиновной работы. Никакие частные инвесторы такие расходы просто не потянут. То есть решить проблему помогут только средства из федерального бюджета. Выделит ли Москва для помощи Томску хотя бы часть денег, неизвестно, ведь собственно, пока их никто и не просил. И прежде чем это сделать – необходимо подготовить огромный пакет документов, начиная с ряда экспертиз для будущего проекта, а также для того, чтобы в столице обосновать значимость проблемы не на пальцах, а на основании экспертной документации. Пока в проекте городского бюджета не заложены деньги даже на изучение проблемы. И лично мне не понятно молчание городской прокуратуры на эту тему, ведь статей в городских и областных СМИ с описанием значимости проблемы вышло уже немало. Судя по всему, без депутатских запросов здесь не обойтись...

Кстати, как показала предметная работа с картой запахов, проблем эстетического, а главное – экологического дисбаланса в Томске и его окрестностях оказалось немало. Работы хватит и общественникам, и рабочей группе.

Надеемся, что совместными усилиями начатая работа будет доведена до конца.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру